Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Михаил Леванов

Эксклюзивное интервью с Михаилом Левановым — профессиональным музыкантом, саксофонистом, автором, идейным вдохновителем и бессменным участником творческой группы М-АРТель.

— Давай для начала поговорим о стиле, в котором работает группа, о стиле «фьюжн».

— (М.Л.) А что о нем говорить? В Википедии и так все досконально изложено. Сложился в конце 60-х, начале 70-х, включил, развил и все такое.

— Но у меня складывается впечатление, что вы в своих пресс-релизах периодически пытаетесь избежать этого слова. Как будто он вас не устраивает. То вы играете «джаз-рок», то «прогрессив джаз», то банальную «гремучую смесь из...». Разве то, что вы играете, не есть фьюжн?

— (М.Л.) Тут дело в том, что фьюжн для нас не является целью, это скорее средство. Вот мы хотим о чем-то рассказать. Если для этого нужен «джангл», то значит, будет «джангл», если музыка барокко, иду изучать Баха. То, что получается на выходе, это результат наших поисков выразительных средств, а не целенаправленное скрещивание бульдога с носорогом.

— То есть ты как композитор...

— (М.Л.) Давай сразу расставим точки над i. Я не считаю себя композитором, да таковым и не являюсь. Я, конечно, генерирую основные идеи, но потом мы все вместе их дорабатываем. Вот если бы я приносил скрупулёзно расписанную партитуру на репетицию, то тогда да. Я бы мог бить себя копытом в грудь и называть себя композитором. А так я просто делаю свою работу, часть работы.

— А у тебя бывает такое, что ты сам себе бьешь по рукам, чтобы не перемудрить, не сделать слишком сложно? Твой слушатель может не понять, и ты не хочешь его травмировать? Ставишь себе некий предел? Вот не будешь ты делать, допустим, размер семь шестнадцатых.

— (М.Л.) Да, конечно есть. Но делаю это не потому, что я боюсь, что на мои концерты перестанут ходить. Или из того, что надо делать что-то в тренде, делать то, что продается. Тут вот какой момент. Поскольку я уже достаточно долго занимаюсь педагогикой, я давно уже понял, что нельзя говорить с человеком на языке, которого он не понимает. Важно, ЧТО ты говоришь, а не КАК. Форма призвана, в первую очередь, обеспечить восприятие твоей идеи. Можно конечно стать в красивую позу и сказать: «Вы тут все лохи, я буду сейчас вещать, а вы внимать. А если вы меня не понимаете, идите куда подальше». Мне кажется, что если человек пишет музыку и думает, что раз это сложно, значит это прикольно, это большее зло. Мне в этом отношении очень нравится откровение Пьера Булеза, который на вопрос: «Как вы думаете, почему музыка, написанная академическими композиторами в 60-х, 70-х годах редко исполняется?», честно ответил, что никто в то время не думал о том, как эту музыку будет слушать публика. Я железно уверен в том, что музыка существует не на бумаге, не в голове композитора, не в инструменте. Она может только существовать в голове слушателя. Пока она не вызывает ответную реакцию, пока не начинается цепная реакция ассоциаций в его сознании, то она мертва. Это просто набор звуков. Если она вызывает, она имеет право на жизнь. Если нет… Ну да, написал там что-то мега замороченное на тринадцать девятнадцатых, в сложной полифонической фактуре. И что? Ну, я порадовал себя. Получил творческое самоудовлетворение. Выходит, что я занимаюсь творческим онанизмом. Не знаю… Я не вижу в этом никакого смысла.
При этом часто бывают противоположные ситуации. Музыка сложная, но люди покупают ее в больших количествах.

— А как это объяснить?

— (М.Л.) Очень просто. Люди, когда это писали, думали о том, чтобы это произвело впечатление на людей. Мне вообще иногда кажется, что люди часто что-то пишут для того, чтобы отчитаться перед своим педагогом по гармонии.

— Перед своим внутренним цензором…

— (М.Л.) Да! Я вот сейчас напишу вещь и пошлю ее в прошлое своему педагогу. Пусть он ее оценит!.. Мне кажется это бессмысленно.

— Хорошо, а какой образ слушателя возникает, когда ты пишешь? Какие люди приходят на твои концерты? И совпадают твои ожидания и реальность?

— (М.Л.) Мы делаем что-то для тех, кто просто слушает музыку. Для тех, для кого это не модный тренд или социальный маркер. «Я вот слушаю вот это и это, потому что я мега крутой и культурный, нах». Они ее слушают, потому что для них это музыка. По-моему, это абсолютно нормально и естественно. Вот когда я учился в училище, а потом в академии Гнесиных, было принято делить музыку на «правильную» и «неправильную». Правильную нужно слушать, даже если она у тебя вызывает отторжение. А «неправильную» музыку слушать не надо, потому что она «неправильная». Потом со временем понимаешь, что твою систему ценностей формировали люди явно этого не заслужившие. Мне в этом отношении нравится мысль Фрэнка Заппы. Он говорил: «Если музыка производит впечатление, то это стоящая вещь. Если нет, то это просто кусок дерьма».

— А название тем рождается постфактум или когда уже тема определенна?

— (М.Л.) Абсолютно по разному.

— Прямо на концертах?

— (М.Л.) Иногда практически да. Бывает, что песня готова. У нее есть даже рабочее название, но выносить его на сцену нельзя…

— Потому, что нецензурное.

— (М.Л.) Типа того. Но объявлять ее как-то надо. И ты срочно что-то креативишь. Самая забавная ситуация была с композицией «Коробейники». Сначала появилось название и образ, а потом под это все дело писалась музыка. Или что-то сочиняешь и чувствуешь, что-то не хватает. А потом возникает название и все встает на свои места. Как, например, с композицией «Один день из жизни кота Василия».

— Стало понятно, почему кот, почему Василий..

— (М.Л.) И почему один день...

— Ты относишь себя к какой-то субкультуре?

— (М.Л.) Мало того, я отношу себя к панкам.

— Ну-ка, поподробнее?

— (М.Л.) Это все благодаря Вите Радзиевскому. Он попросил меня заменить его на лекциях в джазовой студии на теме «Панк джаз». И мне пришлось погрузиться, в эту тему с головой. Я, конечно, что-то слышал о Джоне Зорне и прочих радостях, но на полноценную лекцию это не тянуло. Начал читать, и что я обнаружил? Что то, что мы делаем самый настоящий панк. Конечно не по форме. (мы соблюдаем правила личной и общественной гигиены, не пьем из лужи и не играем какашками в пятнашки). Но однозначно по содержанию. Как сказал один из идеологов русского панка Олег Коврига: «Панк идет сам по себе и не выбирает какого-то конкретного направления, просто он не вписывается в общую картину, и тем, кто встречается на его пути, кажется, что он идет против…». Для меня определяющей является мысль о том, что музыка существует только в сознании слушателя, а не в голове исполнителя.

— То есть образуется некий диалог…

— (М.Л.) Да! И он полностью разворачивается только там. Грубо говоря, ты только формируешь некую идею. Это как в случае с жемчужиной. В раковину моллюска попадает какая-то песчинка,
И вот она начинает обрастать перламутром. А потом формируется нечто такое, чем начинают восхищаться. Говорить о глубине, форме, употреблять разные высокохудожественные слова… А ведь в начале просто было песчинка! И организм посчитал ее инородным телом, и начал себя изолировать.

— Можешь назвать концерт, который произвел на тебя впечатление в последнее время?

— (М.Л.) Видео «Led Zeppelin» подойдет как вариант? Понятно, что я хожу в основном на концерты к друзьям. Да и профессия все-таки накладывает определенный отпечаток на восприятие музыки. Мне тяжело воспринимать музыку как музыку. Я автоматически вычленяю партию бас-гитары, малого барабана, кучу других элементов. Поэтому для меня самый кайф, когда я прихожу на концерт и из-за происходящего на сцене отключаюсь.

{soundcloud}https://soundcloud.com/m_artel-project/dirijably{/soundcloud}

— Забываешь анализировать...

— (М.Л.) … я просто получаю удовольствие. В какой-то момент я понял, что нужно взращивать в себе чувство отношения к музыке, как к чуду.

С Михаилом беседовала Елена Тирон.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика