Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Питер Хёг

Питера Хёга называют самым загадочным писателем Скандинавии неспроста – он не любит давать интервью и избегает публичности. Оттого его встреча с читателями 3 сентября в Петербурге казалась несмешной шуткой. Но автор «Смиллы и ее чувства снега» действительно выступил на сцене Эрарты, чтобы ответить на вопросы и рассказать много новых историй. Мы публикуем лишь некоторые из них, осознавая, какое огромное количество поклонников Питера Хёга не смогло присутствовать на встрече лично.

Откуда взялась идея для романа «Смилла и ее чувство снега»?

Мне кажется, что я, наверное, не смогу ответить на ваш вопрос о том, откуда возникает творчество. Для меня это происходит таким образом: следующая книга возникает, когда я пишу предыдущую. Вдруг возникает момент, когда у меня появляется новая идея. Часто это случается совершенно неожиданно. И это не только меня касается, я думаю. Творческие проблески часто возникают не в самые подходящие моменты. Моцарт, например, играл в бильярд, когда ему была необходима пауза. Во время одной из игр он, откатав шары, заявил: «Ну вот, я только что отыграл скрипичный концерт». У меня есть один друг, который руководит группой математиков. Они долго работали над решением проблемы, в связи с чем в их работе возник затор. Однажды он просто бросил все и отправился плавать в каноэ на озеро в Калифорнии. На самой середине озера, когда он уже забыл о всех своих проблемах, вдруг к нему приходит решение. С тех пор его подчиненные шутят: «Клаус, если у тебя что-то не получается, пойди поплавай на озере». Поэтому мне кажется, что именно пауза имеет огромное значение в творчестве. Возвращаясь к вашему вопросу – у меня была именно такая пауза. Я отдыхал от «Смиллы», уходил от нее.

Как же тогда возникла идея для первой книги?

В моей семье совсем нет художников или творческих людей. И я должен сказать, что я не вырос с пониманием себя, как художника. Я всегда любил рассказывать истории, прежде чем я научился писать. Раньше, к слову, я рисовал что-то на подобии мультфильмов – делал картинки с продолжением. Использовал их для того, чтобы рассказывать истории младшему брату. И постепенно я начал писать больше и больше, потому что это рождалось внутри меня. Первый свой рассказ я написал потому, что я очень расстроился из-за девушки, в которую был влюблен, ведь она не пришла ко мне на свидание. Это банальная история, но даже в банальном иногда может быть достаточно глубокое горе. Но я должен сказать - мое горе было настолько глубоким, что я был готов сойти с ума. Я достал свою красную книжечку, куда я записывал свои замечания, и написал свой первый рассказ. Писал я его в течение пары часов, после этого наступило совершенно четкое облегчение. Боль всегда присутствует в творчестве, а вторая его половинка – это радость. На тот момент я даже представить не мог, что опубликую когда-нибудь свое творчество. Как-то я поехал кататься в Швецию на каноэ, то есть опять же взял паузу. Именно там ко мне пришла идея для первого романа – семейная история о четырех датских семьях.

Питер Хёг впервые приехал в Петербург

Каким образом вам удается блестяще изображать женщину?

Я думаю, что мы не одного рода всегда. Конечно, большинство из нас идентифицируют себя как определенный биологический род. Я знаю, что я мужчина. Но мне кажется, что с рождения в нас заложена возможность того, что мы могли бы пользоваться преимуществами противоположного пола. Чтобы быть человеком совершенным, абсолютным, необходимо приближаться к другому роду не только снаружи, но и еще и изнутри. Будучи мужчинами, мы осуществляем это через своих матерей, дочерей, любимых. Но для меня возможность изображать портреты женщин, где я пишу от первого лица, это также возможность играть с этими способностями. И это некого рода шутка. Мужчины ведь наряжаются в женщин на карнавале. Мы любим это! Большие комики очень часто выступают в роли женщин. Когда я начал писать «Смиллу», я знал, что спровоцирую других мужчин. Я лишен большого тщеславия по поводу того, что этот роман мне невероятно удался. На самом деле я не могу выступать в роли женщины, но я могу создать иллюзию этого. Я боялся того, что женщины воспримут мое их изображение как недостаток уважения к ним. Моя любимая, которая всегда читает первой мои книги, сказала, что ничего такого не почувствовала. Тогда я вздохнул с облегчением.

Что заставило вас все-таки приехать в Петербург на эту встречу?

Я чувствую, что вырос под огромным влиянием русской культуры и литературы. В моем доме было много книг, любимый писатель моей мамы – Горький. Единственным разом, когда меня мама отругала, стал момент, когда я уронил книгу Горького в ванну. Я рос не только с русской литературой, но и музыкой. Вы знаете, у меня был период, когда я работал танцовщиком. Хотя эта история началась с того, что я занимался фехтованием. К слову, фехтовальщики с России были всегда самыми лучшими, и я стремился к этому. В середине 70-х в Европе начался танцевальный бум, не хватало мужчин-танцоров и так вышло, что брали почти всех – даже меня взяли. У меня было несколько лет, когда я занимался балетом. У меня был очень близкий друг, который был без ума от России, знал ваш язык, даже женился на даме из Питера. Так что с самого детства я уважал и любил Россию. Этот визит – первая возможность испытать и страх, и интерес, и попытаться загадку разгадать.

Вы как-то упоминали, что пишите свои романы вручную. С чем связан именно такой выбор?

Я пишу по-прежнему ручкой. Написание книги это очень физический процесс. Я не согласен с мыслью, что книги рождаются из головы. Считаю, что книги связаны с телом и сердцем. Ручное написание книг – это выражение того физического аспекта, который я испытываю, занимаясь творчеством. Я никогда не вмешиваюсь в домашние задания своих детей. Только разве что с одним исключением. Я боюсь, что компьютер может заставить исчезнуть почерк и ручное написание, каллиграфию. Со своим сыном Даниэлем я стараюсь как можно чаще садиться и писать всякие истории от руки. Я хочу помочь ему сохранить эту возможность писать и иметь свой почерк.

Какие фильмы вы любите? Какую музыку? Книги?

Боюсь огорчить вас ответом, но в последнее время я не так уж и много читаю. То же самое с фильмами и музыкой. Но когда-то я читал много, обожал музыку, смотрел кучу фильмов. Пока мне не исполнилось 40 лет, я следовал за образцами. В западном мире подражание воспринимается как что-то негативное – я с этим не согласен. Когда я обучаю творчеству, я призываю моих студентов подражать настолько, насколько они могут. Мы все – маленькие творческие люди. Через подражание мы учимся. Искусство – это огромное всемирное историческое воровство. Есть такой известный писатель – Мартин Круз Смит. От стал известен после романа «Парк Горького». Он меня старше на 20 лет, однажды написал рекомендацию для «Смиллы», что посодействовало ее изданию в Америке. Я написал ему: «Спасибо тебе за все то, чему я у тебя научился и за то, что я у тебя украл». Он написал следом роман «Роза». Вы знаете, в том романе он украл у меня из «Смиллы» целую сцену! Это воровство, я думаю, некое объяснение друг другу в любви.

Фоотчет со встречи подготовил Илья Покалякин.

View this gallery on Flickr

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика