Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Неведомый мир. Зинаида Лонгротова

«Свадебный аргиш» – как будто простое, но странное и непонятное название, которое сразу вызывает у читателя вопросы.

Автор, Зинаида Лонгротова, очень скоро поясняет значение слова: аргиш – это тот же свадебный поезд, только у северного народа ханты. «Весной это обычное явление. Но к кому он завернет, чей дом будет принимать гостей? Невест в Сангимгорте много и чьё же девичье сердце сегодня запоет колокольчиком? И запоет ли?» Ведь бывает, что чувства женихов и невест приносятся в жертву воле старших или старинному обычаю, приравненному к закону.

Обычаев у хантыйских охотников немало, и, как водится, старики чтут их, а молодые порой ими пренебрегают. Именно по отношению девушек к традициям и правилам и судит, выбирая сыну невесту, гостья, пожилая женщина по имени Кеваватнэ: «Уж точно не черноволосая красавица у столика, ведь взрослая, и не стесняется, даже на голову платок не накинула! – подумала она. Почему-то к этой девушке у неё сразу возникла неприязнь. – Наверно вот та, что у чувала котёл готовит, вон и чайник у нее уже вскипел, расторопная. Такая моему сыну точно подойдет».

Скромность, послушание, трудолюбие ценятся в невестках и женах. В суровых природных условиях, когда от усердной работы одного человека зависит жизнь всей семьи, рода, это неизбежно. Но даже в трудной северной жизни остается место для того, чтобы поэтизировать работу, увидеть в ней красоту.

Так поступает автор, любуясь одной из девушек – сестер невесты: «На её коленях лежала старая оленья шкурка, а ее длинные косы с металлическими украшениями издавали звук в такт ее движениям. Она деловито и умело снимала шкуру с беличьей тушки. Рядом с ней лежала небольшая горка мяса. Рыжие шкурки она быстро натягивала на специальные узенькие досочки».

Так же любуется, нахваливая трудолюбие другой героини, Кеваватнэ: «Красиво шьет твоя дочь, орнамент ровный, шов, словно следы маленького зайчика, который быстро убегает от росомахи. Видно, мастерицей будет знатной».

А то, что рассказывает мать, звучит как настоящий гимн смелости, расторопности и уму северной женщины: «Парску у меня все больше в лесу, да и когда ей шить, отец наш уже стар, в лес, в урманы дальние – тайгу, богатую диким зверем, теперь не ходит. Старшенькие мясо заготавливают, и лося тоже добывают сами. Соболя бьют, белок вон нынче много в тайге».

Так перед читателем открывается до того незнакомая жизнь, новый быт и новый мир, в котором есть место и трудностям, и чему-то доброму, светлому.

Но не стоит идеализировать этот мир. Он бывает и суров к своим обитателям, иногда жесток.

Родители жениха и невесты не смогли договориться. Старый Юхур поставил невозможное условие: «Стар я уже. Всё думаю, на кого я оставлю своих дочерей, дом, случись, что со мной. Нет у меня сыновей, нет кормильца, который бы принес с урманов мясо, наловил в реке рыбу. Старшую Парску, помощницу, кормилицу, хотел отдать. Отдам её при одном условии, зять должен войти в дом невесты, а не невеста к нему».

И понять его можно – в семье есть только дочери, и без мужчины-помощника им будет очень тяжело.

Но для родителей жениха согласиться на подобное почти позорно: «Только сирота входит в дом тестя».

В конце концов согласие достигнуто: жених останется в своем доме и заберет туда молодую жену, только не ту, о которой согласились прежде, а молоденькую, тринадцатилетнюю Кунават эвие, которая и не знает, как решили ее судьбу.

«Обрадованный Юхур и успокоившаяся Кеваватнэ быстро договорились друг с другом, при чудовищном решении двух сторон, они, как обские ненасытные халеи уже готовы были разорвать свою добычу».

Халей – это та же чайка, птица крикливая, злая и жадная. Та же халейская жадность звучит в мыслях Кеваватнэ и потом: «В хозяйстве все пригодится, и невеста-подросток тоже». О девочке рассуждают как о полезной вещи.

Мучительным горем оборачивается эта свадьба и для старшей из сестер – Парску, кормилицы семьи и ловкой охотницы. Как знать, приедут ли к ней, уже зрелой девушке, с новым сватовством? И если приедут – кто согласится войти зятем в чум ее отца?

И все же автор не оставляет читателя в безнадежности. Свекровь осознала, как неправильно все то, что они только что совершили. «У Кеваватнэ бешено колотилось сердце от гнева на Юхура, так легко продавшего дочь, на всех новых родственников, но и она молчала».

И потом, когда она уже вернулась с невесткой в свой дом, «сердце все не отходило, словно обманули ее, а не сама соглашалась на страшный грех…»

Она делает самое большее, что может, - оберегает девочку-невесту, наставляет ее, шепчет ей наставительное утешение: «В этом чуме, покрытом нюками из оленьих шкур, ты будешь жить так, как сама устроишь свое гнездышко. Будет в нем холодно, если в твоем сердце будет лед, и будет в нем тепло, если в сердце в твоем будет гореть огонь».

И огонь, когда девочка растапливает очаг, загорается ясно и весело. Новый дом принял хозяйку, а дальше – как решит судьба.

Вероника Лапина

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика