Вы могли не делать взрывной начёс и не скупать все значки мира, в вашем гардеробе могли затесаться вещи, помимо розового и чёрного, но, если на дворе 2007-й, вы точно не могли выйти на улицу без плеера. Ведь никто в мире не понимал вас так, как ваши любимые музыканты!
Отбросив иронию, стоит признать, что главным атрибутом нулевых действительно стала музыка. Можно долго спорить, отстой Tokio Hotel или нет, но, когда по радио вдруг включают «старушку» Аврил, признайтесь, сердечко ёкает. Сейчас, спустя 15 лет, многие с теплом вспоминают условный 2007-й, на который пришлись лучшие события юности. А каким это время запомнилось самим музыкантам? Ностальгируем вместе с артистами из групп «7раса», ORIGAMI, «Кирпичи», ##### и Rashamba.
Как думаете, что было в атмосфере нулевых такого, что породило так много альтернативных хитов и заставляет нас сейчас ностальгировать по этому времени?
Женк (#####)
На самом деле, процесс начался раньше. Вместе с ростом экономики. Общество становилось сложнее, людям хотелось нового звука, драйва, свежих эмоций. Видимо, к этому моменту появилось достаточное количество русскоязычных групп, альбомов и песен, которые захватили умы и уши того поколения. Во всём мире был ренессанс и переосмысление тяжёлой музыки. Мы все плыли в рамках общего движения. Помню, в эти годы мы вместе с Грэгом (барабанщиком #####) посещали множество разноплановых концертов и удивлялись малому количеству публики на выступлениях рэп-групп, таких как «Каста». Казалось, что время рэпа ушло, а модерновый метал и альтернатива правят бал. Мы искренне любили рэп, но тогда рок-метал собирал намного больше людей, а потом всё стало наоборот. И мы снова в андеграунде.
Евгений Боровинский (Rashamba)
Вопрос, скорее, не в атмосфере, а в конкретной точке во времени и характерных социально-культурных веяниях того времени. И пары десятилетий до, которые формировали психику у выросших к двухтысячным музыкантов. Восьмидесятые, девяностые, глобальные события, происходившие в мире, темы пропаганды в разных странах сформировали радикальные и протестные социальные группы. Импульсивность и экспрессивность музыки плюс эмоциональность, которой наконец дали волю, как раз и сформировали основные направления того времени. А количество хитов в трендовой музыке всегда примерно одинаковое, с поправкой на более медленное время и меньшую информационную загруженность. Меньшее количество качественных артистов в целом и создаёт то ощущение наличия «атмосферы», по которому мы ностальгируем. Сейчас время быстрее, тренды сменяются несколько раз за год, а ввиду информационного шума и особенностей индустрии, возможно, «вечных» хитов больше и не предвидится. Среднее время жизни современного бэнгера — три недели. Через год-два об артисте одного хита уже никто не вспоминает, если он не выдаёт новый.
Саша Растич («7раса»)
Думаю, это связано с тем, что вся эта альтернативная волна (родом из девяностых) докатилась и до массового зрителя/слушателя в России. Всё это благодаря, прежде всего, появлению в конце девяностых таких рупоров, как «MTV Россия» и некоторых тематических радиостанций. Появилась соответствующая музыкальная среда, которая и породила множество групп, адаптировавших эту «альтернативу» к нашим русскоязычным реалиям. А ностальгия может быть связана с ощущением свежести и новизны, которые принесла эта волна по сравнению с (зачастую) трёхаккордным русским роком, не говоря уже об отечественной эстраде того времени.
Андрей Острав («7раса»)
Мне кажется, «альтернативная музыка» в нулевых больше занималась технической прокачкой стилей, которые уже были на пике в девяностых и конце восьмидесятых. И эта музыка зазвучала тогда актуально и по-новому, на стероидах: металкор, хардкор, постгранж, эмо очередной волны, пост-хардкор, индастриал и так далее. В музыкальном плане нулевые отметились для меня вторым дыханием артистов из девяностых. А запомнились тем, что, благодаря интернету и новым соцсетям, появился доступ к информации, что и породило всеобщий движ и чувство того, что происходит некая революция в альтернативной музыке.
