Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru

На этот раз мы встретились в «Книгах и кофе» с Асей Сергеевой – арфисткой, композитором и учёным, которую называют «русско-кельтской волшебницей». Ася отчаянно влюблена в Питер и посвятила ему свой первый альбом, но последний год живёт в Люксембурге. Вернувшись на несколько недель в любимый город, она решила порадовать ценителей своего творчества зимним концертом, а заодно побеседовать с журналистом Портала Субкультура Елизаветой Дземяшкевич.

Ася Сергеева в рубрике «Индивидуалити»

Как арфа появилась в твоей жизни?

— Не помню, когда увидела арфу в первый раз, наверное, лет в 12, по телевизору, в оркестре. И подумала тогда что-то вроде «О, какие прекрасные, утонченные люди, какой чудесный инструмент, мне бы с ними!» Подумала – и забыла: всё это было из какого-то другого, сказочного мира, с моей реальностью не пересекающегося. До поры до времени. Настоящая история началась позже. Я поступила в Университет и поселилась в общежитии на Васильевском острове. Люди у нас там жили совершенно волшебные, богемные; и вот от одной из соседок я узнала, что в городе есть такая музыкальная школа, где учат взрослых. У меня уже было одно музыкальное образование (по фортепиано), и до сего момента я не чувствовала в себе сил и желания ввязываться во что-то еще, а тут, под влиянием общей атмосферы, подумала, что надо еще раз попробовать. Пианино – инструмент громоздкий, с собой не потаскаешь, и я решила, что теперь буду умнее и поступлю на что-то маленькое и компактное: скрипку там, флейту… Прихожу в школу Римского-Корсакова, вижу список инструментов, по которым проводятся занятия, читаю: «Флейта, скрипка, альт, арфа…» АРФА! Знаешь, как будто молния упала сверху и со всего размаху ударила по темечку. Я просто вот там же на месте поняла, что не надо мне ничего другого, большого ли, маленького ли, а вот я просто должна играть на арфе, и всё тут.

В музыкальной школе ты училась на классической арфе. Почему ты перешла на кельтскую (леверсную)?

— Кельтскую музыку и даже кельтскую арфу я слышала еще и до своей арфолихорадки: например, лежавшие у отца диски Blackmoore’s Night или когтистого арфиста Андреса Фолленвейдера. Правда, моей душе пуриста больше понравились записи Лорин МакКенит, раннего Алана Стивелла и Чифтайнс, которые попали ко мне уже в Питере. Спустя несколько лет, когда арфа прочно прописалась в моей жизни, я решила, почему бы и не совместить одно с другим – моё увлечение кельтской музыкой и арфой. Но первое время это были точно какие-то две разные музыкальные жизни.

Однако уже через пару лет у меня появилась первая маленькая арфочка, а после окончания школы я уже отчетливо понимала, что, при всей моей любви к классической арфе, больше интересных арфовых перспектив у меня с леверсной. Вот так всё и произошло.

И как ты думаешь в итоге: человек выбирает инструмент или инструмент человека?

— Хороший вопрос! Честно – мне кажется, напополам примерно. То есть, с одной стороны, при выборе арфы сработал, наверное, какой-то рациональный фактор (там, как и на пианино, задействованы одинаково две руки, пианистам проще «въезжать» в инструмент на ранних этапах). С другой стороны, я до сих пор не могу объяснить, чем меня ударили. Ощущение, как будто рычаг в голове повернули – и всё, я хочу быть арфистом и точка. Так что можно сказать, что арфы призвали меня… хотя даже для меня это звучит очень странно и как-то…creepy.

Ася Сергеева в рубрике «Индивидуалити»

Ты увлекаешься стритами (уличные выступления) и «коллекционируешь» уличные пианино. Расскажи о самых необычных местах, в которых ты играла!

— Расскажу историю из свеженького. Год назад я повредила ногу в поездке, и весь год она побаливала. Я решила, что это нехорошо, и пошла к врачу уже там, в Люксембурге. Врач ногу посмотрел, говорит: ну нога как нога, а чего вы вся в синяках-то, собственно? Я отвечаю, что у меня тяжёлый музыкальный инструмент, и я постоянно таскаю его туда-обратно, а он об меня периодически соударяется. Спрашивает: что за инструмент? «Кельтская арфа». «Кельтская арфа! Какой замечательный инструмент! Всегда хотел послушать живьём!»

Оказалось, что его жена – известный в Люксембурге писатель, и летом они вместе участвуют в фестивале старинных искусств. И они пригласили меня тоже, в качестве аккомпанирующего арфиста. То есть она рассказывает свою историю, а я музыкой создаю атмосферу. Мы обо всем договорились и поехали репетировать. Фестиваль проходит на развалинах старого замка, в сохранившихся переходах и кельях, а нам досталось подземелье. Очень странное подземелье.

Мы же все привыкли, что в каменных стенах обычно хорошая акустика, а тут было мало того, что темно, так и ещё и глухо: звук гас, не успев начаться. Наверное, там могли кого-то пытать, ну, чтобы крики по округе не разносились. Вот из всех мест – это было самое странное и страшное.

А на улицах – ну, наверно, те же питерские игрища были самые душевные. Потому что в других странах есть культура отношения к уличному музыканту: ты можешь ему похлопать, можешь кинуть монетку, можешь что-то спросить, но репертуар твоих действий ограничен. А здесь могло произойти что угодно.

Бывало такое, чтоб подходили и просили: сбацай мне «Зелёные рукава»?

— Ну, это святое! Я помню ещё, было прикольно, когда я стояла и играла, а какой-то дяденька своей спутнице минут двадцать доказывал, что это – гусли. Спрашивать меня ему было не с руки. А были люди, которые и танцевать начинали. Причём маленькие дети – это понятно, но и взрослые танцевали!

Один раз в меня кинули бутылкой. Моя теория заключается в том, что человек был под мухой и решил, что уличная арфистка – это что-то вроде зелёных чертей и надо развеять морок. Он промахнулся, я, обидевшись, взяла бутылку и кинула в него в ответ, но тоже промазала.

В своём интервью журналу «Петербургский музыкант» ты говорила, что альбом «Сердце зимы» – это январский Петербург глазами арфы. Что тебя вдохновляет в нашем городе?

— О! Мне иногда кажется, что в Петербурге постоянный сквозняк. Как будто открыты неведомые двери, сквозь них тянет, из-за них кто-то подглядывает. И если ты хочешь жить и играть в этом городе, ты должен быть в хороших отношениях с теми, кто подглядывает.

В Петербурге много разных планов, разных измерений и центров, поверхностей, нагромождений смыслов. Он больше, чем каждый из нас может понять, но мы утаскиваем какие-то элементы, карнизы и балки и строим из них себе дома, примиряемся с тем, что ничего не понимаем, и закутываемся поплотнее, чтоб не дуло. Вот мой альбом примерно об этом.

Ася Сергеева в рубрике «Индивидуалити»

Ты не только музыкант, но и кандидат наук, преподаватель. Какой научной проблемой ты занимаешься? И как сочетаются эти две стороны твоей жизни?

— Когда я начинала всем этим заниматься, я, наоборот, хотела, чтоб знаешь, как у Бэтмена, – разные стороны жизни не пересекались. Не получается. Так, сейчас я откашляюсь и сделаю официальное выражение лица…

Я – кандидат психологических наук по специальности 190003 «Эргономика, инженерная психология, психология труда», и занимаюсь я, прежде всего, тем, как люди коммуницируют в Интернете: о чем они говорят, с какими целями, и что мы можем сказать, изучая их переписку и милые странички в социальных сетях. Ну, например, из недавних исследований (не моих): можно выявить диссоциальных психопатов просто глядя на статусы и аватар в Facebook, и так далее. Мой персональный интерес – профессиональное общение в сети; можно ли, обработав, например, тонны медицинских форумов, вытащить оттуда осмысленные рекомендации и создать на этом материале достойную базу знаний.

Резюмируя вышесказанное: я интересуюсь тем, как люди болтают, видимо, потому что сама только недавно научилась делать это хорошо. И мне гораздо интересней наблюдать за этим в Интернете, чем в реальной жизни, потому что там информация не исчезает. Вот если бы не диктофон, наша беседа бы тоже уже исчезла, а Интернет всё помнит. Даже если удалишь письмо, оно сохранится на сервере, но с пометкой «удалено».

Даёшь ли ты имена своим инструментам?

— Крутейший вопрос! Честно говоря, я не знаю… потому что, с одной стороны, я понимаю, что все они – отдельные личности, тут вопросов нет. Ну вот, например, если говорить про три мои нынешние арфы. У меня есть радикально-чёрная арфа в Люксембурге, модели Aziliz, мы с ней познакомились при странных обстоятельствах. После всех моих перелётов, когда мне приходилось доказывать пограничникам, что она живая и у неё тоже есть свое кресло в самолёте, она получила имя Baby. И я не могу называть её по-другому, я понимаю, что она Baby! А вот про два других инструмента – я просто не знаю. Ну, я понимаю, что, например мой маленький Bardic – по характеру и ощущениям – ещё кокетливый подросток, весёлый, длинноногий, активный. И я знаю, что Turiya – роскошная, сочная и любит театральные преувеличения, в эдаком духе a la russe. А вот Baby по характеру строже и модерновее и не понимает иной раз моей русской экспрессии, говорит «Девочка, ты вообще что делаешь? Играй как следует, чего руками размахалась!»

Ася Сергеева в рубрике «Индивидуалити»

На своей странице в социальной сети ты недавно высказала интересную мысль: «Мне кажется, главная, лучшая борьба, которая может быть у человека в его жизни, это борьба с нарративами. Точнее, с попыткой мира вписать его в нарратив». Как думаешь, в какой сюжет тебя пытается вписать мир? А в каком хотела бы оказаться ты сама?

- Да, я когда-то писала, что сопротивляться миру, который пытается тебя куда-то вписать – стоящая идея и достойная цель для любого из нас.

Пока я играла на улице, я часто думала об этом, ведь уличный музыкант – нарративная фигура. Есть пара известных архетипов – Герой и Спутник Героя. Герой – это такой суровый мрачный парень, он носит меч и его финальная цель – оттяпать кому-нибудь башку. Спутник героя – более лёгкое создание, готовое иной раз поддержать героя, иногда - посмеяться вместе с ним, дать толковый совет – в общем, что-то более близкое к тому, кто рассказывает, чем к тому, кто действует. Мне всегда казалось, что я ближе ко второму, чем к первому. Но я знаю, что Реальность временами пытается вылепить из меня героя. И я говорю: «Нет, шалишь, не прокатит, я предпочитаю ходить зигзагами и ломать “четвертую стену”». Когда я вижу, что вокруг всё полно символов и знаков, а действия других людей выстраиваются в какие-то очевидные сюжетные ходы – я просто переключаю музыку и перебираюсь в другую историю.

А вообще… Ты ведь читала сказку «Иван Царевич и Серый Волк»? Все моё детство я ассоциировала себя с этим несчастным Серым Волком, который, по злой иронии судьбы связался с глупым Ваней и только чувство сострадания и нежная волчья совесть мешают ему бросить этого неудачника один на один с его неприятностям. Царевич, с упорством, достойным лучшего применения, лезет на рожон, косячит и чудит, а волк его с тем же упорством спасает, изобретая новые схемы и делая фейспалм своей большой серой лапой. Так-то.

Ася Сергеева в рубрике «Индивидуалити»

Книга: «Маятник Фуко» Умберто Эко. Герои этой книги делают то, что я люблю делать: строят разные сложные теории, сочиняют заговоры, а потом сами же их с блеском разрушают. И вот это ощущение, когда, чёрт бы его побрал, нарратив начинает врываться в твою жизнь – для меня это предупреждение: держи свои истории в узде. Когда сказка становится былью – be careful, беги, пока не поздно.

Кино: Я большой фанат «Звёздных войн», точнее, оригинальной трилогии. Просто дикий фанат! Сижу, считаю минуты до премьеры новых эпизодов, вдруг будет круто?

Музыка: Всегда очень сильно любила музыку импрессионистов: Дюка, Равель, Сибелиус. Если говорить о том же Дебюсси, то «Лунный свет», «Арабески»… Весь этот набор сложных гармоний – я до сих пор не понимаю, как они это делали! Если ближе к современности, то я – фанат классического хард-рока. Группы, «Nazareth», некоторые вещи «Deep Purple», «Def Leppard», «Bad Company». На грани хард- и арт-жанров много крутой музыки, но я, напоследок, упомяну только «Kansas» – крутая недооцененная группа.

Беседовала Елизавета Дземяшкевич, фотографировала Светлана Карлова. Фотографии с арфой предоставлены Асей Сергеевой.

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика