Пятого октября на сцене «Эрарты» в рамках фестиваля Cross Art прошло выступление немецкого пианиста-экспериментатора Hauschka. Инструмент, используемый музыкантом, называется prepared piano, термином, которому богатый русский язык предлагает сразу два перевода, оба из которых отражают его суть с разных сторон: препарированное фортепиано или же подготовленное фортепиано.
Звук в таком пианино создаётся посредством его модификации через помещение различных предметов на молоточки, струны или между ними. Создателем этой техники считается американский композитор-авангардист Джон Кейдж (1912-1992), хотя сам он упоминал Эрика Сати (1866-1925), пользовавшегося подобной техникой ранее, пусть и мельком.
Вошедшие в темный зал увидели на сцене большой белый рояль (в английском piano может обозначать и рояль, и пианино), который слегка скрывался от взоров в тумане дым-машины. Природа инструмента порождала неиссякаемый интерес, и многие в ожидании выступления фотографировали его в надежде увидеть, что же скрывается внутри. Через некоторое время на сцену вышел и сам Hauschka, в миру Фолькер Бертельманн, начавший свое выступление с рассказа о свежих концертах, релизах и особенностях техники им используемой. Перебирая шуршащие полиэтиленовые пакеты и предметы в них, он рассказывал, что, например, вот в этом у него лежат исключительно деревянные палочки, а в другом – только железные предметы.
Читайте также
Выступление Hauschka не делилось на условные композиции, не приостанавливалось до самого конца и не прерывалось аплодисментами. Звучание рояля, естественно, отличалось от традиционного: помимо ожидаемых нот, к нему добавлялись элементы перкуссии, а текстура звука становилась насыщеннее. Hauschka исполнял помесь modern classical, эмбиента, и экспериментальной музыки, рисуя в воображении собравшихся яркие образы, которые были индивидуальны для каждого. Музыка, звучавшая в тот вечер принимала различные оттенки и совершала метаморфозы: она бывала и вкрадчивой, и хрупкой, и торжественной, и мрачной.
Примерную схему, того, как же это работает, представляли многие, ведь Hauschka добавлял внутрь инструмента различные предметы прямо на ходу. А вот что происходило внутри инструмента - это выдавали лишь игриво подпрыгивающие шарики для пинг-понга в паре композиций, хотя кое-что все-таки можно было разглядеть и в отражении крышки рояля.
После долгих финальных аплодисментов не мог Hauschka не выйти и на бис. После еще одного монолога музыкант достал изоленту и внес некоторые изменения в инструмент прямо при зрителях, сыграв после этого небольшую полуимпровизационную композицию, состоявшую сразу из двух его других работ.
После окончания выступления, Hauschka вышел к публике, чтобы ответить на вопросы, раздать автографы, да и просто немного поболтать. В тот вечер немецкий музыкант, оказавшийся не только виртуозом, но и открытым обаятельным человеком, подарил всем пришедшим в «Эрарту» особенный опыт.
Фотографии Евгении Анисимовой
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!