Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Новый роман Надежды Колышкиной («Игры в героев и гениев». Роман. М., Международные отношения, 2014. – 376 с) – о полубогах, героях, хотя в нем, несомненно, участвуют и боги. Один из главных героев – то решительный, то трусоватый Арес. У которого, впрочем, достаточно ума и хитрости вести свою собственную игру под носом у самого Зевса и его супруги Геры. Главным героем является, конечно, Геракл. Изложение его подвигов и стало основой романа.

Автору надо отдать должное. Полное вкусного юмора переложение мифов очень тонко показывает, как глубоко коренятся античные символы и представления в современном человеке. Гера и Амфитрита предстают обаятельными женщинами, преданными своим мужьям женами, таланты которых находятся в плену четырех стен и загса. Артемида оказывается блюстительницей экологического равновесия, эдакой предводительницей армии Гринписа. Умница и красавица Афина, навек соединившаяся с Паллантом, порой ведет себя как стыдливый транссексуал. Нет ни одной области деятельности современного человека, где в основе не было бы античного мифа. Но хорошо ли это, стоит ли воспринимать эту зависимость как должное? Много ли нам известно о том, какова была жизнь тех людей, их любовь, которую Паскаль Киньяр назвал «точной и яркой». Античность всегда вызывала интерес, и будет вызывать интерес во все времена.

Roman–o–gerojаh-1

Связана ли античность с Русью? Как образовалась легенда о Гиперборее и гипербореях? Что связывало Рифей и зарифейские земли с блаженной Аттикой? Широкоплечий русокудрый Геракл в романе Надежды Колышкиной напоминает Илью Муромца. В начале романа Зевс возникает этаким мужиком с топором – усмирить драку. Обиход критского дома, в который заходит Геракл в поисках съестного, усмирив быка Посейдона, напоминает обиход курной крестьянской избы в средней полосе России. В одной из финальных глав появляется таинственная Русь как поле.

Юмор не ослабляет симпатии к ценнейшему достоянию мировой культуры, но может дать некоторое пространство-время свободы от него. Итак, в новом романе Надежды Колышкиной «Игры в героев и гениев» читатель встречается с Гераклом и следует за ним на подвиги. Но – о ужас! – обнаруживает прекрасного великана в отчаянии. По случаю окончания устроенного Зевсом при помощи Геры затмения, герои и боги собрались на праздник. Опьяненный Геракл убил многих своих друзей-кентавров. И вот теперь рыдает от горя. Но кто знает, может быть, ссоры и не возникло бы, если бы вновь не возникла роковая тень Вакха.

Roman–o–gerojаh-2

Гераклу является сама Афина Паллада, которую тот принимает за своего друга Палланта, и возвещает волю Зевса: идти на Кавказ, к прикованному Прометею. Тем временем, раненый Хирон оказывается на грани смерти: отравленная ядом Лернейской гидры стрела Геракла достигла цели. В надежде найти противоядие, Хирон отправляется с Гераклом на Кавказ, к Прометею. Целью интриги, в которой Афина оказалась рукой Зевса, - выведать у Прометея, какая судьба ждет его самого. Слово Прометея может стать решающим в борьбе богов и титанов и  пролить свет новой жизни, которая зародится в завершающей борьбу катастрофе.

Тем временем на Олимпе развивается интрига, которая может повлиять на судьбу Геракла и его подвиги. Зевс влюблен в Немезиду, а Гера, воспользовавшись временем, строит планы на сад Гесперид. И одной из пешек в ее коварной игре стал Геракл. В увлечении Зевс проговаривается, что творит век героев, но за ним настанет век гениев. «Это мой новый проект», – хвалится Громовержец. «Поколению гениев придется еще тяжелее (чем героям)… Гению придется работать исключительно в ментальном, духовном поле», – пророчествует Зевс. «Незавидную долю уготовал ты своим гениям», – с горечью отвечает его дочь Афина Паллада.

Прикинувшись простаком, Зевс, однако, собирает сведения о кознях своей супруги, в которых не последнюю роль играет Геракл. Путешествие Геракла на Кавказ то и дело откладывается. Арес, следуя воле Геры, наблюдет за ходом действий Геракла, находясь в образе грифа, и видит видение: Гера с золотыми яблоками Гесперид и огорченный Атлант. Видение завершилось явлением Зевса с быком, их сопровождал простой смертный мальчик. Зевс выказывал особенное благоволение этому отроку, что насторожило Ареса. Тем временем Аполлон и Артемида совещаются, сверяя результаты исследований, о времени начала ужасной катастрофы. Они догадываются, что Атлантида погибнет, но еще не могут поверить в ее гибель.

Roman–o–gerojаh-3

Стиль этого романа, как и стиль других романов Надежды Колышкиной очень актуальный. Если бы Джоан Роулинг взяла за основу не островные предания, а античность и писала бы по-русски, полагаю, она создала бы что-то подобное. В музыке это был бы рейв с элементами реставрации античной мелодии, и почему-то думается, что именно на флейте. Сочетание стеба, на грани китча, и подлинного драматизма составляет органичное целое в интересном увлекательном повествовании, где за маской скрывается сильная воля к власти, а катастрофа может восприниматься как нечто насущное. Боги накануне катастрофы влюбляются, строят дворцы. Словом, живут полной жизнью. И если верить тому, что сказал Зевс, гении унаследуют эту же способность. Так что предлагаемая читателю книга – точно книга о героях и гениях. Но и об играх забывать не след. Игры бывают и со смертью. 

Яна Маленковская

 

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика