«Пушкинская-10» – культурное пространство, которое включает в себя Музей нонконформистского искусства, не имеющий аналогов в России, художественные галереи, концертные площадки, студии звукозаписи, детский театр, а также творческие мастерские художников и музыкантов.
Во время неблагополучной эпидемиологической обстановки в стране творческие и культурные организации оказались на гране закрытия, и «Пушкинская-10» в их числе. Весной Товарищество «Свободная культура» собирало добровольные взносы, чтобы оплатить коммунальные услуги.
Сейчас в Петербурге ситуация с коронавирусом неутешительная. Власти вводят дополнительные ограничения. Люди всё реже посещают образовательные и развлекательные учреждения. Корреспондент портала «Субкультура» Мария Агафонова поговорила с PR-директором Ксенией Шаповаловой и узнала, как сейчас идут дела у арт-центра «Пушкинская-10», готов ли он к возможным ограничениям, и как коронавирус может изменить искусство.
Житейские дела
«Недавно произошла смешная история.
Владимир Рекшан беседует с молодыми ребятами. Заходит милая бабушка и задаёт обычный вопрос: «Где можно раздеться?» Владимир Ольгердович предлагает оставить вещи в соседнем помещении арт-центра и продолжает дальше свой рассказ. Через некоторое время появляется голая старушка и скромно прикрывается. Немая сцена. Рок-звезда Владимир Рекшан теряет дар речи. Пожилая дама уходит. Зачем она это сделала? Непонятно. Мы решили эту ситуацию списать на перфоманс», – поделилась Ксения Шаповалова забавным случаем из жизни арт-центра
— После весенней самоизоляции все вернулись к работе в арт-центре?
— Все вернулись к работе за исключением некоторых художников, покинувших нас по личным причинам, не касающимся коронавируса.
— Если оценивать количество посетителей в ноябре прошлого года и текущего, людей стало меньше?
— Конец ноября-начало декабря – всегда период затишья. Все готовятся к праздникам, рассчитывают бюджет на новогодние подарки и застолья. В ноябре текущего года посетителей стало меньше. Многие болеют, боятся заразиться или привыкли сидеть дома. Большой наплыв посетителей был в августе, когда только сняли ограничения, и цифры были не такие страшные.
— Когда вы сможете вернуться к докоронавирусному уровню прибыли?
— Сейчас посещаемость сильно упала. К нормальному уровню прибыли мы сможем вернуться, когда снимут все ограничения, и люди перестанут бояться ходить в музеи. Это возможно не раньше, чем через полгода – год.
— Удалось обновить «Пушкинскую-10» за время распространения коронавируса?
— Да, получилось. Сейчас идёт много работ по модернизации арт-центра. Потихоньку делаем ремонт внутренних помещений, чтобы людям было комфортно находиться в творческом пространстве. Из последних новостей – мы обновили Арт-Буфет.
— Вы смогли это осуществить за счёт благотворительных сборов?
— Почти вся собранная сумма потрачена на коммунальные услуги. Небольшой осенний доход пошёл на усовершенствование арт-центра. Ремонтные работы проводили своими силами. Например, стойки и стулья мы делали из подручных материалов: из досок, ножек от старых столов.
«Донейшен – это не история про сбор денег со всего мира»
— Весной вы проводили концерты в онлайн-формате. Сколько ушло времени на организацию?
— Онлайн-формат мы разрабатывали экстренно в течение недели, потом дорабатывали программу.
— Смогли концерты собрать донейшен?
— Смогли. Большая часть необходимой суммы для оплаты коммунальных услуг была собрана с помощью благотворительных взносов за концерты. Не было концертов, за которые не отправляли донейшен. Эта история хорошая, потому что концерт малоизвестной группы в клубе стоит примерно 500 рублей. На нашей онлайн-площадке концерты постоянно были в открытом доступе. Люди могли посмотреть концерт в любое время и помочь символическим донейшеном арт-центру.
— Сколько в среднем люди донатили за онлайн-концерт?
— Примерно 100-200 рублей за концерт.
— На сайте арт-центра «Пушкинская-10» продолжает работу арт-сейл. Пользуются ли спросом благотворительная распродажа сейчас?
— Сейчас распродажа не пользуется спросом, как раньше. Мы не убираем арт-сейл, потому что это не только поддержка для арт-центра и художников, но и интересный проект. Арт-сейл – это увлекательная онлайн-выставка работ начинающих и опытных художников. Недавно мы выставили на сайте работы художника Димы Храмова. Он делает картины, вдохновлённые музыкой советского рока, в том числе песнями Бориса Гребенщикова. Для него большая честь выставляться в «Пушкинской-10».
— Какой процент вырученных средств с арт-сейла поступает в «Пушкинскую-10»?
— 20 процентов вырученных средств поступает «Пушкинской-10», 80 процентов – художникам.
— Есть ли работы художников, вдохновлённых пандемией?
— На арт-сейле – нет. Распродажу мы выставляли в начале пандемии, когда мастера не успели проникнуться культурой замкнутых пространств. Сейчас художники вдохновлены этой темой. На выставке «Новые имена» выставлялись молодые художники, у которых было очень много работ, посвящённых пандемии.
— У отдельных площадок арт-центра, например, у театра «Вампука» был опыт взаимодействия с известной краудфандинговой платформой Planeta.ru. Почему «Пушкинская-10» не воспользовалась этим сервисом, когда находилась на гране закрытия?
— Объявлять о сборе добровольных пожертвований на нашем сайте было максимально удобно. Люди, которые перечисляли нам донейшен, могли сразу ознакомиться с нашей деятельностью и узнать, куда идут средства. Можно было разместить объявление о благотворительном сборе средств на сайте Planeta.ru, но мы решили, что площадки множить не стоит. Донейшен – это не история про сбор денег со всего мира, это история про то, что есть люди, которые нас поддерживают.
— Была поддержка со стороны государства?
— «Пандемийных» денег от государства не было. Единственное, что нам предложили в Комитете по культуре, – заполнить анкету. Мы её заполнили и, собственно, на этом всё. Были предложения от разных банков о кредитовании на выплату заработной платы сотрудникам, но ими не удалось воспользоваться. В рядовом порядке мы получили субсидии от президентских грантов на творческую мастерскую «Сверчок».
— Были предложения от культурных пространств объединить силы?
— От петербургских организаций по схожей тематике пока не было предложений. Надо понять, как можно объединить силы, и что может из этого выйти. Мы с удовольствием рассмотрим предложения.
Искусство в онлайн
— Продумывали ли вы идеи для перехода в онлайн-формат?
— Конечно. Сейчас мы развиваем проект онлайн-телевидение, где будет транслироваться происходящее в арт-центре. Благодаря ему можно будет посмотреть записи концертов, мастер-классов, вернисажей. Ещё у нас есть архив мероприятий, который мы планируем отцифровывать и выставлять.
Сейчас реализован проект «Сверчок». Победитель конкурса получает право работать в мастерской и через год представить выставку в арт-центре. В планах по развитию проекта у нас есть мастер-классы, встречи с художником, мастерами близкими ему по духу и кураторами в формате онлайн. Мы переходим с выставками в онлайн, но экспозицию показать в новом формате сложно. Очень важно передать настроение работ художников.
— Есть ли у вас идеи, как перенести выставки в онлайн-формат, чтобы не снизить впечатление от работ?
— В виртуальной реальности уже снимают выставки. Мы будем шагать в ногу с прогрессом, если поймём, что это востребовано. Я лично знаю несколько людей, которые занимаются технологиями VR. Нам будет к кому обратиться.
— Сможет арт-центр пережить новые ограничения или придётся возвращаться к донейшенам?
— К добровольным пожертвованиями придётся возвращаться, потому что арт-центр столкнётся с аналогичными проблемами. Если донейшен не будет актуален, то «Пушкинская-10» найдёт другие способы пережить непростые времена. Например, мы будем продвигать арт-сейл, онлайн-трансляции лекций и концертов, делать аудио- или видеогиды по выставкам.
Недавно у нас открылась Школа Нового Искусства при Музее нонконформисткого искусства. Сейчас вольнослушатели бесплатно могут подключиться к занятиям. Если этот проект будет востребован, возможно, в дальнейшем мы придумаем похожую программу за плату или добровольные взносы. Это должно сработать.
— Как могут измениться арт-пространства и, в целом, «Пушкинская-10», после истории с коронавирусом?
— Главное, что мы все вынесли во время самоизоляции, – нельзя лениться. Эта ситуация – хороший повод, чтобы переходить в онлайн и максимально увеличивать свою аудиторию. Интернет даёт много интересных возможностей, например, донейшен, коллаборации.
Прийти в арт-центр могут не все по разным причинам. В то время как, сидя за компьютером, человек может быстро сформировать собственную культурную программу и посмотреть отдельные площадки творческого пространства.
Фото: vk.com/pushkinskaya10
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!