Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Алексей Венедиктов об историческом комиксе, царевиче Дмитрии и сокрытии правды

В книжном магазине «Буквоед», в рамках проекта «Культурная среда», 25 января прошла встреча с главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым. Он презентовал графический роман «Спасти царевича Дмитрия», или иными словами исторический комикс.

От былых доковидных времён мало что сохранилось: книжный магазин обновил дизайн, все сидячие места были заняты, но аншлага не случилось люди уже не ходят толпами на подобные мероприятия, как это было раньше. Да и выдержать час в маске серьёзное испытание. Но средневековая тайна все-таки приковала внимание собравшихся в зале Алексей Венедиктов с азартом отвечал на вопросы гостей встречи и погружал их в альтернативную историю.

Мы пообщались с Алексеем Венедиктовым до встречи с читателями и узнали подробности создания исторического комикса «Спасти царевича Дмитрия».

venediktov-carevich-dmitry-4

Источник фото: Евгения Демченко

— Алексей Алексеевич, чем вас как издателя заинтересовала судьба последнего из Рюриковичей, и почему выбрали формат комикса для воплощения своей задумки?

— В судьбе царевича Дмитрия есть очень много тайн, исторической недоказанности, тайных документов, непонятная история жизни и смерти. Всё это открывает большой путь историческим фантазиям. Я набираю героев для своих комиксов и предполагаю, что с ними могло бы случиться, если бы судьба, случай, фатум повернулись в другую сторону. Ведь это комикс-предположение.

В школе все учили Ивана Грозного и Бориса Годунова если не на уроках истории, то на литературе. Мы никого не оскорбляем незнакомым именем. Но кому Лжедмитрий, а кому Дмитрий Иоаннович.

venediktov-carevich-dmitry-5

Источник фото: Евгения Демченко

— Какими источниками информации вы пользовались при создании графического романа?

Это художественное произведение: художественная литература, художественный рисунок. Это не историческое исследование. Но в книге представлены исторические документы.

Музеи Кремля пошли нам навстречу. Оказывается, в 1963 году была проведена эксгумация тела Ивана Грозного и его старшего сына Ивана. Нам передали материалы, и мы впервые публикуем фотографии останков Ивана Грозного (18+) и медицинский протокол, предполагающий причину смерти царя и его сына.

Кроме того, мы видим, как разгоралась война в Советском союзе вокруг постановки в театре на Таганке пьесы «Борис Годунов». Мы получили письмо председателя КГБ Чебрикова в ЦК КПСС о том, почему необходимо запретить этот спектакль он мешает советско-польским отношениям. Мы это письмо публикуем.

Так что источники самые разнообразные. Это и Музеи Кремля, и книги, в том числе питерских литераторов. Мы взяли несколько писем из книги-переписки Бенкендорфа и Пушкина, посвященной написанию пьесы «Борис Годунов», и опубликовали их. До книги не каждый дойдёт, а в комиксе несколько писем представлено.

Художник Алексей Никаноров изучал, как в те времена люди одевались, ходили, как выглядела Москва, какое было оружие и многие другие детали.

venediktov-

Источник фото: Евгения Демченко

Это же поворот!

— Сколько времени вы тратите на создание каждой книги комиксов?

Всё свободное время! Во-первых, художник рисует год. До этого нужно писать сценарий, обсудить со мной: кто спасёт и почему камер-юнкера Пушкина, адмирала Колчака, Марию Антуанетту? (эти исторические личности станут героями будущих комиксов этой серии, — прим. редакции).

Во-вторых, люди сидят за чашкой кофе или бутылкой рома, придумывают сюжет и ищут правдоподобие. Можно начать с «прилетели марсиане и…», но это уже не историческое фэнтези, а научное, а мы на этом не специализируемся.

— Вы говорите, что этот комикс — это художественная и историческая фантазия одновременно. И как тогда вы отказались от главного принципа, что история не терпит сослагательного наклонения?

Для ваших читателей расскажу подробнее: у нас спасшийся царевич Дмитрий вырастет и станет кардиналом Ришелье. И этот сюжет имеет под собой историческую канву. Дело в том, что отец кардинала Ришелье и капитан Маржерет, который служил опричником при дворе Ивана Грозного, и который спасёт Дмитрия в нашей книге, отбывали службу при дворе польского короля вместе. Потом один из них уехал в Россию служить наёмником в опричнину, в царской охране. А второй уехал во Францию, у него родился будущий кардинал Ришелье.

Идея в том, что Маржерет спасает Дмитрия, увозит ребёнка, отдаёт его в приёмную семью, и тот вырастает в известную политическую фигуру. Надо же понять, кто спас, зачем и почему? Последняя сцена осада Ла-Рошели знаменитая по «Трём мушкетёрам». Два героя встречаются: «Спаситель!». И оказывается, что царевич Дмитрий это кардинал Ришелье. Это же поворот!

venediktov-carevich-dmitry-3

Источник фото: Евгения Демченко

Он был сыном Ивана Грозного. И этим всё сказано

— О самом царевиче Дмитрии сохранилось мало информации. При этом историки отмечают, что мальчик был смелым и боевым. Как вы считаете, каким бы он мог стать правителем?

— А ещё он кошек мучил. Он был сыном Ивана Грозного, и этим всё сказано. Все его три сына, о которых мы знаем и можем судить, в разной степени унаследовали черты своего отца. Дмитрий был бы грозным и тяжёлым царём, но при этом, может, не случилось бы гражданской войны.

— Мать Дмитрия Мария Нагая была седьмой женой Ивана Грозного, а значит — незаконной. Возможно, именно это стало решающим препятствием для восхождения на трон царевича Дмитрия?

Это не важно. Дмитрий был признан законным наследником церковью. В то время церковь была этическим авторитетом. Тогда и царь Фёдор признал его своим наследником. Поэтому Дмитрий был официальным наследником престола.

venediktov-carevich-dmitry-2

Источник фото: Евгения Демченко

У современной молодёжи клиповое сознание, а мы создаём бумажные клипы

— Как вы думаете, обращение к историческим темам в XXI веке — это ментальная жвачка?

Каждый в этот термин вкладывает своё понятие. Люди ищут аналогии и параллели. Для меня это важно, потому что это возбуждает или побуждает интерес к истории.

«Три мушкетёра» Дюма, «Пётр Первый» Толстого, «Копи царя Соломона» Хаггарда, «Вокруг света за восемьдесят дней» Верна… Мой интерес к истории как человека, который потом стал учителем истории, вызвали исторические романы. Глядишь, и комикс повернёт чью-то жизнь в правильном направлении, как и повернул мою «Три мушкетёра» Дюма.

— Как история помогает нам лучше разбираться в настоящем?

Великий русский историк Василий Осипович Ключевский сказал самую гениальную фразу: «История это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Очень точно. Важно знать, представлять и ассоциировать себя с историей своей страны.

venediktov-carevich-dmitry-7

Источник фото: Евгения Демченко

— Какую роль в этом играют печатные издания и формат исторического комикса?

Печатные издания это то, что можно перелистнуть. Мы помним, как приходили на смену бумажным изданиям иные, электронные, и они будут существовать параллельно, так же, как параллельно существуют самолёты и поезда. Зачем ехать на поезде, когда есть самолёт? Зачем-то ведь надо.

Что касается комиксов сейчас у современной молодёжи клиповое сознание, а мы создаём бумажные клипы. На самом деле, наша страна далеко отстала от индустрии комиксов, к сожалению. Я, например, один из двух в Советском союзе, России собирателей исторических французских и бельгийских комиксов. Я и Константин Эрнст. И мы соревнуемся до сих пор. У меня дома несколько тысяч томов французских комиксов. Когда я запускал свой проект комикса, то разговаривал с французскими издателями это безумные тиражи до сих пор. До эпидемии, во всяком случае.

— Приходит в голову аналогия с TikTok.

Клип, TikTok, вы правы. Это быстро сменяющаяся картинка. Но в случае комикса ты начинаешь вглядываться в детали.

venediktov-carevich-dmitry-6

Источник фото: Евгения Демченко

Смерть царевича Дмитрия породила огромное число слухов. Слухи породили самозванцев

— Какой урок из смерти царевича Дмитрия, по-вашему, было бы полезно вынести нынешней российской власти?

Вся история Смутного времени это история от недостатка информации. Власть скрывала, что случилось в Угличе, и это породило огромное число слухов. А слухи породили Лжедмитриев, самозванцев. Недоброжелатели эти слухи раздували, и вместо того, чтобы рассказать, как было на самом деле, разные представители власти всё время меняли показания. Например, в исторической части комикса мы пишем: Василий Шуйский, который станет царём, а потом будет пострижен в монахи и умрёт в польском плену, трижды менял показания. Сначала он утверждал: комиссия установила, что царевич напоролся на нож. Когда появляется Лжедмитрий, Шуйский его якобы узнаёт и говорит: «Мы знали точно, царевич сбежал, и вот он!» Позже он же: «Нет, царевича убили злодеи! Поэтому я законный царь».

Эта ложь власти или сокрытие правды порождает чудовищные слухи, и следствием становится гражданская война.

Беседовала Надежда Дроздова.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика