Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о своей выставке или творчестве? Пишите: d.bondrovskaya@sub-cult.ru
Александр Мущенко

Музей уличного искусства находится в южно-восточной части Санкт-Петербурга на действующем производстве – заводе слоистых пластиков. С 2012 на работающих и заброшенных цехах создают свои произведения ведущие уличные художники России и мира. История завода началась на Петроградской стороне в 1945 году, когда здесь делали изоляторы для электросетевого хозяйства страны, разрушенного Великой Отечественной войной. Лишь спустя 11 лет — в 1956 году, когда страна восстановилась и можно было создавать не просто функциональные, но и красивые интерьеры — на Охте запустили производство ДБСП – декоративных бумажно-слоистых пластиков. Этим материалом, например, отделывают лифты, эскалаторы и поезда. Сейчас же на территории завода площадью 11 га красуются работы художников. Каким образом появился музей и как он устроен, рассказывает Александр Мущенко, продакшн-директор Музея уличного искусства.

— Как зародилась идея о создании Музея стрит-арта?

— С 2010 года мы с Андреем Зайцевым, нынешним директором музея, работали на Заводе слоистых пластиков в отделе инновации. Все началось с вечеринок в заброшенных цехах: мы приглашали друзей-художников, рисовали граффити, смотрели кино. В тот момент мы начали воспринимать завод как что-то родное и очень хотели изменить то пространство, в котором мы проводили большую часть времени. Так появилась мысль о музее.

— Расскажите о действующих выставках?

— Сейчас на площадке проходит выставка «Праздник к вам приходит», посвященная столетию революции. То, что вы увидите здесь – это плоды работы более 60 художников из 12 стран, которые в течение полутора месяцев создавали этот проект. Если говорить об отдельных работах этой выставки, то первое, что видит посетитель Музея – это документальная стена «Поколения». Для ее создания граффити-художник Коля Super пригласил райтеров из разных эпох: начинается все с 80-х – это пионеры граффити, которые первыми в СССР слушали хип-хоп и рисовали на улицах – Крыс из Риги, Баскет из Санкт-Петербурга и Макс Навигатор из Калининграда. Начало 2000-х представляет SPPCrew, середину десятилетия – DCCrew, и в финале отметились яркие представители 2010-х TADCrewc работой «Top'n'Dope». Мы решили, что очень круто и важно для субкультуры собрать уличных художников разных поколений на одной стене в рамках выставки. Здесь можно увидеть, как с годами видоизменялась культура и стиль граффити. Концепция временной экспозиции Музея такова, что каждый год мы закрашиваем работы, и на их месте появляются новые. Все проекты мы, конечно, документируем: фотографируем, снимаем видео с процессом создания работ, выпускаем каталоги каждой выставки. Вторая часть нашей деятельности – это постоянная экспозиция, которая расположилась на огромной территории завода. Сюда мы приглашаем художников, которые уже внесли вклад в уличное искусство, либо делают какие-то уникальные для этого направления вещи. Есть еще одно пространство – Цех Х1, подобие открытой стены, где может отметиться художник любого уровня.

— Чего ждать от Музея этим летом?

— Летом у нас проходит образовательная программа. В этом году она достаточно нетипична, так как помимо уличных художников к нам приходят ученые – историки и социологи, которые изучают феномен революции и ее истоки. Кроме того, часто по выходным у нас проходят фестивали: ближайший – PresentPerfectFestival 29 и 30 июля. А внутри команды мы, конечно, уже начинаем подготовку к следующей выставке.

— Что касается команды – как вы набирали людей?

— В самый жаркий период, с начала февраля до мая, у нас работают примерно 15 человек, в более спокойные времена – около десяти. Вообще все зависит от того, какой проект. Мы набираем команду, исходя из этого.

— Как вы относитесь к вандализму в уличном искусстве и как вы его предотвращаете?

— Философский вопрос – является ли стрит-арт на стрит-арте вандализмом? Говоря о нашей деятельности, важно помнить, что определяющее слово в названии – музей. То есть, в первую очередь, мы - институция, и поэтому мы не можем допустить хаоса (например, появления несогласованных работ) в рамках выставочных проектов. Но грань эта очень условная: например, одну и ту же несогласованную работу как музейный сотрудник, я могу как не принимать – поскольку такие практики идут вразрез с нашей институциональностью и нарушают закон и этические нормы, так и ценить – с позиции художника. Потому что как художник, я позитивно отношусь к любой активности в городском пространстве в рамках уличного искусства, которая не нарушает элементарные требования закона – никого не оскорбляет и не пропагандирует экстремизм и терроризм. И несмотря на то, что иногда высказывания художника наивны и не несут особой смысловой нагрузки, как акт взаимодействия с пространством, они представляют интерес, поскольку отражают внутреннюю свободу и смелость человека.

В основе выставок Музея – кураторский надзор, и у каждой из наших площадок есть четкая концепция и правила. В уличной же среде - ситуация, когда один художник рисует поверх работы другого, может стать конфликтной. Есть крутой пример уважительного отношения друг к другу в рамках субкультуры – это братья-близнецы OsGemeos из Бразилии, которые, прежде чем рисовать поверх чужой работы, всегда находят её автора. Жаль, что не все художники следуют их примеру.

Продакшн-директор Музея уличного искусства Александр Мущенко интервью

— Как вы набираете художников для выставок?

— Для этого есть кураторы, которые отвечают за каждую отдельную выставку. Исходя из своего видения темы и субъективного опыта они ищут подходящих художников и приглашают их к нам.

— Были ли у вас какие-нибудь забавные или комичные ситуации в музее? Например, договаривались с художником, что он вам рисует одно, а в итоге сделал совсем не то, что нужно было.

— Нет, такого я не припомню, потому что мы не ограничиваем свободу художника при реализации проектов. Ограничение идет на этапе отбора и приглашения: когда куратор зовет кого-то участвовать в выставке, он примерно представляет, чего можно от этого художника ждать. Кроме того, все будущие произведения согласуются заранее, у нас есть договор с эскизами, поэтому таких ситуаций у нас не было. У нас нет внутренней цензуры, но иногда работа не может быть реализована из-за того, что формально она противоречит нормам законодательства. И, если ситуация спорная, мы обращаемся к юристам. Конечно, бывают также и технические, и финансовые ограничения. Хотя мы не особо стесняемся, нам все-таки удается сохранять баланс, несмотря на то, что на выставках поднимаются достаточно злободневные темы. В этом году – революция, в прошлом – миграционный кризис, а самая первая выставка была о российско-украинском конфликте. Однако мы - противники безосновательной провокации.

Продакшн-директор Музея уличного искусства Александр Мущенко интервью

— Какая из выставок запомнилась вам больше всего?

— На открытой площадке у нас их прошло четыре: «Повод к миру», «Вспомни завтра», «Через границы / сквозь ограничения» и текущая «Праздник к вам приходит». Самой запоминающейся была, наверное, первая – «Повод к миру» о русско-украинских отношениях, приуроченная к 100-летию Первой мировой войны. В 2014 году эта тема обсуждалась очень остро. В выставке участвовали художники из России, Украины и европейских стран, не участвовавших в конфликте. То, как они переживают это, отражалось в их проектах. И было очень интересно наблюдать за коммуникацией художников с абсолютно разными взглядам, за тем, как их работы «разговаривали» и перекликались между собой.

— Был ли у вас какой-то момент, когда хотелось просто закрыть музей?

— Нет. Единственное, что после закрытия первой выставки ни у кого не было представления о дальнейшей судьбе открытой площадки Музея. Мы сделали крутейшую выставку, но стены были уже заполнены работами, и больше бы туда ничего не поместилось. Тогда и было принято концептуальное решение закрашивать и обновлять экспозицию каждый год. Это был тот момент, когда все могло пойти совершенно другим путем.

— Почему у вас стоит ограничение 18+? Уличное искусство понятно только взрослым?

— Конечно, нет – скорее, даже наоборот. Просто это требования законодательства: некоторые работы достаточно смелые. Но к нам приходят дети всех возрастов и часто во время экскурсий предлагают свои, не менее интересные трактовки работ.

Продакшн-директор Музея уличного искусства Александр Мущенко интервью

— Каково это – делать музей?

— У нас музей не классический, поэтому мы постоянно сталкиваемся с неожиданными трудностями. В этом году, например, назрела проблема: на стенах скопилось много слоев краски, поэтому что-то начинает отваливаться. Есть также проблема разрушаемости объектов из-за погоды или из-за того, что посетители путают музей с улицей и с завидным упорством забираются на инсталляции. С другой стороны, все это к лучшему: если создать все удобства и поместить уличное искусство в стерильное пространство, стрит-арт просто потеряет свою суть и «уличность».

Продакшн-директор Музея уличного искусства Александр Мущенко интервью

— Какое самое большое количество посетителей за день у вас было зарегистрировано?

— Когда у нас проходят фестивали, на территории музея собирается больше 8000 человек. В обычные выходные дни – около тысячи. Мы следим за всеми значимыми мировыми событиями в стрит-арте, и знаем, что проекты, которые мы делаем – это очень высокий уровень. Уличное искусство – это всегда диалог художника с городом и его жителями, и мы надеемся, что с каждым годом в этом диалоге будет участвовать всё больше людей.

Беседовала Софья Зима.

Фото – Иван Шкулипа

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика