Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
«Искусство и музицирование — это процесс бесконечный»: интервью с Игорем Черидником

Игорь Черидник — не легенда русского рока, а добрая история, которая с ним приключилась. Добрая барабанная история. Он барабанил много где и много с кем — в «АукцЫоне» и в «Странных играх», в «Поп-механике» и в «Препинаках», с Курёхиным и с Шевчуком, и так — больше сорока лет. В августе этого года главный редактор «Портала Субкультура» Евгений Леонович случайно познакомился с ним на мероприятии — так эта история случилось и с нами. Прочитать её можно ниже: про рокеров в Союзе, барабаны, преподавание и любовь к жизни — в интервью с Игорем Алексеевичем.

— На ваших плечах более 60 проектов. Какие-то из них хорошо известны в узких кругах, какие-то знакомы даже тем, кто музыкой особенно не интересуется и слушает её легкими перебежками — «Аквариум», «ДДТ», «Ленинград», «АукцЫон» точно вышли за пределы «тусовки» и забили себе место в плейлисте слушателя-обывателя из постсовка. Вот вы — человек из этой самой тусовки, приложили руку (руки — непосредственно и обе) к песням, часть которых стали легендарными. С этой вот очень особенной позиции — расскажите, как выглядела жизнь советского рокера. Насколько далека она была от жизни среднестатистического человека?

— Для начала расскажу о пресловутых 60 проектах. Всё довольно просто — я очень увлекающийся и жизнелюбивый человек! Я занимался очень многими вещами: коллекционировал марки, играл в футбол, в настольный теннис, собирал раритетные монеты и купюры, создавал модели различной техники и строений, занимался пением, игрой на гитаре, собирал сначала пластинки, затем компакт-диски (коллекция более пяти тысяч экземпляров) и постоянно слушал музыку в огромных количествах. Это ещё не всё, но перечисленными вещами я занимался всерьёз. По-другому, на мой взгляд, невозможно. Либо ты этим всерьёз занимаешься, либо не занимаешься вовсе! Так вышло и с барабанами. Для меня сошлись многие вещи. Я понял для себя, что в жизни человек многого добивается, безусловно, сам, но обязательно нужен побудительный мотив. Нужен какой-то случай (озарение) или человек — наставник, советчик, друг. В этом мне очень везло! Первым таким Наставником для меня был мой старший брат Валерий. Отсюда все мои увлечения в ранний период. А вот в плане музыки этим человеком стал Александр Борисович Соколов (гитарист группы «Мифы» и один из основателей рок-клуба, мы были коллегами в НИИ). Он привёл меня в рок-клуб, и у меня поменялся менталитет в один миг. Я почувствовал себя в таком близком и буквально родном мне месте! Я к 1983 году уже пробовал себя в барабанном деле в школьной самодеятельности и на танцах с друзьями. Бывало, исполнял роль и гитариста, и вокалиста, и одновременно того и этого, и поющего барабанщика. Играли мы, как я это называю, «тру-ля-ля», то есть любую популярную музыку всех народов, но с главным условием — не фальшиво и с настроением. В плане сложности это должно было быть максимально просто.

Вот в рок-клубе я себя почувствовал нераспустившимся тюльпаном. Я встретил там то, что уже отчаялся найти в повседневной жизни: максимальная естественность и искренность, а ещё классное исполнение любимой мной самобытной и очень интересной музыки. Я был под огромным впечатлением! Для меня открылся целый мир, где мне было очень комфортно и интересно, и я безумно захотел стать частью этого мира. Одновременно я понял, что без крутого умения играть, без полной самоотдачи, без многочасовых занятий и репетиций я ничего толком не смогу добиться. Опуская массу подробностей и нюансов, скажу так: я буквально цеплялся за любое предложение играть в любой группе любую музыку для того, чтобы всё время быть на плаву и практиковаться. Плюс ко всему абсолютно всё свободное время я занимался постановкой рук на пэде. В любое время дня и ночи, когда это становилось возможным. Мне хотелось играть лучше всех, и я понимал, что мне это вполне по силам. Отсюда и такое количество коллективов! И потом, в то время, когда всё только начиналось, было довольно мало гастролей, и все только и делали, что репетировали и готовились к очередным ежегодным фестивалям рок-клуба.

А жизнь советского рокера... Она у каждого была своя! Кто-то тусовался в «злачных местах», кто-то нашёл своё успокоение в веселящих напитках, а кто-то безустанно и очень много репетировал и повышал свой уровень.

Конечно же, жизнь отличалась от обычной. В ней была огромная цель — делиться с людьми своими сокровенными тайнами души! Никто из нас и близко не думал, что можно на этом сделать карьеру и заработать существенных денег. Я уже не говорю о возможности поехать за границу. Об этом никто и не мечтал! Просто люди хотели выпустить джина из своей бутылки. На мой взгляд, совершенно нормальная история — делиться с людьми своим творчеством.

imgonline-com-ua-resize-q7vehepqfghp0d

— А как эта рок-тусовка была устроена и устроена сейчас? Это какой-то единый организм, государство в государстве, или всё-таки соседство и сосуществование одних коллективов с другими?

— В наше время всё было и совсем по-другому, и в чём-то имеются сходные вещи. Очень объёмный вопрос... Если вкратце, то по многим причинам люди были не столь одиноки, как в наше время. Все от всех так или иначе очень зависели в огромном количестве аспектов — перечислять можно очень долго. Как следствие, очень часто пересекались в жизни: ходили в гости, устраивали квартирники, ходили на концерты, ездили отдыхать, на гастроли ездили целыми бригадами. В общем, можно смело сказать — мы были как одна большая рок-семья! Как в любой семье, были и свои проблемы, и трения, и даже ссоры и разборки, но это, в сущности, такая мелочь по сравнению с тем, что в наши дни это всё больше про каждый за себя. В наши дни всё больше и больше формализма и зашоренности. Зажатости, что ли, какой-то. Я себя частенько ловлю на мысли, что не могу по-настоящему расслабиться и реально отдохнуть душой. Я примерно догадываюсь, почему так происходит, и прихожу к выводу, что никто (из нормальных, простых людей) в этом и не виноват. В этом виноват скорее технический прогресс. В нём и наше счастье, и наша беда. Вот такой вот парадокс...

— Возвращаясь к тому, что за свою впечатляющую карьеру вы успели посотрудничать с кем только не. Думаю, не ошибусь, если скажу, что опыт был разный — и хороший, и не очень. И коллективов вы видели много — и хороших, и не очень. Исходя из опыта, есть какой-то набор базовых советов для тех, кто очень хочет сколотить музыкальную группу, сделать это успешно и не на неделю? Какие группы играют классно и долго?

— Совет один — делайте, по возможности, всегда и всё так, как велит и подсказывает вам ваше собственное сердце! Мозг — дело хорошее, но просчитать или вычислить что-нибудь крутое и важное практически нереально. Как говорят — все браки совершаются на небесах! Если не воспринимать это выражение буквально, то и с музыкальной группой всё работает точно так же. Это судьба, и здесь уж ничего не посоветуешь. Ещё одна важная для меня максима — делай, что должно, и будь что будет. Почти во всех известных мне случаях группы формировались именно так. По воле случая, по наитию, по какому-то неведомому стечению обстоятельств. Это на уровне подсознания происходит. Я снова буду настаивать на том, что следует беззаветно заниматься, развиваться, слушать хорошую музыку, ходить по тем местам, где могут быть единомышленники, уметь прощать людям их огрехи — как и в игре, так и в жизни… В общем, стараться ладить с людьми! Во взаимном уважении и симпатии друг к другу и появляются самые устойчивые и долгоиграющие коллективы. Просто музыкантам нужно постараться дружить и уважать друг друга. Да, это, наверное, очень банально, и не хочется выглядеть капитаном Очевидностью, но в моей жизни это именно так!

imgonline-com-ua-resize-qzmwkv5ulio2dw

— В рамках интервью с Чернышевским вы сказали, что ушли из «АукцЫона», потому что группе не хватало «коллективной целостности». Что такое коллективная целостность? Откуда её взять и чем грозит её отсутствие?

— Это, как я понимаю, просто единомыслие и поиск адекватных человеческому психотипу и темпераменту людей. Чтобы это был единый организм, чтобы в коллективе царили приятельские, а лучше дружеские настроения. Не хочется идеализировать, всякое бывает, но тут возможны два варианта (чтобы как в басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука» не получилось): либо единоначалие (безоговорочное подчинение лидеру), либо взаимоуважение в высшей точке его проявления! В остальных случаях группы будут в состоянии постоянной турбулентности. Я так думаю. Разумеется, бывают и исключения.

— А как играть в нескольких группах одновременно? Вам никогда не прилетало претензий, обвинений в неверности? Не мешает ли это целостности внутри одного коллектива?

— Ну это уже в далёком прошлом! Я репетировал в таком режиме:

ПН. — «АУКЦЫОН»;
ВТ. — «ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ»;
СР. — «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»;
ЧТ. — «ИГРЫ»;
ПТ. — «ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ»;
СБ. — СВАДЬБЫ;
ВС. — ТАНЦЫ.

Ну, иногда кое-что менялось, бывала и пара репетиций в день! Более того, я ещё и работал в НИИ и учился на вечернем в музыкальном училище… Ответ довольно прост: почти не было концертов и совсем не было гастролей. Вот когда начались записи, концерты, гастроли, да ещё и в товарных количествах, вот тут-то я и хлебнул лиха! Всего и не рассказать! Жизни не хватит…

— Вы когда-то говорили, что искусство требует жертв. Расскажите, чем вы пожертвовали ради возможности заниматься творчеством; поделитесь, к каким жертвам должны быть готовы начинающие музыканты, если они планируют однажды обрести имя в этой индустрии.

— Я пожертвовал конкретно вот чем: нормальным сном, нормальным общением с девушками (а мне ведь было 18-20 лет) (правда, позднее я всё догнал и перегнал), прогулками, рыбалкой, грибами, ездой на мопеде, путешествиями... Да, к сожалению, я довольно поздно начал стремиться к профессиональной карьере, многое пришлось просто «помножить на ноль» ради заветной цели. Что же, такова жизнь! Если по-настоящему к чему-то стремишься, будь добр взять себя в ежовые рукавицы! В противном случае — не стоит вовсе за это браться! Тут я очень строг и требователен! В чём-то согласен с главным героем фильма «Одержимость».

imgonline-com-ua-resize-hyabieubicch

— У вас вообще удивительный опыт. Обычно жизнь музыкантов, особенно успешных (а вы — именно такой), делится на «до музыки» и «после». Ваше колесо сделало повторный круг, потому что вы прекратили барабанить на 10 лет и снова к этому вернулись. Важный вопрос — как не убиваться по потраченному времени? Людям обычно года жалко, а тут — целых десять.

— Как ни странно, я никогда не убивался по этому поводу! На мой взгляд, если бы судьба мне его не предоставила, то сейчас некому было бы писать эти строки… А если серьёзно, то я ушёл в семью в этот период и посвятил себя воспитанию дочери. Заодно и нашёл своё счастье в прослушивании музыки в больших количествах. Нет-нет, в этот период я тоже был счастлив, просто на другом уровне.

— Эти десять лет у вас прошли в торговле: вы работали на мармеладной фабрике, в «Пятерочке», в «Ленте», в «Мегамарте»… И как оно? Плюсы? Минусы? Подводные камни?

— На мой взгляд, даже отрицательный опыт — тоже опыт. Как в песенке Айболита из известного фильма: «Это даже хорошо, это очень хорошо, что пока нам плохо»! Да, мне пришлось и приспосабливаться, и перестраиваться, и жертвовать собой… Но меня всегда удерживала на плаву главная мысль: жизнь — штука полосатая, и за чёрной полосой всегда бывает белая, а ночь особенно темна перед рассветом. А самое главное — я очень любил тогда (да и сейчас очень люблю) свою старшую дочь! В этом-то и весь ответ! Музыка денег приносить перестала, а жить продолжать было нужно, да и не просто влачить существование, а стараться обеспечить мало-мальски достойную жизнь для близких и любимых людей. Поэтому я знал, что делаю, чем и во имя чего жертвую. Не забываем: это были трудные девяностые годы.

— Вы как-то сказали, что в деятельности вами движет желание «обязательно дойти до конечной точки». А где конечная точка в барабанах? Она прощупывается вами или хоть кем-нибудь? Это же не каратэ — получил чёрный пояс и доволен.

— Вот тут всё очень просто! Искусство и музицирование — это процесс бесконечный. Нет там ни начала, ни конца. Век живи — век учись!

— Очень хочется с вами судьбу и предопределённость поговорить. Если вслушаться в вашу историю, можно заметить одну интересную закономерность: она полна судьбоносных случайностей. То вы шли по улице и наткнулись на барабан, то серьёзная проблема решилась одним звонком… Вы верите, что вам вселенная помогает? Потому что, честно говоря, даже для скептика ваши рассказы звучат как апогей везенья.

— Да уж... Но это всё чистая правда, причём далеко не вся! Можно ещё с десяток случаев вспомнить, как я чуть не погиб несколько раз и выжил благодаря случайному стечению обстоятельств. В общем, я не знаю, как это определять... Я в меру верующий человек. Причём не в конкретную религиозную догму, а в существование чего-то очень мудрого и неподвластного нашему разуму. Можно сказать, я верю в предназначение. На интуитивном уровне верю! Иногда прямо вот чувствую! А объяснить не решусь... Ощущение есть, что какая-то очень сильная рука меня ведёт по жизни. Вот когда я уходил из музыки, то как будто потерял точку опоры. Такое щемящее чувство беспомощности и одиночества меня вдруг в один момент охватило... А ведь и все родные были вокруг, и друзья как будто поддерживали... Всё равно — пустота! Но это, к счастью, не долго продлилось. Буквально считанные дни и ночи. Внутренняя опора (стержень, как в народе говорят) — вот что должно человека вести по жизни! Уверенность в себе и в своих собственных силах! Тогда и чудеса будут периодически происходить. Но первично всегда одно: ничего не бесполезно и всё важно! Я вот так на это смотрю.

imgonline-com-ua-resize-s9e0ullletfo5

— Игорь Черидник — много кто. Вы и музыкант, и преподаватель, и радиоведущий… Расскажите, в какой момент это всё к вам пришло и какую роль каждое увлечение? призвание? в вашей жизни играет сейчас.

— Если про настоящий момент, то я в равной мере и преподаватель, и радиоведущий. Но иногда и записываюсь на студии! Вот выходит скоро трибьют-альбом, посвящённый группе «НАТЕ» и Славе Задерию. Сыграл на нём три композиции. Совсем недавно на телевидении в программе «Квартирник у Маргулиса» в составе группы «Странные игры» поиграл. Записал полнометражный альбом с Евгением Титовым с проектом ЧБ. По всем направлениям всё время что-то да происходит. Иногда с большей интенсивностью, иногда с меньшей. Но есть одно важное для меня дело, которое со мной (я очень надеюсь) будет всегда: преподавание. Тут я нашёл себя в полной мере! У меня получается, и я очень радуюсь этому!

— Преподавательская рубрика. Если я хочу научиться играть на барабанах, с каких песен мне не стоит начинать, чтобы от расстройства и разочарования не сломать палочки через пять минут? Были случаи, когда человек приходил с желанием быстро научиться играть что-то сложное, а когда оказывалось, что до цели палкой (палочкой) не докинешь, уходил по-английски?

— Конечно, всякое бывало, особенно в начале пути! Я же ведь сам тоже ещё учусь! Меня ученики тоже многому обучают: терпению, умению внедриться в их собственные ощущения, сдержанности, грамотной расстановке приоритетов и многому другому. Как и в любых других творческих делах, процесс самопознания и саморазвития здесь бесконечен. Поэтому я максимально корректно подхожу к каждому своему ученику и в первую очередь стараюсь понять мотивацию и раскрыть его сильные стороны, а не напрягаю устранением слабых. За 35 лет моей практики от меня «по-английски» ушли только два человека: один парень и одна девушка. Парня папа перестал спонсировать, а девушка была в положении, и со временем ей стало некомфортно. Я вовсе не хочу хвастаться, но хочу гордиться! Неизвестно, кто на наших уроках работает больше — они или я.

imgonline-com-ua-resize-irncibuimgxgfcia

— У вас был грандиозный 50-летний юбилей — на нём вы много с кем играли, а потом, три года назад, обсуждали его на интервью Рок-клубу СПб. В этом же интервью вы закинули удочку на 60-летний юбилей, поделились с миром ожиданием и предвкушением. 60 — классная цифра, серьёзная, но очень живая. Позади много, а конца пока не видно. Как получилось в итоге?

— Отвечу кратко, не вдаваясь в подробности: 65 точно будет!

— Учитывая обстоятельства, которые свалились на нас в последние полтора года, ответьте на последний вопрос: вы все ещё, не изменяя принципам оптимизма, верите в светлое будущее?

— Это абсолютно неизбежно! Опять-таки, исходя как и из мирового опыта, так и из своего собственного — самая длинная ночь всегда перед рассветом.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика