Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Александр Кузнецов

В гостях у «Портала Субкультура» – молодой актёр и режиссёр Александр Кузнецов. В интервью нашему корреспонденту Александр рассказал о ярких ролях в спектаклях «Бунтари» и «О-й. Поздняя любовь», а также о своих постановках: «Игроках» и грядущей панк-рок-концертной «Одиссее».

О работе в театре

– С чего для Вас начался театр?

– Театр для меня начался с желания попасть в кино. А так как у нас в стране с кино всё непросто, нужно было сначала поступить в театральный институт. В детстве, лет в 9, я ходил по улицам и думал, что где-то здесь сейчас снимают «Звёздные войны», я просто подойду, что-нибудь клёво сделаю и получу роль в фильме. Потом, когда я понял, что в Севастополе, откуда я родом, «Звёздные войны» всё-таки не снимают, я поехал в Москву. Мне было 16 лет, я почти поступил в Щепку, но оказалось, что с украинским гражданством нельзя учиться на бюджете. И мне, в общем-то, было всё равно: я тогда сильно влюбился и поехал за девушкой в Киев – там проучился год в цирковом, потом ещё год в театральном. И только после этого поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет. Я был в актёрской группе, но под конец обучения поставил «Игроков»…

– Расскажите о том, как появились «Игроки»?

– На первом курсе мы сделали маленький отрывок, на 4м вспомнили о нём и решили, что это идеальный материал для дела, которое мы задумали. Я собрал тех чуваков, в которых верил, и поскольку все места под солнцем уже были заняты, мы стали репетировать прямо на улице. Практически всё вместе делали, по-пацански так. Мы творили всё то безумие, которое в нормальном театре считается непрофессионализмом и плохим вкусом, делали всё вопреки тому, чему нас учили. Такое современное гусарство: семь психов в смокингах собираются вечером на сцене, чтобы покутить. Покутить так, чтобы зрителям захотелось либо побить нас, либо танцевать вместе с нами. В итоге, лучшая рецензия теперь у нас на афише: «Чаще всего последний спектакль выпускного курса вбирает в себя всё самое лучшее, что получили студенты за время учёбы. Не в этот раз…» Игроки – это не совсем театр, и совсем не спектакль. Скорее это рок-концерт или…

– Перформанс?

– Перформанс – да, но всё-таки главная цель была одна: защититься от всего того дерьма, которым нас пичкали в институте, и от тех дерьмовых спектаклей, в которых мы были вынуждены играть… Мы подумали: почему бы не сделать на сцене всё, что мы захотим? Актёрски имеется в виду – я не люблю претензии на сцене, поэтому «Игроки» – это провокация, но не претензия…

– А какие спектакли Вам нравятся?

– Я не хожу в театр, но если я что-то и могу посмотреть с удовольствием, то немецкий театр – Персеваль, Остермайер. Мне очень важна внутренняя музыкальность театра, в случае Персеваля, например, она самая настоящая. Её ведь создают реальные рок-музыканты: Йенс Томас, Феликс Кноп.

– Насколько сложно контролировать процесс и одновременно находиться внутри, то есть фактически – режиссировать самого себя?

– Все большие дядьки скажут, что это неправильно и невозможно. Всё, конечно, очень сложно, но с другой стороны, – есть свои преимущества: ты можешь вносить коррективы прямо во время действия. Большую роль играет материал, «Игроки» – это пьеса о 4х людях, о таких The Beatles, и я играю только одного из них. Скажем, я бы не смог так же поставить «Сирано де Бержерака» – мою любимую пьесу в поэтическом театре. Поставить «Сирано» с собой в главной роли – сомнительная идея, потому что он всё время на сцене, на нём всё зациклено и ради самого феномена «Сирано» созданы все остальные персонажи.

актёр

– Когда следующий показ «Игроков»?

– 20 сентября играем в Москве. В октябре мы едем в Ереван, Ригу и Лиепая, в ноябре в Тбилиси. А сейчас заканчивается пост-продакшн киноверсии спектакля, я планирую сделать премьеру в конце лета. Устроим несколько кинопоказов для своих и чужих, а после гастролей выпустим киноверсию в сеть.

– У Вас есть какой-то свой метод работы с актёрами?

– Я очень не люблю все эти театральные штуки, слова, книжки. Мне кажется, что нужно закрыть абсолютно все институты и сказать человеку: «Если ты хочешь стать актёром – давай как в Средневековье, когда, чтобы стать кузнецом, ты должен был идти к нему в подмастерья. Хочешь быть актёром – смотри фильмы, которые тебе нравятся, пробуй играть как те, кем ты восхищаешься, копируй, думай своей головой и находи себя. Ты должен сам учиться всему. Мне некому было в жизни сказать: «Музыку и текст надо писать только самому, не снимай короткий метр, снимай полный, не ходи вокруг да около, бери и делай». Я всё это «выцыганивал», как говорит Каменькович, у Джека Лондона, Жюля Верна, Даниэля Дефо, у Чака Паланика, находил в фильмах Финчера, в «Бойцовском клубе» – вот эти вещи формировали моё сознание.

– Расскажите про Ваших учителей, у кого учились?

– Я считаю, что учителей ты выбираешь сам. Чаще всего ими становятся совсем не те люди, которые тебя «учат» в этих институтах и школах. В моём случае первый год я только ходил, смотрел и радовался, что я не в армии. На втором курсе я понял, что надо забивать на такое странное мастерство, где по 8 часов люди едят борщ на сцене, спят, показывают, как человек просыпается в общежитии, а мы сидим и смотрим. Может быть, это правильно, но со мной это не сработает. Так что, к четвертому курсу я просто выл и сворачивался в трубочку, когда к нам пришёл Олег Глушков, очень необычный московский хореограф и режиссёр. Вот он и стал моим главным учителем, с первого дня знакомства. Ещё 2 человека: Дмитрий Крымов и Юрий Бутусов – он тоже преподавал на режиссёрском факультете, я к нему ходил, слушал его лекции. Бутусов он волнуется, нервничает и пробует… Это и есть правда, поэтому он великий режиссёр, мне достаточно было пары его лекций, чтобы что-то у него взять. И последним назову Игоря Вдовина, композитора и рок-музыканта. Я познакомился с ним год назад на «Бунтарях» в МХТ, и этот человек одним своим существованием научил меня большему, чем весь ГИТИС за 4 года. Дальше я своими учителями могу называть Тома Харди, Брэда Питта, Киллиана Мёрфи, Ридли Скотта, Пола Томаса Андерсона…

актёр

– Вы играете в постановке Дмитрия Крымова «О-й. Поздняя любовь». Почему в спектакле поменяли финал?

– А как можно оставлять ту концовку, которая у Островского?

– Я бы застрелилась ещё в первом действии…От перспективы быть возлюбленным такой Людмилы – с брежневскими бровями и долгой девической косой… Интересно, кстати, наблюдать, как Ваш Островский постепенно мутирует в Достоевского…

– Дело не в том, какая Людмила, дело в том, какой Николай: он многого хотел, и многое пытался сделать, как и я сейчас. Может быть, когда-то я приду к такому финалу, как мой герой, когда буду совсем опустошён. Но в данный момент я в начале пути. Николай доигрался до того, что его обложили со всех сторон. И выдали замуж его, считайте. Мне нравится в Николае то, что он никогда не изображает из себя хорошего. Я в жизни стараюсь придерживаться этого же правила и не строить из себя прекрасного, доброго человека. Его честность мне очень импонирует, я считаю, что она должна быть такой, а не искренней, «лопатинской» честностью. «Овод» знаете Войнич? Вот такого конкретного революционера я бы хотел сыграть в кино, когда буду старше.

актёр

– У Вас уже есть роль одного революционера – в «Бунтарях» Вы играете лидера «Народной Расправы» Сергея Нечаева. Получается очень яркий, притягательный персонаж с обаянием зарубежной рок-звезды. Его образ придуман Вами или его так видит режиссёр – Александр Молочников? И как Вы относитесь к своему герою и его прототипу?

– Нечаев изначально был написан неплохо Молочниковым. Не могу сказать, что он – моё собственное изобретение… Просто этот персонаж не противоречит моей природе. У меня сложный характер, я пару раз чуть не ушёл из спектакля: мне тяжело репетировать, и вообще тяжело в театре, но в какой-то момент я понял, что нужно поверить Саше, и всё получилось в итоге. Сначала Нечаев много пел: Ник Кейв и Bad Seeds, АукцЫон… Потом всё это убрали, но энергия этих песен осталась. Я не считаю Нечаева абсолютным злом. Более того, я бы действовал его методами в искусстве. Только против совершенно других врагов. В мире есть масса людей, которые заслуживают встречи с «Народной Расправой» гораздо больше. Например, те, кто создаёт политические новости, которые смотрят мои родители. Другой вопрос, что нечаевские методы сейчас уже совершенно бесполезны, если они вообще когда-то имели смысл. Есть гораздо более действенная вещь: творческий терроризм. Поэтому я хочу взрывать мир с помощью кино, снимать такие фильмы, которые смогут повлиять на людей: не просто про призыв мира во всём мире, а чтобы люди научились думать и определять тех, кто ими манипулирует. Писать музыку, которая навсегда освобождала бы от сумасшедших национально-патриотических идей. Вот скажите мне, «Гладиатор» Ридли Скотта – какое это кино: английское, шведское, финское? Это мировое кино. Там все люди работают вместе.

актёр

– Мне нравится идея воздействовать на людей с помощью искусства...

– Смотрите: чтобы воздействовать на людей с помощью искусства, во мне должна быть эта злость, которая будет перерабатываться в продукт творчества. Я должен быть психопатом в этой области – иначе я ничего не создам. Как я, по-вашему, сделал «Игроков»? Не было никакой поддержки, если б мы не были психами, мы бы ничего до конца не довели. Нами двигало желание не сломаться под прописанной концовкой, так сказать. Мы не показали ни одной заявки. Сделали целый спектакль, позвали мастера и поставили весь курс перед фактом. Каменькович, мой мастер, сказал: «Ладно, сыграйте 3 раза, один раз днём».. Чтоб совесть была чиста. Мы сыграли 7 раз тогда. И играем до сих пор.

О работе в кино

– Как у Вас обстоят дела с кино?

– Сейчас у меня около шести фильмов в производстве: сериал «Красные браслеты» и много короткометражек.

– Одна из них – «Собачатина» по рассказу Захара Прилепина…

– Там было потрачено столько сил, и есть очень хорошие вещи, но постоянно переносятся даты съёмок последних сцен, и мы с Ильёй Делем просто не можем под этот график подстроиться. Парадокс в том, что в отличие от театра, по-хорошему, я только начинаю заниматься кино.

– С кем из режиссёров Вам хотелось бы поработать?

– С Ридли Скоттом уже шансов мало, поэтому нужно рассматривать тех людей, с которыми я ещё успею встретиться. Я бы очень хотел попасть в британские сериалы, они очень высокого качества сейчас, и поработать с режиссёрами «Breaking Bad» и «Peaky Blinders». Сейчас идут пробы в 4-й сезон, в моих планах туда попасть.

И снова о театре

– Есть какая-то роль, которую Вы хотели бы сыграть?

– Кого-то из музыкантов…

– Веня Д’ркин?

– Я очень любил Веню, раньше вся моя уличная концертная деятельность состояла в основном из его песен, но, в конце концов, я понял, что это не моё, я не похож на него ничем. Меня интересуют не барды, а рок-музыканты, авантюристы и рыцари. «Храброе сердце» – идеальный вариант. Мне никогда не было комфортно в реальности, поэтому я пытаюсь заниматься кино, чтобы иметь возможность носить доспехи и плавать на парусном корабле.

– На сайте МХТ я нашла весьма интригующую информацию о том, что у Вас есть своя панк-рок-группа – Porsmouth.

– Porsmouth – это мой старый проект. Сейчас я пишу материал для альбома один. Я не способен вести музыкальный диалог – у меня тоталитарный подход: я должен написать тексты и всю музыку, а потом позвать крутых музыкантов, чтобы они сыграли. Раньше я 3 года играл на улице со скрипачкой. Потом понял, что надо записываться, иначе это всё просто какой-то цирк.

– Ведёте концертную деятельность?

– Скорее всего, ближайшим музыкальным концертом станет мой спектакль «Одиссея», который мы начинаем репетировать на Малой сцене МХТ. Это будет постановка, полностью основанная на моей музыке. Сначала я хотел использовать в качестве саундтрека песни группы MUSE, но это опять из разряда «не ходи вокруг да около, бери и делай».

– Гомеровская «Одиссея»?

– Да, но без этих стихов, написанных гекзаметром, которые невозможно слушать, даже если их будет читать Том Харди. А история гениальная, поэтому я её переписываю простым языком, который мне кажется художественным и правильным, делаю адаптацию. В своё время Каменькович 10 лет переписывал «Улисса», делал инсценировку…Это интереснее, чем брать современную драматургию – мне предлагали ставить «Палачей», новую пьесу МакДонаха, но МакДонах уже так пишет, как я бы ставил, и ничего не остаётся, кроме как качественно воплощать этот материал. Сомнительный интерес для меня.

– И музыка, и театр, и кино – откуда Вы берёте столько сил? Ваши источники вдохновения?

– Это довольно истерические силы, они быстро заканчиваются. Мой главный источник вдохновения – музыка. Я довольно циничный человек, но могу ехать в метро, слушать Говарда Шора или Джона Уильямса и расплакаться прямо в вагоне. Без музыки у меня абсолютно всё на мель садится. Вдохновляют такие личности, как Александр Македонский, например. Он конченый псих: когда ему говорили, что пора бы уже остановиться – он избавлялся от этих людей и делал то, что задумал. И в итоге – завоевал половину известного на тот момент мира. Так и нужно: если ты чувствуешь, что в тебе много энергии, бери и делай прямо сейчас. Не получается – начинай заново. Ты же не Гарри Поттер, за которого всё решают, а он просто приходит на площадку. Ты должен сам режиссировать свою жизнь, иначе ничего не произойдёт. В этой стране сложно быть главным героем. В лучшем случае, ты будешь либо Сергеем Зверевым, либо Навальным.

– Самый сумасшедший поступок в жизни?

Безумием было поступать в театральный. Кино и музыка – моя цель и моя мечта. Я не люблю театр. Так вышло, что пока я им занимаюсь, и пытаюсь заниматься им честно. Сейчас я играю только в тех спектаклях, которые мне нравятся. Это было выцарапано ценой невероятных усилий: я вылез, как кот из трубы, которая засасывала. Остались только «Бунтари», «Поздняя любовь», «Игроки»… Впереди – «Одиссея». Во всех смыслах.

Фото: Екатерина Цветкова, Sasha Vinograd, Александр Россоловский

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 
TAGS:

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика