Игорь Черидник — не легенда русского рока, а добрая история, которая с ним приключилась. Добрая барабанная история. Он барабанил много где и много с кем — в «АукцЫоне» и в «Странных играх», в «Поп-механике» и в «Препинаках», с Курёхиным и с Шевчуком, и так — больше сорока лет. В августе этого года главный редактор «Портала Субкультура» Евгений Леонович случайно познакомился с ним на мероприятии — так эта история случилось и с нами. Прочитать её можно ниже: про рокеров в Союзе, барабаны, преподавание и любовь к жизни — в интервью с Игорем Алексеевичем.
— На ваших плечах более 60 проектов. Какие-то из них хорошо известны в узких кругах, какие-то знакомы даже тем, кто музыкой особенно не интересуется и слушает её легкими перебежками — «Аквариум», «ДДТ», «Ленинград», «АукцЫон» точно вышли за пределы «тусовки» и забили себе место в плейлисте слушателя-обывателя из постсовка. Вот вы — человек из этой самой тусовки, приложили руку (руки — непосредственно и обе) к песням, часть которых стали легендарными. С этой вот очень особенной позиции — расскажите, как выглядела жизнь советского рокера. Насколько далека она была от жизни среднестатистического человека?
— Для начала расскажу о пресловутых 60 проектах. Всё довольно просто — я очень увлекающийся и жизнелюбивый человек! Я занимался очень многими вещами: коллекционировал марки, играл в футбол, в настольный теннис, собирал раритетные монеты и купюры, создавал модели различной техники и строений, занимался пением, игрой на гитаре, собирал сначала пластинки, затем компакт-диски (коллекция более пяти тысяч экземпляров) и постоянно слушал музыку в огромных количествах. Это ещё не всё, но перечисленными вещами я занимался всерьёз. По-другому, на мой взгляд, невозможно. Либо ты этим всерьёз занимаешься, либо не занимаешься вовсе! Так вышло и с барабанами. Для меня сошлись многие вещи. Я понял для себя, что в жизни человек многого добивается, безусловно, сам, но обязательно нужен побудительный мотив. Нужен какой-то случай (озарение) или человек — наставник, советчик, друг. В этом мне очень везло! Первым таким Наставником для меня был мой старший брат Валерий. Отсюда все мои увлечения в ранний период. А вот в плане музыки этим человеком стал Александр Борисович Соколов (гитарист группы «Мифы» и один из основателей рок-клуба, мы были коллегами в НИИ). Он привёл меня в рок-клуб, и у меня поменялся менталитет в один миг. Я почувствовал себя в таком близком и буквально родном мне месте! Я к 1983 году уже пробовал себя в барабанном деле в школьной самодеятельности и на танцах с друзьями. Бывало, исполнял роль и гитариста, и вокалиста, и одновременно того и этого, и поющего барабанщика. Играли мы, как я это называю, «тру-ля-ля», то есть любую популярную музыку всех народов, но с главным условием — не фальшиво и с настроением. В плане сложности это должно было быть максимально просто.
Вот в рок-клубе я себя почувствовал нераспустившимся тюльпаном. Я встретил там то, что уже отчаялся найти в повседневной жизни: максимальная естественность и искренность, а ещё классное исполнение любимой мной самобытной и очень интересной музыки. Я был под огромным впечатлением! Для меня открылся целый мир, где мне было очень комфортно и интересно, и я безумно захотел стать частью этого мира. Одновременно я понял, что без крутого умения играть, без полной самоотдачи, без многочасовых занятий и репетиций я ничего толком не смогу добиться. Опуская массу подробностей и нюансов, скажу так: я буквально цеплялся за любое предложение играть в любой группе любую музыку для того, чтобы всё время быть на плаву и практиковаться. Плюс ко всему абсолютно всё свободное время я занимался постановкой рук на пэде. В любое время дня и ночи, когда это становилось возможным. Мне хотелось играть лучше всех, и я понимал, что мне это вполне по силам. Отсюда и такое количество коллективов! И потом, в то время, когда всё только начиналось, было довольно мало гастролей, и все только и делали, что репетировали и готовились к очередным ежегодным фестивалям рок-клуба.
А жизнь советского рокера... Она у каждого была своя! Кто-то тусовался в «злачных местах», кто-то нашёл своё успокоение в веселящих напитках, а кто-то безустанно и очень много репетировал и повышал свой уровень.
Конечно же, жизнь отличалась от обычной. В ней была огромная цель — делиться с людьми своими сокровенными тайнами души! Никто из нас и близко не думал, что можно на этом сделать карьеру и заработать существенных денег. Я уже не говорю о возможности поехать за границу. Об этом никто и не мечтал! Просто люди хотели выпустить джина из своей бутылки. На мой взгляд, совершенно нормальная история — делиться с людьми своим творчеством.
— А как эта рок-тусовка была устроена и устроена сейчас? Это какой-то единый организм, государство в государстве, или всё-таки соседство и сосуществование одних коллективов с другими?
— В наше время всё было и совсем по-другому, и в чём-то имеются сходные вещи. Очень объёмный вопрос... Если вкратце, то по многим причинам люди были не столь одиноки, как в наше время. Все от всех так или иначе очень зависели в огромном количестве аспектов — перечислять можно очень долго. Как следствие, очень часто пересекались в жизни: ходили в гости, устраивали квартирники, ходили на концерты, ездили отдыхать, на гастроли ездили целыми бригадами. В общем, можно смело сказать — мы были как одна большая рок-семья! Как в любой семье, были и свои проблемы, и трения, и даже ссоры и разборки, но это, в сущности, такая мелочь по сравнению с тем, что в наши дни это всё больше про каждый за себя. В наши дни всё больше и больше формализма и зашоренности. Зажатости, что ли, какой-то. Я себя частенько ловлю на мысли, что не могу по-настоящему расслабиться и реально отдохнуть душой. Я примерно догадываюсь, почему так происходит, и прихожу к выводу, что никто (из нормальных, простых людей) в этом и не виноват. В этом виноват скорее технический прогресс. В нём и наше счастье, и наша беда. Вот такой вот парадокс...
— Возвращаясь к тому, что за свою впечатляющую карьеру вы успели посотрудничать с кем только не. Думаю, не ошибусь, если скажу, что опыт был разный — и хороший, и не очень. И коллективов вы видели много — и хороших, и не очень. Исходя из опыта, есть какой-то набор базовых советов для тех, кто очень хочет сколотить музыкальную группу, сделать это успешно и не на неделю? Какие группы играют классно и долго?
— Совет один — делайте, по возможности, всегда и всё так, как велит и подсказывает вам ваше собственное сердце! Мозг — дело хорошее, но просчитать или вычислить что-нибудь крутое и важное практически нереально. Как говорят — все браки совершаются на небесах! Если не воспринимать это выражение буквально, то и с музыкальной группой всё работает точно так же. Это судьба, и здесь уж ничего не посоветуешь. Ещё одна важная для меня максима — делай, что должно, и будь что будет. Почти во всех известных мне случаях группы формировались именно так. По воле случая, по наитию, по какому-то неведомому стечению обстоятельств. Это на уровне подсознания происходит. Я снова буду настаивать на том, что следует беззаветно заниматься, развиваться, слушать хорошую музыку, ходить по тем местам, где могут быть единомышленники, уметь прощать людям их огрехи — как и в игре, так и в жизни… В общем, стараться ладить с людьми! Во взаимном уважении и симпатии друг к другу и появляются самые устойчивые и долгоиграющие коллективы. Просто музыкантам нужно постараться дружить и уважать друг друга. Да, это, наверное, очень банально, и не хочется выглядеть капитаном Очевидностью, но в моей жизни это именно так!
— В рамках интервью с Чернышевским вы сказали, что ушли из «АукцЫона», потому что группе не хватало «коллективной целостности». Что такое коллективная целостность? Откуда её взять и чем грозит её отсутствие?
— Это, как я понимаю, просто единомыслие и поиск адекватных человеческому психотипу и темпераменту людей. Чтобы это был единый организм, чтобы в коллективе царили приятельские, а лучше дружеские настроения. Не хочется идеализировать, всякое бывает, но тут возможны два варианта (чтобы как в басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука» не получилось): либо единоначалие (безоговорочное подчинение лидеру), либо взаимоуважение в высшей точке его проявления! В остальных случаях группы будут в состоянии постоянной турбулентности. Я так думаю. Разумеется, бывают и исключения.
— А как играть в нескольких группах одновременно? Вам никогда не прилетало претензий, обвинений в неверности? Не мешает ли это целостности внутри одного коллектива?
— Ну это уже в далёком прошлом! Я репетировал в таком режиме:
ПН. — «АУКЦЫОН»;
ВТ. — «ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ»;
СР. — «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»;
ЧТ. — «ИГРЫ»;
ПТ. — «ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ»;
СБ. — СВАДЬБЫ;
ВС. — ТАНЦЫ.
Ну, иногда кое-что менялось, бывала и пара репетиций в день! Более того, я ещё и работал в НИИ и учился на вечернем в музыкальном училище… Ответ довольно прост: почти не было концертов и совсем не было гастролей. Вот когда начались записи, концерты, гастроли, да ещё и в товарных количествах, вот тут-то я и хлебнул лиха! Всего и не рассказать! Жизни не хватит…
— Вы когда-то говорили, что искусство требует жертв. Расскажите, чем вы пожертвовали ради возможности заниматься творчеством; поделитесь, к каким жертвам должны быть готовы начинающие музыканты, если они планируют однажды обрести имя в этой индустрии.
— Я пожертвовал конкретно вот чем: нормальным сном, нормальным общением с девушками (а мне ведь было 18-20 лет) (правда, позднее я всё догнал и перегнал), прогулками, рыбалкой, грибами, ездой на мопеде, путешествиями... Да, к сожалению, я довольно поздно начал стремиться к профессиональной карьере, многое пришлось просто «помножить на ноль» ради заветной цели. Что же, такова жизнь! Если по-настоящему к чему-то стремишься, будь добр взять себя в ежовые рукавицы! В противном случае — не стоит вовсе за это браться! Тут я очень строг и требователен! В чём-то согласен с главным героем фильма «Одержимость».
— У вас вообще удивительный опыт. Обычно жизнь музыкантов, особенно успешных (а вы — именно такой), делится на «до музыки» и «после». Ваше колесо сделало повторный круг, потому что вы прекратили барабанить на 10 лет и снова к этому вернулись. Важный вопрос — как не убиваться по потраченному времени? Людям обычно года жалко, а тут — целых десять.
— Как ни странно, я никогда не убивался по этому поводу! На мой взгляд, если бы судьба мне его не предоставила, то сейчас некому было бы писать эти строки… А если серьёзно, то я ушёл в семью в этот период и посвятил себя воспитанию дочери. Заодно и нашёл своё счастье в прослушивании музыки в больших количествах. Нет-нет, в этот период я тоже был счастлив, просто на другом уровне.
— Эти десять лет у вас прошли в торговле: вы работали на мармеладной фабрике, в «Пятерочке», в «Ленте», в «Мегамарте»… И как оно? Плюсы? Минусы? Подводные камни?
— На мой взгляд, даже отрицательный опыт — тоже опыт. Как в песенке Айболита из известного фильма: «Это даже хорошо, это очень хорошо, что пока нам плохо»! Да, мне пришлось и приспосабливаться, и перестраиваться, и жертвовать собой… Но меня всегда удерживала на плаву главная мысль: жизнь — штука полосатая, и за чёрной полосой всегда бывает белая, а ночь особенно темна перед рассветом. А самое главное — я очень любил тогда (да и сейчас очень люблю) свою старшую дочь! В этом-то и весь ответ! Музыка денег приносить перестала, а жить продолжать было нужно, да и не просто влачить существование, а стараться обеспечить мало-мальски достойную жизнь для близких и любимых людей. Поэтому я знал, что делаю, чем и во имя чего жертвую. Не забываем: это были трудные девяностые годы.
— Вы как-то сказали, что в деятельности вами движет желание «обязательно дойти до конечной точки». А где конечная точка в барабанах? Она прощупывается вами или хоть кем-нибудь? Это же не каратэ — получил чёрный пояс и доволен.
— Вот тут всё очень просто! Искусство и музицирование — это процесс бесконечный. Нет там ни начала, ни конца. Век живи — век учись!
— Очень хочется с вами судьбу и предопределённость поговорить. Если вслушаться в вашу историю, можно заметить одну интересную закономерность: она полна судьбоносных случайностей. То вы шли по улице и наткнулись на барабан, то серьёзная проблема решилась одним звонком… Вы верите, что вам вселенная помогает? Потому что, честно говоря, даже для скептика ваши рассказы звучат как апогей везенья.
— Да уж... Но это всё чистая правда, причём далеко не вся! Можно ещё с десяток случаев вспомнить, как я чуть не погиб несколько раз и выжил благодаря случайному стечению обстоятельств. В общем, я не знаю, как это определять... Я в меру верующий человек. Причём не в конкретную религиозную догму, а в существование чего-то очень мудрого и неподвластного нашему разуму. Можно сказать, я верю в предназначение. На интуитивном уровне верю! Иногда прямо вот чувствую! А объяснить не решусь... Ощущение есть, что какая-то очень сильная рука меня ведёт по жизни. Вот когда я уходил из музыки, то как будто потерял точку опоры. Такое щемящее чувство беспомощности и одиночества меня вдруг в один момент охватило... А ведь и все родные были вокруг, и друзья как будто поддерживали... Всё равно — пустота! Но это, к счастью, не долго продлилось. Буквально считанные дни и ночи. Внутренняя опора (стержень, как в народе говорят) — вот что должно человека вести по жизни! Уверенность в себе и в своих собственных силах! Тогда и чудеса будут периодически происходить. Но первично всегда одно: ничего не бесполезно и всё важно! Я вот так на это смотрю.
— Игорь Черидник — много кто. Вы и музыкант, и преподаватель, и радиоведущий… Расскажите, в какой момент это всё к вам пришло и какую роль каждое увлечение? призвание? в вашей жизни играет сейчас.
— Если про настоящий момент, то я в равной мере и преподаватель, и радиоведущий. Но иногда и записываюсь на студии! Вот выходит скоро трибьют-альбом, посвящённый группе «НАТЕ» и Славе Задерию. Сыграл на нём три композиции. Совсем недавно на телевидении в программе «Квартирник у Маргулиса» в составе группы «Странные игры» поиграл. Записал полнометражный альбом с Евгением Титовым с проектом ЧБ. По всем направлениям всё время что-то да происходит. Иногда с большей интенсивностью, иногда с меньшей. Но есть одно важное для меня дело, которое со мной (я очень надеюсь) будет всегда: преподавание. Тут я нашёл себя в полной мере! У меня получается, и я очень радуюсь этому!
— Преподавательская рубрика. Если я хочу научиться играть на барабанах, с каких песен мне не стоит начинать, чтобы от расстройства и разочарования не сломать палочки через пять минут? Были случаи, когда человек приходил с желанием быстро научиться играть что-то сложное, а когда оказывалось, что до цели палкой (палочкой) не докинешь, уходил по-английски?
— Конечно, всякое бывало, особенно в начале пути! Я же ведь сам тоже ещё учусь! Меня ученики тоже многому обучают: терпению, умению внедриться в их собственные ощущения, сдержанности, грамотной расстановке приоритетов и многому другому. Как и в любых других творческих делах, процесс самопознания и саморазвития здесь бесконечен. Поэтому я максимально корректно подхожу к каждому своему ученику и в первую очередь стараюсь понять мотивацию и раскрыть его сильные стороны, а не напрягаю устранением слабых. За 35 лет моей практики от меня «по-английски» ушли только два человека: один парень и одна девушка. Парня папа перестал спонсировать, а девушка была в положении, и со временем ей стало некомфортно. Я вовсе не хочу хвастаться, но хочу гордиться! Неизвестно, кто на наших уроках работает больше — они или я.
— У вас был грандиозный 50-летний юбилей — на нём вы много с кем играли, а потом, три года назад, обсуждали его на интервью Рок-клубу СПб. В этом же интервью вы закинули удочку на 60-летний юбилей, поделились с миром ожиданием и предвкушением. 60 — классная цифра, серьёзная, но очень живая. Позади много, а конца пока не видно. Как получилось в итоге?
— Отвечу кратко, не вдаваясь в подробности: 65 точно будет!
— Учитывая обстоятельства, которые свалились на нас в последние полтора года, ответьте на последний вопрос: вы все ещё, не изменяя принципам оптимизма, верите в светлое будущее?
— Это абсолютно неизбежно! Опять-таки, исходя как и из мирового опыта, так и из своего собственного — самая длинная ночь всегда перед рассветом.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!