Вихрящиеся, закрученные раковины и жемчужины, свечи и золото, божественный свет и звук. Барокко, наверное, самая известная и одновременно загадочная эпоха в искусстве, приоткрывает свои тайны на новой выставке в Эрмитаже «Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». В экспозиции представлены работы великого южно-нидерландского художника, его учеников, коллег и последователей. Окунуться в XVII век и пройтись по улочкам Антверпена можно уже сейчас.
Каким одним полным словом можно описать фламандский натюрморт? Пожалуй, это будет снедь. Словно скрипящие, под грудой свежего мяса и рыбы, овощей и посуды, столы и прилавки на полотнах Франса Снейдерса можно рассматривать бесконечно. Для искусства XVII века Фландрия стала особой художественной школой, художники которой стремились запечатлеть на полотнах момент жизни, наслаждения и дыхания свежести.
Прочувствовать как эпоху, так и художественный стиль помогает само устройство экспозиции. Осмотр работ начинается в самом начале Николаевского зал, где зрителей сразу встречает картина «Статуя Цереры» — совместная работа Пауля Рубенса и Франса Снейдерса. Размещение других работ на периферии ротонды, создаёт ощущение запутанного сада богатого Нидерландского феодала. Из прекрасной«природы» посетитель попадает в тёмный коридор, ведущий в просторный выставочный зал.
Фламандский натюрморт — это загадка, которую предстоит разгадать. Каждый элемент композиции, будь то устрица или лимонная кожура, несёт свой смысл. Бабочки и улитки, ангелы и тюльпаны — натюрморт говорит со зрителем о быстротечности жизни и о прощении души.
Читайте также
В экспозиции представлены разнообразные виды натюрмортов — от лёгких «завтраков» до пышных цветочных композиций. Каждый посетитель может найти себе работу по душе и аппетиту.
Отличительной чертой выставки стали стеклянные кубы, внутри которых бережно воссозданы композиции предметов, изображённых на полотнах. Тончайшие ажурные вазы и громоздкие рёмеры, драпировки дорогих тканей и много-много фруктов.
Ars Vivendi — от лат. «искусство жить», несомненно находит воплощение внутри Эрмитажных стен. Оказаться в тонко воссозданной и по-современному переработанной эпохе барокко — просто необходимо.
Фотограф: Екатерина Северная
https://sub-cult.ru/art/14603-zhivaya-nezhivaya-priroda-triumf-barokko-v-ermitazhe#sigProId88a17e8323
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!