Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

  • По умолчанию
  • По заголовку
  • По дате
  • Случайно
Показать ещё hold SHIFT key to load all load all
Андрей Свириденко

Меняются времена, быт и характеры, необходимые атрибуты профессий. Пушкин когда-то обращался к чернильнице, «подруге думы праздной». Андрей Свириденко – поэт и писатель современности и обращается к совсем другим вещам.

Тусклый свет от проблесков дисплея,

Трудится мой старенький ноутбук.

По большому счету, велика ли разница? Талант использует любые материалы и инструменты, а наблюдательный ум даже самые обыденные и неромантичные впечатления превращает в красоту. Время любовных записок, может быть, и кончилось, но время сердечных писем не кончится никогда, просто теперь их называют по-другому.

Время будет бежать безжалостно,

Промелькнет незаметно май.

Напиши мне письмо, пожалуйста,

И отправь его на E-mail…

Даже в сказку проникает новое и не портит ее, а оживляет, делает ближе. Моряк по имени Герман вместо волшебного зеркала или клубочка получает от тети чудесный смартфон и наставление: «Когда тебе будет очень трудно или окажешься в большой опасности нажмешь вот эту зеленую кнопочку».

«Очень трудно» наступает скоро: Герман сталкивается с врагами, но это опять-таки не злые колдуны или разбойники, а самые настоящие террористы. Что делать, мир меняется не только к лучшему, и в современности много страшного и неприятного.

Еще один примечательный образ в поэтическом мире Андрея Свириденко – трамвай. Он очень разный. То это чудо-транспорт, способный перевезти в детство или из детства, то «продрогший», «простуженный» дух города, то таинственный и немного страшный «заблудившийся трамвай», которому и не крикнешь интонацией Гумилева: «Остановите сейчас вагон!», ибо он слишком чужой и не поймет человеческих слов, а человек не разберет его ответа.

Андрей Свириденко регулярно цитирует поэтов-классиков или оставляет в своих стихах аллюзии на известные строки.

Не зову, не плачу, не жалею,

Время вечный замыкает круг.

Часто поэт использует эпиграфы, иногда развивая мысль, которая заложена в процитированных словах. Вспоминая хэмингуэевского Сантьяго, которому «снились львы», поэт сетует на окружающую реальность.

Схоронюсь от людской молвы,

От судьбы и беды моей.

Мне сегодня приснились львы,

Ты прости мне, Хемингуэй.

За что простить? Уж не за то ли, что слишком послушен судьбе, причем не своей, а кем-то, «людской молвой» навязанной? Сам-то Хемингуэй бежал от такой «судьбы» всю жизнь.

В творчестве Андрея Свириденко судьба иная и отношение к ней, с ней другое, не бунтарское, но и не до конца покорное.

Не удержать фортуны колеса,

Но, ухватив судьбу за неизбежность,

Давайте просто верить в чудеса.

Кем и чем быть – определено судьбой. Кем и чем стать – в руках человеческих. Однако, если поразмыслить

Судьбы нелёгкая дорога,

Да! Сложен и тернист наш путь.

Всё ж много милости у Бога,

И в этом, видно, жизни суть.

Жизни суть в том и есть, что к Богу можно обратиться с молитвенной просьбой – и предначертанная судьба окажется совсем иной, более светлой. «И слава Богу!» - не один раз скажет лирический герой Андрея Свириденко. Религиозная лирика в целом занимает большое и важное место в его творчестве. И реализуется она с особой искренностью и деликатностью.

Читатель, привыкая к определенным жанрово-сюжетным особенностям поэзии, «ждет уж» непременных описаний природы. Они свойственны лирике Андрея Свириденко, но наделены особыми чертами, никому другому не присущими.

Во-первых, природное и погодное в его творчестве очень конкретно, время обозначается прямо и недвусмысленно, без намеков и аллегорий. Не столько весна, сколько апрель, не просто зима, а январь или даже «январь вплотную к февралю», то есть календарная точность доходит до чисел. Сами же описания природы нередко, наоборот, туманны и немного смутны. В них нет фотографической четкости, зато есть эмоциональная ясность:

Опять лирические песни,

Апрельский ветер пропоет.

Не избежать весны, хоть тресни,

Природа делает свой ход.

В какой тональности поет ветер, как расцветают цветы и деревья – об этом не вычитать между строк, да и надо ли? Гораздо важнее верно пойманное чувство скорого обновления, доброй перемены, счастливой неизбежности, которая зовется верой.

Когда же в описании природы поэт обращается к большей конкретике, можно заметить интересную тенденцию – мир вокруг уподобляется человеческому через особую метафору облачения, одевания. У Андрея Свириденко и «февраль качает метели, как вселенной пушистую шаль», и сентябрь «стоит в неизменном пальто», а ночью «мир звездным пледом, теменью укрылся». И кажется, что человек – часть всего этого облаченного, задумчиво поэтического мира.

Хочется чем-то делу помочь,

К душе подобрать ключи.

А это просто в городе ночь.

И я в этой самой ночи.

И это великое благо – быть частью ночи, мира, космоса, запоминать и видеть, «соединять параллели», превращая их в строки, а потом поделиться ими с самым важным и дорогим человеком.

До рассвета снова я не усну.

Напишу стихи тебе про ель и сосну.

Да про то, как времени скоротечен бег,

Ты прочти письмо мое про апрельский снег.

Поэты, конечно, дорожат своими музами, которые вдохновляют их на творчество, но, возможно, те, кто способны понять их стихи и отозваться на них так или иначе, поэтам ближе.

Любовный адресат лирики Андрея Свириденко – это не только Прекрасная дама, которой можно любоваться. Она мудра, отзывчива, и, если поэт расскажет ей «про апрельский снег», ответит повествованием «про весенний дождь». Она не небожительница, она равна ему. Возможно, это еще одна поэтическая примета времени.

Понравился материал?

Подпишись на наш Яндекс.Дзен

А также паблик Вконтакте!

 
16+