Николай Савенков (ORIGAMI)
На самом деле, «ностальгируют» только те, кто в силу каких-то своих причин выбыл из той движухи. А всё продолжалось и без них! Ещё год назад, когда мы выступали на эмо-фестах, собирались полные залы 14-20-летних «эмо» и «альтернативщиков», которые отрывались в зале! И только на вип-балконах сидели те самые «ностальгирующие». Хотя, возможно, и нет такого масштаба, как в нулевых, но это и понятно. Раньше вообще «на улице» было больше движухи, а сейчас многие из дома-то редко выходят, сидят в «своих интернетах», и им норм! Ну и всё ведь циклично, люди постоянно ищут что-то новое! Скоро, думаю, опять будет очередной бум альтернативы, но уже в новой оболочке. Вообще, наверное, и не было ничего особого в атмосфере нулевых, просто поколение выросло и теперь придаётся воспоминаниям! А жизнь течёт, и у многих прямо сейчас тот самый 2007-й каждый день!
Вася Васин («Кирпичи»)
Людям вообще свойственно ностальгировать по времени, когда они были молоды, так что это не обязательно должны быть именно нулевые. Мне кажется, в начале девяностых с музыкой было гораздо круче. Посмотрите, какие альбомы вышли в 1991-92-93-м годах, например. Хотя да, в нулевых тоже есть определённый кайф. Скажем, группы Queens of the Stone Age и The White Stripes оттуда же. Ну а для «Кирпичей» нулевые — это, конечно, альбом «Сила Ума», который статистически является до сих пор самым нашим продаваемым, и превзойти его невозможно. Вообще, хорошее время было. Как и другие хорошие времена. Надо быть благодарным за всё. Живым всё хорошо. У природы нет плохой погоды.
Живо ли ещё альтернативное движение в нашей стране, и как оно, по вашим ощущениям, изменилось? Как изменился лично ваш подход к музыке за эти годы?
Николай Савенков (ORIGAMI)
Живее всех живых! Как уже говорил, сходите на концерты «тех самых альтернативщиков» — там всё так же жарко!
Лично для меня всё изменилось. Я потратил очень много сил на группу, и в какой-то момент пришло понимание, что я просто больше не могу себе это позволить. Всё вот так банально — «пластмассовый мир победил». Сейчас, наверное, меньше авантюристов и романтиков. Успешные группы сегодня — это люди, которые шарят в маркетинге и имеют возможность финансово заниматься музыкой. Мы в «своё время» просто хватали инструменты и колесили по стране на драндулете, отдавая всё что есть ради эмоций на сцене...
Женк (#####)
В России по-прежнему много людей слушают подобную музыку, но общего движения, мне кажется, особо нет, хотя на традиционных летних фестах людей всё ещё объединяет музыка. Весь этот движ сформировался в свою субкультуру. Ждать ли нам прорывов? Надеюсь!
Наш бэнд всегда старается удивлять и расширять каноны тяжёлой музыки. Сейчас, обретя опыт и игры, и сочинительства, мы стараемся сделать мощную и оригинальную музыку. Слушатели пусть наберутся терпения, мы не сидим сложа руки.
Вася Васин («Кирпичи»)
Об альтернативном движении в России я могу судить только по допандемийному фестивалю «Боль», на котором мы имели честь играть в качестве приглашённых почётных старпёров. Всё выглядит очень даже ничего: куча групп, куча сцен. Толпы молодых людей: все курят, пьют, едят фо-бо. Всё сильно напоминает моё детство, начало девяностых, особенно стилем одежды. Мне нравится! Я, правда, не очень в курсе, что там с музыкой, надо бы вникнуть, да лень.
К вопросу об изменении лично моего подхода к музыке — за эти годы я стал меньше стараться, при этом получаться стало лучше.
Саша Растич («7раса»)
Трудно сегодня говорить о каком-то движении, поскольку само понятие альтернативы потеряло свою актуальность. Сейчас это, скорее, просто современный рок.
Наш подход к музыке особо не поменялся, так как мы никогда сильно не привязывались к модным музыкальным формам, несмотря на наши альтернативные корни.
Андрей Острав («7раса»)
Музыкальный андеграунд всегда имеет место быть. И тогда, и сейчас. И это здорово! Меняются тренды, посыл артистов, имидж, но суть та же. Всё самое интересное рождается именно в андеграунде. Лично мне сейчас не хватает яркой индивидуальности в артистах. Чтобы за модой читалась личность и было ясно: этому чуваку и в одиночку есть что сказать и он тут решил остаться надолго! Такие, конечно же, есть, но очень мало. Время быстрого хайпа рождает соответствующее отношение к музыке по обе стороны процесса.
Евгений Боровинский (Rashamba)
Движение живо, просто масштабы меньше и тренды ушли. Есть группы лиц, которые живут прошлым, соболезную им. Время движется, запросы меняются, поколения сменяются, эта музыка больше не интересна такому количеству людей, как во время расцвета альтернативной сцены, и это нормально.
Мой подход к музыке изменился значительно. Прошли романтические представления о жизни рок-н-рольщиков, пришёл опыт и понимание. Как в мемах: ожидание/реальность.
Можно (и нужно ли) вернуть 2007-й?
Вася Васин («Кирпичи»)
2007-й был очень тяжёлым и для группы «Кирпичи», и для меня лично. Это был один из самых сильных спадов в нашей истории, у группы было по одному концерту в месяц, дела сильно просели, не было денег, я сильно выпивал и был очень одинок. Теперь думаю, что это был ранний кризис среднего возраста. Но ничего, всё проходит. Я бы лучше вернул 1992-й, вот когда было реально круто.
Николай Савенков (ORIGAMI)
По мне, так нужно жить дальше! Когда-то я для себя решил, что после 30-ти играть не буду, и вот уже почти десять лет пытаюсь завязать. Редкие концерты, правда, показывают, что народ всё так же в теме! Но есть много новых хороших групп, которые в нынешних реалиях должны собирать куда больше нас, «стариков»! Возможно, нужен какой-то крупный лейбл, который даст возможность и поддержку коллективам, которые сами финансово не могут себе позволить раскрутку. Главное, чтобы участники потом не разочаровались во всём этом движе, ибо, кроме незабываемых эмоций и воспоминаний, они вряд ли что-то получат в конце пути и должны быть готовы к этому!
Женк (#####)
Считаю нездоровым зацикливаться на прошлом. Есть в этом что-то зловещее. Нам бы научиться работать на будущее. Ставить новые задачи, делать новые вызовы и нести в свет крутую оригинальную музыку.
Евгений Боровинский (Rashamba)
Невозможно, да и не нужно! Вчера прошло, завтра не наступило, жить стоит сейчас, а не застревать в прошлом или грёзах о будущем. Как говорил Дмитрий Анатольевич: «Никто никогда не вернётся в 2007-й год»!
Александр Ильчук («7раса»)
Это было энергетически мощное время. Я думаю, всё хорошее должно повторяться, и популярность подобной музыки обязательно вернётся.
Андрей Острав («7раса»)
Нужно больше веры в независимую сцену! Самим музыкантам в первую очередь, особенно начинающим и, конечно, слушателям. Из маленьких баров и клубов с концертами для 20-ти друзей начинаются большие артисты, стили, туры, стадионы и гимны поколения. Ну и организаторам тоже не отставать и помнить про это! А 2007-й возвращать не обязательно, он уже в прошлом.
Фото на обложке: Евгении Демченко
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!