В Петербург из московского ЦДХ приехала выставка «Бэнкси. Гений или вандал? Решаешь ты!» — приехала, успев вызвать локальный скандал и недовольство самого Бэнкси, без малого самого известного в мире художника-граффитиста. С автором выставку не согласовали — а он узнал и оказался резко против. Рассказываем, почему возмущение обосновано — и почему сходить на выставку самого загадочного художника современности все же стоит.
Гардероб, кофе, сувениры и приветливые девушки, которые советуют скачать бесплатный аудогид в приложении на izi.Travel. На старте вас встречает эпичное видео о Бэнкси (отрывок можно посмотеть тут) — и, конечно, охранники. Видео сделано отлично: динамичный визуальный рассказ обещает блокбастер, что настораживает: повторения «Оживших полотен» не хочется. Но дальше — оригинальные работы Бэнкси и фотографии его знаковых граффити, и все не так уж плохо.
Бэнкси: неуловимый художник, политический активист и гений коммерции
Бэнкси (Banksy) — самый известный и неуловимый художник стрит-арта из Бристоля. Его авторский метод — трафаретная печать, ирония, переходящая в тяжелый, злой и остросоциальный сарказм и игра на грани китча. В его работах — протест против политики, войны, ханжества и капитализма под лживыми масками. Их можно увидеть на улицах Лондона, Нью-Йорка, Барселоны, Берлина и не только. Его псевдоним — бренд, за который платят миллионы долларов, и тайна: кто скрывается под Banksy, не знает никто. Но все хотят узнать, увидеть и купить.
В субботу 6 сентября, примерно в то же время, когда журналисты «Субкультуры» заходят на выставку на Конюшенной площади, на аукционе Sothebyʼs самоуничтожается версия одной из самых известных работ Бэнкси и любимое национальное произведение искусства британцев, «Девочки с шаром» — сразу после покупки за более чем миллион фунтов. Позже Бэнкси опубликовал в Инстаграмму видеозапись перформанса и признался, что «тайно встроил шредер в картину. На случай, если ее когда-либо выставят на аукцион». Впрочем, покупательница не расстроилась: «сначала я была шокирована, но постепенно начала понимать, что в моих руках оказался собственный кусочек истории искусства», — заявила она. К тому же, изрезанная шредером «Девочка с шаром» уникальна, а поэтому стоить будет больше, чем остальные «Девочки». Но и остальные владельцы не в обиде: благодаря аукциону и вниманию СМИ стоимость любой из них вырастет на 50% или даже больше.
Читайте также
Скандалы, интриги... выставки
И это не единственный скандал вокруг Бэнкси. После открытия выставки «Гений или вандал?» в московском Центральном доме художника один из поклонников отправил Бэнкси фото афиши и написал, что билет на выставку стоит 20 английских фунтов (около 1700 рублей, на самом деле — 450-650 рублей). Оказалось, что Бэнкси не знает о выставке и не считает правильным брать деньги за просмотр своих работ. СМИ превратили эту историю в большую дискуссию о том, этично или нет выставлять работы художника без его согласия и использовать при этом как приманку его имя, его бренд.
В то же время параллельно с выставкой «Гений или вандал» в амстердамском музее Moco проходит другая выставка Бэнкси, «Banksy Laugh now», где работ в три раза меньше. Билет стоит от 11 до 13 евро, аудиогид — ещё 3 евро. Одобряет ли Бэнкси амстердамцев? Вопрос открыт.
Этично или нет, но организаторы российской выставки (компания IQ ART MANAGEMENT при поддержке MTC) проделали огромную работу: собрали оригиналы из галереи Lilley Fine Art, нескольких музеев современного искусства и частных собраний, подготовили видеоклип и аудиогид и развесили афишу по всему городу. И — наняли толпу охраны.
О дивный новый арт-мир
Чтобы оценить градус абсурда, быть арт-критиком не обязательно: на выставке художника-графитиста охранники провожают посетителя внимательными взглядами в каждом зале, и это отражается в самих работах художника — где он тотальную слежку критикует. Впрочем, современное состояние искусства, или, вернее, арт-рынка, что называется, the same: объекты становятся выгодными вложениями капитала, не менее надежными и более выгодными, чем квадратные метры или золото. И уничтожение собственной работы на аукционе, которые многие трактуют как акцию протеста свободолюбивого Бэнкси, любителя понасмешничать над рыночными отношениями, — только увеличивает стоимость его работ. Насмешка судьбы? Закономерный итог? Свободолюбивый вандал или гений коммерции?
Это все интересно, но идти на выставку или нет?
После лавины возмущения логично ожидать очередной блокбастер, который эксплуатирует бренд художника. В некоторой мере это и верно: выставка не показывает нового, неизвестного Бэнкси и вряд ли заинтересует профессионалов от мира искусства и продвинутых зрителей.
Бэнкси создает не рисунки — он делает события: пишет что-то политическое, злобное и остроумное, потом владельцы дома или просто предприимчивые прохожие вырезают стену и пытаются продать, вандалы закррашивают часть картины, все это освещается газетами... Работы Бэнкси не должны покидать мест, где они нарисованы. Теряя связь со стеной, поверхностью, они становятся просто картинками. Поэтому идея показывать стрит-артиста Бэнкси в музее сама по себе абсурдна. Хотя его работы отлично смотрятся как принты на футболках и свитшотах, на самом деле они требую воздуха, свободы, движения и уличного шума — они не про комнатное созерцание. То, что он делает для коллекционеров, — абсолютно коммерческая и неинтересная история. Зачем же тогда идти на выставку? Чтобы немного узнать, кто он такой. Выставка показывает основные темы, и для зрителей, которые мало знаю о Бэнкси и стрит-арте, подходит идеально — для знакомства. Чтобы получить то самое «общее представление», а потом придти на английскую улицу или в отель на границе Палестины с Израилем и увидеть все самому.
фото: Илья Покалякин
View this gallery on Flickr
https://sub-cult.ru/foto/9984-banksy#sigProId9e24aabd50
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!