В книжном магазине «Буквоед», в рамках проекта «Культурная среда», 25 января прошла встреча с главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым. Он презентовал графический роман «Спасти царевича Дмитрия», или иными словами — исторический комикс.
От былых доковидных времён мало что сохранилось: книжный магазин обновил дизайн, все сидячие места были заняты, но аншлага не случилось — люди уже не ходят толпами на подобные мероприятия, как это было раньше. Да и выдержать час в маске — серьёзное испытание. Но средневековая тайна все-таки приковала внимание собравшихся в зале — Алексей Венедиктов с азартом отвечал на вопросы гостей встречи и погружал их в альтернативную историю.
Мы пообщались с Алексеем Венедиктовым до встречи с читателями и узнали подробности создания исторического комикса «Спасти царевича Дмитрия».
Источник фото: Евгения Демченко
— Алексей Алексеевич, чем вас как издателя заинтересовала судьба последнего из Рюриковичей, и почему выбрали формат комикса для воплощения своей задумки?
— В судьбе царевича Дмитрия есть очень много тайн, исторической недоказанности, тайных документов, непонятная история жизни и смерти. Всё это открывает большой путь историческим фантазиям. Я набираю героев для своих комиксов и предполагаю, что с ними могло бы случиться, если бы судьба, случай, фатум повернулись в другую сторону. Ведь это — комикс-предположение.
В школе все учили Ивана Грозного и Бориса Годунова если не на уроках истории, то на литературе. Мы никого не оскорбляем незнакомым именем. Но кому Лжедмитрий, а кому — Дмитрий Иоаннович.
Источник фото: Евгения Демченко
— Какими источниками информации вы пользовались при создании графического романа?
— Это художественное произведение: художественная литература, художественный рисунок. Это не историческое исследование. Но в книге представлены исторические документы.
Музеи Кремля пошли нам навстречу. Оказывается, в 1963 году была проведена эксгумация тела Ивана Грозного и его старшего сына — Ивана. Нам передали материалы, и мы впервые публикуем фотографии останков Ивана Грозного (18+) и медицинский протокол, предполагающий причину смерти царя и его сына.
Кроме того, мы видим, как разгоралась война в Советском союзе вокруг постановки в театре на Таганке пьесы «Борис Годунов». Мы получили письмо председателя КГБ Чебрикова в ЦК КПСС о том, почему необходимо запретить этот спектакль — он мешает советско-польским отношениям. Мы это письмо публикуем.
Так что источники самые разнообразные. Это и Музеи Кремля, и книги, в том числе питерских литераторов. Мы взяли несколько писем из книги-переписки Бенкендорфа и Пушкина, посвященной написанию пьесы «Борис Годунов», и опубликовали их. До книги не каждый дойдёт, а в комиксе несколько писем представлено.
Художник Алексей Никаноров изучал, как в те времена люди одевались, ходили, как выглядела Москва, какое было оружие и многие другие детали.
Источник фото: Евгения Демченко
Это же поворот!
— Сколько времени вы тратите на создание каждой книги комиксов?
— Всё свободное время! Во-первых, художник рисует год. До этого нужно писать сценарий, обсудить со мной: кто спасёт и почему камер-юнкера Пушкина, адмирала Колчака, Марию Антуанетту? (эти исторические личности станут героями будущих комиксов этой серии, — прим. редакции).
Во-вторых, люди сидят за чашкой кофе или бутылкой рома, придумывают сюжет и ищут правдоподобие. Можно начать с «прилетели марсиане и…», но это уже не историческое фэнтези, а научное, а мы на этом не специализируемся.
— Вы говорите, что этот комикс — это художественная и историческая фантазия одновременно. И как тогда вы отказались от главного принципа, что история не терпит сослагательного наклонения?
— Для ваших читателей расскажу подробнее: у нас спасшийся царевич Дмитрий вырастет и станет кардиналом Ришелье. И этот сюжет имеет под собой историческую канву. Дело в том, что отец кардинала Ришелье и капитан Маржерет, который служил опричником при дворе Ивана Грозного, и который спасёт Дмитрия в нашей книге, отбывали службу при дворе польского короля вместе. Потом один из них уехал в Россию служить наёмником в опричнину, в царской охране. А второй уехал во Францию, у него родился будущий кардинал Ришелье.
Идея в том, что Маржерет спасает Дмитрия, увозит ребёнка, отдаёт его в приёмную семью, и тот вырастает в известную политическую фигуру. Надо же понять, кто спас, зачем и почему? Последняя сцена — осада Ла-Рошели — знаменитая по «Трём мушкетёрам». Два героя встречаются: «Спаситель!». И оказывается, что царевич Дмитрий — это кардинал Ришелье. Это же поворот!
Источник фото: Евгения Демченко
Он был сыном Ивана Грозного. И этим всё сказано
— О самом царевиче Дмитрии сохранилось мало информации. При этом историки отмечают, что мальчик был смелым и боевым. Как вы считаете, каким бы он мог стать правителем?
— А ещё он кошек мучил. Он был сыном Ивана Грозного, и этим всё сказано. Все его три сына, о которых мы знаем и можем судить, в разной степени унаследовали черты своего отца. Дмитрий был бы грозным и тяжёлым царём, но при этом, может, не случилось бы гражданской войны.
— Мать Дмитрия Мария Нагая была седьмой женой Ивана Грозного, а значит — незаконной. Возможно, именно это стало решающим препятствием для восхождения на трон царевича Дмитрия?
— Это не важно. Дмитрий был признан законным наследником церковью. В то время церковь была этическим авторитетом. Тогда и царь Фёдор признал его своим наследником. Поэтому Дмитрий был официальным наследником престола.
Источник фото: Евгения Демченко
У современной молодёжи клиповое сознание, а мы создаём бумажные клипы
— Как вы думаете, обращение к историческим темам в XXI веке — это ментальная жвачка?
— Каждый в этот термин вкладывает своё понятие. Люди ищут аналогии и параллели. Для меня это важно, потому что это возбуждает или побуждает интерес к истории.
«Три мушкетёра» Дюма, «Пётр Первый» Толстого, «Копи царя Соломона» Хаггарда, «Вокруг света за восемьдесят дней» Верна… Мой интерес к истории как человека, который потом стал учителем истории, вызвали исторические романы. Глядишь, и комикс повернёт чью-то жизнь в правильном направлении, как и повернул мою «Три мушкетёра» Дюма.
— Как история помогает нам лучше разбираться в настоящем?
— Великий русский историк Василий Осипович Ключевский сказал самую гениальную фразу: «История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Очень точно. Важно знать, представлять и ассоциировать себя с историей своей страны.
Источник фото: Евгения Демченко
— Какую роль в этом играют печатные издания и формат исторического комикса?
— Печатные издания — это то, что можно перелистнуть. Мы помним, как приходили на смену бумажным изданиям иные, электронные, и они будут существовать параллельно, так же, как параллельно существуют самолёты и поезда. Зачем ехать на поезде, когда есть самолёт? Зачем-то ведь надо.
Что касается комиксов — сейчас у современной молодёжи клиповое сознание, а мы создаём бумажные клипы. На самом деле, наша страна далеко отстала от индустрии комиксов, к сожалению. Я, например, один из двух в Советском союзе, России собирателей исторических французских и бельгийских комиксов. Я и Константин Эрнст. И мы соревнуемся до сих пор. У меня дома несколько тысяч томов французских комиксов. Когда я запускал свой проект комикса, то разговаривал с французскими издателями — это безумные тиражи до сих пор. До эпидемии, во всяком случае.
— Приходит в голову аналогия с TikTok.
— Клип, TikTok, вы правы. Это быстро сменяющаяся картинка. Но в случае комикса — ты начинаешь вглядываться в детали.
Источник фото: Евгения Демченко
Смерть царевича Дмитрия породила огромное число слухов. Слухи — породили самозванцев
— Какой урок из смерти царевича Дмитрия, по-вашему, было бы полезно вынести нынешней российской власти?
— Вся история Смутного времени — это история от недостатка информации. Власть скрывала, что случилось в Угличе, и это породило огромное число слухов. А слухи породили Лжедмитриев, самозванцев. Недоброжелатели эти слухи раздували, и вместо того, чтобы рассказать, как было на самом деле, разные представители власти всё время меняли показания. Например, в исторической части комикса мы пишем: Василий Шуйский, который станет царём, а потом будет пострижен в монахи и умрёт в польском плену, трижды менял показания. Сначала он утверждал: комиссия установила, что царевич напоролся на нож. Когда появляется Лжедмитрий, Шуйский его якобы узнаёт и говорит: «Мы знали точно, царевич сбежал, и вот он!» Позже он же: «Нет, царевича убили злодеи! Поэтому я законный царь».
Эта ложь власти или сокрытие правды порождает чудовищные слухи, и следствием становится гражданская война.
Беседовала Надежда Дроздова.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!