В рамках гастролей театра «Практика» на сцене «Ленинград Центра» состоялись показы спектаклей «Сахар» и «Бабушки», а также лекция художественного руководителя театра, режиссера, драматурга Ивана Вырыпаева. Перед встречей со слушателями Иван Вырыпаев любезно согласился дать нам интервью.
— В «Ленинград Центре» после спектакля «Сахар» Вы сказали, что «в эти тяжелые времена не стоит упиваться пластиковым миром», о каких тяжелых временах идет речь?
— На мой взгляд, энергия в мире сейчас очень дестабилизирована. Или, если сказать точнее, находится в сильных вихрях. На бытовом, социальном уровне, мы видим, как мир расширяется, становится мультикультурным. Но народы к этому не готовы. Идет борьба между традиционализмом и постмодернизмом, непримиримая. И это достаточно жесткий конфликт, т.к. одни претендуют на границы других. Когда встает вопрос о безопасности, на действия противника накладывается запрет, что вызывает негативную реакцию. Причем накал безумия достигает такого уровня, что человек перестает ориентироваться: он из газетных отрывочных новостей формирует свою реальность. Он составляет ее из проекций выстроенного для него мира вместо того, чтобы начать слушать самого себя, видеть, осознавать. И самое главное – не реагировать, т. к. это порождает ответную реакцию и способствует развитию всей этой искусственно созданной системы. Жизнь превращается в ад. Потому что ты - это не ты, а абсолютная иллюзия. Все эти конфликты – выстроенная комбинация. Нужно выйти из нее. Все сейчас находится в состоянии войны. Нам запрещать Тангейзера или разрешать? Если запрещаешь, то ты в одном лагере, если разрешаешь, то в другом. А нужно смотреть на это как на процесс. Слышим ли мы друг друга? В диалоге мы все время пытаемся рассказать о себе, не давая собеседнику никакого шанса быть услышанным. В этом случае энергия очень сильная, и людей начинает растаскивать. Самое эффективное – это стараться получить, найти внутри себя позитивную энергию, что-то стабильное в себе самом, то, чем ты являешься на самом деле. Нужно понять, что ты делаешь, повзрослеть. Ответить себе на вопросы: что происходит с твоей жизнью? почему ты так думаешь? что тебе мешает? почему ты против этого человека?
— Действительно, в городе можно наблюдать, как различные социальные группы (коренные жители и мигранты, например), которые, даже проживая на одной лестничной клетке, может даже в одной коммунальной квартире, никогда не пересекаются и существуют как бы в параллельных мирах. Как наладить им контакт?
— Мир технически вышел на такой уровень, что можно купить билеты и прилететь в любую страну. Мы все смешались. Физически. Но мы оказались не готовы к сосуществованию разных религий, различиям философского мировоззрения. И мы не можем выстроить коммуникацию. Нам нужно понять, что мы все на планете единый организм. Мы не просто цивилизация людей, но в ней также есть растения, животные, вода… Если мы не наладим коммуникацию между всеми элементами, то мы все умрем. Например, если я хочу сделать свою жизнь лучше, то я должен понять, что она зависит от вашей. Я должен вступить с вами в коммуникацию. Но если я вас обкрадываю, если сам не занимаюсь ничем, что связано с развитием мира, то мое благоденствие не будет длиться долго. Ко мне поступают неправильные потоки энергии, и моя жизнь ухудшается, хоть я этого и не замечаю. Хуже становится окружающая среда, моя нервная система, мои отношения с детьми, мое здоровье. И я не получаю блага, даже если у меня много денег, но я живу как свинья. Вся мысль в том, что мы строим единое поле. Нельзя закрываться. Нужно выстроить коммуникацию. Когда ты ставишь Тангейзера, ты должен понимать, что ты делаешь, в каком месте и как ты разговариваешь с людьми, что имеешь в ответ. Это и есть система коммуникаций, но она должна быть двусторонней…
Читайте также
— Но что является движущим стимулом этой коммуникации?
— Ведущий элемент этой коммуникации – это сохранность своей жизни. Голод, война, убийство – это то, что нас учит. Или не учит. Потому что плохая система коммуникаций приводит к смерти, убийствам. То, о чем я говорю - это способ выживания. Даже если ты купил остров, то когда разрушится Земля, ты не спасешься. Бежать некуда. Технологии такие сильные, что рванет в одном месте, и в другом ты не спрячешься. Таят льды, и неизвестно, где, например, через 40 лет будет Нью-Йорк. Но это не так интересно, как обсуждать войну на Украине. Им в ООН как будто поговорить не о чем. Не о том. Как научиться коммуникации? Есть основополагающие принципы: мы едины, но все различны в своем проявлении. Я должен допустить, что при нашем единстве вы другая. Я должен вас принимать. Обычно же, если вы придерживаетесь иного мнения, я вас исключаю, либо подавляю, либо убегаю. А я должен вступить с вами в контакт, но для этого я должен дать вам проявиться такой, какая вы есть, услышать вас. Чтобы не заблуждаться, с кем я вступаю в контакт: с вами или с представлением о вас. Но для этого я должен присутствовать, должен успокоить свою нервную систему. Это путь.
— А как Вы испытываете себя? Всегда ли Вы сами присутствуете?
— Синхронизация – это путь. Я тоже постоянно над этим работаю. Ты будешь постоянно вылетать. Это не просто сидеть на диване и думать. Это путь. При этом кажется, что другие мешают, вносят хаос в твою жизнь. Но на самом деле ты не можешь выстроить с ними систему взаимопонимания. Это дается как урок. Мне хочется изучать эти процессы, обсуждать их со зрителями.
— Расскажите о фильме «Спасение», который выходит в этом году.
— Съемки проходили в Гималаях, в Тибете. Это русский фильм, но на английском языке, потому что по сюжету главная героиня - полька и находится в Тибете с католической миссией. К фильму мы сделали мой закадровый голос. Это очень важная часть фильма: на первом плане голос переводчика, на втором – диалоги героев. Мы получили приглашение на «Кинотавр». Ждем другие фестивали. Хотя я не любитель фестивалей. Для меня самое важное, чтобы его показали в России и в Польше. Я живу в двух этих странах, и это мое обращение к ним. Конечно, большого проката мы не ожидаем.
— Вы не раз говорили в своих интервью, что в театре «Практика» Вы хотите сделать процесс управления максимально демократичным. Зачем это нужно? И удалось ли?
— С первобытнообщинного строя начала выстраиваться система вертикальная – впереди лидер. Иерархия идет вниз. Так мы привыкли. Сегодня мир исчерпал эту систему. И она начала расходится горизонтально. Мы связаны. Поэтому многие успешные системы, даже крупные компании «Apple», «Microsoft», стали развиваться в горизонтальном управлении. В компаниях появляются различные институты. Для эффективной работы нельзя ориентироваться на одного: так развивается коррупция, потому что человеческий фактор и единоначалие создает «приближенных».
В «Практике» мы пытаемся разделить службы. Есть Художественный совет, который как бы делает заказ. Творческая группа его реализует. Также автономно работает ПиаР-отдел и пр. Вертикальная система порождает монстра, а горизонтальная всех включает и заставляет чувствовать ответственность.
— В «Кислороде» герою задают вопрос о том, что самое главное? Как бы Вы сами на него ответили?
— Самое главное - быть живым, максимально живо и спонтанно глядеть на вещи. А так как вокруг пластиковый мир, который сформирован твоими страхами и проекциями. Когда ты от них избавляешься, жизнь становится более красочной и яркой.
Беседовали Елена Свиридова и Надежда Маркова
Фотографии Павла Рыжкова
{gallery}https://www.flickr.com/photos/114983226@N08/sets/72157652113727341/with/17234307052/{/gallery}
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!