K-pop — это не просто большая группа мальчиков или девочек, исполняющих идеально отточенные танцевальные движения и вокальные партии. Прежде всего это бизнес, одна из строчек в госбюджете и гигантские команды продюсеров, музыкантов, хореографов, стилистов. И работает этот механизм отлажено и безотказно: каждой детальке в нём отведена своя функция. В том числе среди самих артистов. Один из участников занимает место главного танцора, другой — вокалиста, третий — рэпера. Есть и более экзотичные позиции: центр, макнэ и вижуал, тот, кто призван привлекать внимание. О секретах создания образа последних мы и поговорим.
Я ли в группе всех милее?
Как не трудно догадаться из названия, вижуалы — это те участники группы, которые привлекают внимание внешностью. Так как прежде всего на артиста (да и любого другого человека) смотрят глазами, внешний вид — первое, что цепляет зрителя. Лишь после аудитория обращает внимание на танцевальные и вокальные данные и образ айдола в целом. Одни из самых ярких примеров вижуалов — V из BTS, Мунбёль из Mamamoo, Минхо из Shinee и Хёнджин из Stray Kids.
«Вижуалом чаще всего выбирают участника группы, который больше остальных вписывается в корейские стандарты красоты и имеет изюминку во внешности, которую определяет только компания. Вижуала не стоит путать с «лицом группы» — это наиболее популярный член группы. Вижуалом и лицом группы может стать один и тот же участник, но чаще всего лицом выбирается другой человек. Лицо группы или лица одевают в более яркую/выделяющуюся одежду, могут дать больше экранного времени, их отправляют на шоу. Вижуалы же чаще снимаются в рекламах, продвигаются через соцсети», — объясняет руководитель корейского клуба НИУ ВШЭ Гюльхар Байрамова.
Источник фото: Tanbir Mahmud on Unsplash
Иными словами, вижуал — это первое впечатление группы. Психолог Екатерина Воронович отмечает, что именно оно формирует представление о человеке, а в случае K-pop — о коллективе артистов, поэтому так важно сделать образ вижуала действительно ярким, запоминающимся и невероятно привлекательным.
«Информацию об окружающем мире мы воспринимаем через каналы восприятия. Самый объёмный — визуальный, то, что мы видим глазами. Когда мы смотрим, мы видим всё сразу, целиком. Есть такое понятие как первое впечатление, некоторое запечатление, которое происходит сразу, тотально и достаточно глубоко в нас укореняется, и потом, чтобы изменить первое впечатление, нужно приложить достаточно много усилий. Здесь можно говорить даже не столько о физической привлекательности, потому как внешность — это не только физические данные, это и одежда, прическа, аксессуары, жесты, манеры, голос, положение тела в пространстве, как мы себя ведём, как мы располагаемся, есть ещё вербальные слова. Всё это складывает впечатление о человеке.
Восприятие наше целостно, только потом мы проводим анализ. И это важно помнить в моменты, когда мы хотим произвести впечатление».
Трудности выживания вижуалов
Как бы ужасно это не звучало, вижуалы действительно торгуют своим лицом, а потому судьба этих участников бывает порой труднее остальных. Да и к тому же работать над внешним видом иногда сложнее, чем оттачивать мастерство в артистизме.
Источник фото: Korea.net/ Korean Culture and Information Service/ commons.wikimedia.org
Делая упор на внешности, продюсеры упускают из внимания другие «способности» будущего айдола, давая поблажки в отношении танцевальных и вокальных данных, что в итоге играет злую шутку. Во-первых, довольно часто вижуалы подвергаются хейту как со стороны фанатов, так и других мемберов. Так, долгое время Джина из BTS аудитория обвиняла в том, что он попал в группу лишь из-за внешности, а петь и танцевать совершенно не умеет.
«Быть вижуалом в группе достаточно сложно, Южная Корея имеет очень жёсткие стандарты красоты, начиная от веса и заканчивая харизмой человека. Нахождение в чужом облике 90% времени может оказать негативное влияние на артиста. Многие из айдолов могут страдать депрессией, чувствовать себя неуютно на публике, но даже выражать чувства им нельзя.
Бывают случаи, когда стилисты или фотографы во время процесса создания видео или рекламы указывают на лишний вес участников. В большинстве k-pop групп, особенно женских, носят одинаковый размер. Это удобно для стилистов, чтобы не подгонять одежду под каждого участника, ведь выступлений не только за неделю, но и за один день может быть больше двух-трёх, поэтому времени на пошив одежды нет», — отмечает Гюльхар Байрамова
Источник фото: Hailey Kean on Unsplash
Во-вторых, если с возрастом айдолы, как правило, совершенствуют навыки в танце и вокале, то вижуалы не становятся с каждым годом ещё более привлекательными, а с возрастом (что бывает на склоне карьеры) поддерживать образ становится всё сложнее. И дело даже не в появляющихся морщинках, тускнеющем цвете лица и так далее, а в том, что порой совсем молодые артисты в начале карьеры, легко подходящие под образ «цветочных мальчиков» и «невинных девочек», просто не вписываются в них. И здесь айдол либо перестаёт справляться со своими обязанностями, либо ему приходится кардинально менять образ.
«Группа — это продукт, заранее собранный и подготовленный к употреблению. Музыкальные продюсеры разрабатывают его полный дизайн в соответствии со своими представлениями — вплоть до точного внешнего вида, звука и маркетинговой кампании — задолго до того, как начинают прослушивать претендентов. И все составляющие этого продукта прорабатываются заранее», — говорит автор книги «Корейская волна. Как маленькая страна покорила весь мир» Юни Хонг.
Источник фото: AUTUMN/ commons.wikimedia.org
И в-третьих, вижуалы точно из тех, кто в красках опишет, что значит идти на жертвы ради красоты. Мало того, что они проходят жесткий отбор, в преддебютный, а затем и в период существования группы им приходится особо следить за собой. Многочасовые тренировки в залах и хореографических классах, жёсткие диеты, постоянный косметологический уход, работа над стилем, поведением, управлением голосом, жестами, мимикой и даже пластические операции — вот будни вижуалов. У артиста просто нет шанса выглядеть не идеально, показать публике, что у них есть какие-либо изъяны.
«Многие из айдолов тренируются днями и ночами в танцевальных залах, чтобы оттачивать движения и сжигать калории. Иногда им приходится делать операции по изменению внешности, например, Юта из NCT делал операцию на подбородок, потому что по стандартам Южной Кореи он должен быть острым.
T.O.P. из BigBang в период второго поколения k-pop был эталоном красоты и имел огромную фанбазу, которая до сих пор его поддерживает. Однако немногие знают, что до дебюта он имел лишний вес и за сорок дней ему пришлось скинуть двадцать килограммов. В одном из интервью он говорил, что ел только желе из красной фасоли.
Ещё один шокирующий пример — история Момо из Twice. Перед дебютом ей поставили условие: за неделю нужно сбросить семь килограммов, иначе она не сможет войти в состав группы. Она питалась только одним куском льда в день. Во время трансляции на Vlive Момо рассказала, что боялась ложиться спать, потому что думала, что уже не проснётся из-за слабости в теле: она постоянно тренировалась и морила себя голодом. Однако скинуть семь килограммов за неделю ей не удалось, тогда компания дала ещё три дня», — рассказывает Гюльхар Байрамова.
Источник фото: Total Shape on Unsplash
Стоит также отметить, что приходится следить артистам и за своей репутацией. Всё, что связано с алкоголем, запрещёнными веществами, а иногда и нецензурной лексикой, под запретом, а попасть в скандал с сексуальным подтекстом — подписать себе смертный приговор. Однако на сцене этой самой сексуальностью никто отнюдь не пренебрегает.
«Подготовка K-pop-звезд — это обучение человека всему, чему только возможно, — пишет Юни Хонг, — недостаточно просто хорошо танцевать».
Можно продолжить: недостаточно просто хорошо выглядеть. Нужно быть идеальным.
I just like you, you just like me
Стремление быть идеальными причиняет вред не только самим артистам, но и их поклонникам. Фанаты, особенно подростки, в жажде походить на кумира идут на кардинальные меры. Не только подвергая себя таким же жестким диетам, копируя стиль и поведение, но и прибегая к пластическим операциям.
«Одержимость несовершеннолетних пластической хирургией особенно опасна, поскольку дети весьма восприимчивы к давлению сверстников и к желанию соответствовать принятым стандартам. Что привело в некоторых богатых школах к своеобразной «гонке вооружений» — соревнованию между учениками, кто окажется самым красивым. Это как покупка самой модной осенней одежды к новому учебному году», — сетует Юни Хонг.
Не стоит сомневаться, что в отдельных случаях эта одержимость заканчивается не в пользу здоровья поклонников.
«Что касается фанатов, они, одержимые образом кумира, сидят на жёстких диетах, делают многочисленные операции и губят здоровье. В целом, корейцы часто едят сбалансированную еду и образ жизни у них другой, но чтобы чувствовать себя похожей на выстроенный идеальный образ, приходится тратить сутки в зале».
Источник фото: Igor Rand on Unsplash
Красота или грамотно созданный её образ?
Не всегда смотрящие на нас с экрана звёзды действительно красивы. Однако они всегда привлекательны. По словам психолога Екатерины Воронович, привлекательность складывается далеко не из идеальных пропорций тела и лица, под которыми и понимается физическая красота. На это работают четыре основных составляющих: уверенность, гармоничность, актуальность и уместность.
«Привлечь внимание можно с помощью уверенности в себе, потому что мы чувствуем: этот человек обладает некой силой, способностью заботиться о себе, какими-то уникальными ресурсами. Гармония — сочетание внешнего образа человека и ощущения, исходящего от него, когда внешнее сочетаемся с внутренним. Безусловно, это самое первое, что позволяет сформировать привлекательные состояния».
Психолог также подчёркивает, что даже соблюдение всех этих требований может не сработать, если мы не понимаем, какова наша цель.
«Чтобы стать более привлекательным для других, конечно же, я сначала понимаю, что я хочу получить. Если хочу привлечь порицание, то нужно нарушить все нормы. Безусловно, важно учитывать стандарты красоты и нормы поведения. Это и может помогать, а может давать сопротивление».
Напоминает Екатерина Воронович и о ценности в создании правильного образа аксессуаров, которые помогут расставить акценты, цвете одежды и волос, он также может расположить к себе, и, конечно, индивидуальности в деталях.
«Креативность в нашу пользу. Важно, как звучит голос и дыхание, интонация. Настроение — это то, что мы можем настраиваться и быть в разных состояниях. Когда я предполагаю встречу, связанную с определенной тематикой, я могу создать себе определенное настроение. Для этого тоже есть разные техники, упреждения, специальные инструменты».
Получается, быть красивым мало, нужно быть привлекательным и органичным в правильно созданном образе. Так с помощью каких приёмов, в том числе перечисленных выше, вижуалов делают теми, кто привлекает внимание и заставляет буквально смотреть на себя?
Источник фото: commons.wikimedia.org
Начнём с того, что зачастую вижуалы не совсем соответствуют тем самым нормам корейской красоты и даже имеют некоторые изъяны, хотя и их определённо можно назвать очень красивыми. Это не просто конвенциально красивый человек, это участник с действительно уникальной внешностью. Так, самой популярной группой первого поколения k-pop, теми, кто стоял у его истоков, можно назвать H.O.T. Их вижуал — Канта. Его внешность едва ли считается конвенциальной для корейского общества. Отсутствие v-образной формы лица и заостренного подбородка, большой нос, пухлые губы, тёмная кожа. Год за годом выбираемый десятками СМИ как самый красивый мужчина-артист и постоянно бьющий рекорды по реакциям в социальных сетях V из BTS тоже не без «изъянов». Один из главных внешних недостатков айдола — большие уши. Пускай иногда и незаметный, но серьезный минус — веки разной формы, на одном глазу оно двойное, а на другом нет. В начале карьеры поклонники называли его улыбку «квадратной» и писали в комментариях, чтобы он перестал улыбаться вообще. Однако стилисты работают с этим в пользу артиста: либо подчеркивают черты, делая внешность ещё более запоминающейся, либо грамотно сглаживают с помощью прически, одежды и макияжа.
В итоге несоответствие «правильной» красоте делает айдолов ещё более привлекательными и, как ни странно, красивыми, потому как подчеркивает их индивидуальность и позволяет выделить на фоне остальных. Так принятые обществом черты внешности за «изъяны» становятся преимуществом и той самой изюминкой для вижуалов.
Выделяет вижуала и образ крайне уверенного и временами даже холодного, недостижимого человека. Среди более открытых и милых участников находится прекрасный и отстраненный, цепляющий в первую очередь. Можно сказать, что он не человек, а образ, играющий с рассудком зрителя.
Зачастую на фотосессиях вижуалы занимают особую позицию среди остальных: на них может быть по-иному направлен свет, они единственные могут смотреть в камеру, в то время как другие артисты направляют взгляд от неё, или же мемберов снимают в профиль, а вижуалов в анфас.
То же касается прически, макияжа и одежды. Довольно часто у вижуалов отличный и, как правило, яркий цвет волос. Артистов одевают в однотонные образы или наоборот чрезмерно яркие, в то время как остальные участники этому правилу не следуют, добавляют яркие акценты, необычные аксессуары (большие шляпы, огромные броши или композиции из тканевых цветов), иногда даже расписывают кожу.
Таким образом, естественная красота вкупе с огромной работой над собой, жестами, мимикой, умением сыграть нужный образа, повести себя правильно в нужное время в нужном месте, быть уверенным на публике, всегда соответствовать окружающей атмосфере (и это ещё без учёта того, что вижулам как и остальным мемберам приходится доказывать свое мастерство в выступлениях, петь и танцевать на высшем уровне) и зачастую природной харизмой делают артистов теми, кто бескомпромиссно привлекает к себе внимание; делает их теми самыми вижуалами, которые обязаны заставить зрителей посмотреть на себя.
Источник фото: Marie Claire Korea/ commons.wikimedia.org
Так милее ли всех на свете вижуалы? Одно сказать можно точно: это артисты, проходящие через жернова продюсеров, стилистов и самой системы k-pop, жертвующие физическим и психологическим здоровьем, проводя часы в работе над собой, чтобы дарить поклонникам образ идеального человека, цепляющего с первых секунд. И естественная красота в этом играет точно не главную роль.
Источник фотообложки: Dispatch/ commons.wikimedia.org
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!