Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

О книге Саши Кругосветова "А рыпаться все равно надо" из книжной серии "Виктор Ерофеев представляет писателя".

krugosvetov

Уникальному литературному таланту Саши Кругосветова не устаёшь удивляться. Вот его авторское credo, возникшее в небольшом эссе «Когда закончится нефть», звучит одновременно вызывающе и скромно: «Я – детский писатель, я настроен патерналистски». Но при чтении этой небольшой книжки выясняется, что автор – великолепный публицист и рассказчик, а вовсе не туповатый "препод", которым задумал прикинуться. Что, возможно, он отлично знаком с большим эстрадным искусством, из которого выросли шоу, скетч-шоу и ток-шоу. Так что прикидываться иногда надо. На сленге "прикинуть" – означает "одеть". Изменить образ. Войти в роль. Что и делает автор в сборнике эссе: выходит в новом костюме. Хочется назвать Сашу Кругосветова самым артистичным в современной отечественной прозе.

Книга состоит из нескольких десятков коротких и острых записей своеобразной формы. Такую можно разместить в жж, например. Однако стоп: большинство записей оттуда и перекочевали. Рассматриваю дальше. Каждое эссе представляет собой небольшую мизансцену, в которой всех персонажей изображает рассказчик. Такие тексты можно назвать скетч-эссе. И всю манеру – скетч-эссеистикой. В эссе «Когда закончится нефть» мастерские и очень скупо (хотелось бы развёрнуто, но формат не позволяет) расставлены на сцене персонажи-портные, ссорящиеся между собою в процессе пошива нелепого костюма. И Саша Кругосветов успевает за каждым персонажем, не сбиваясь с ритма сценки. Полагаю, Аркадий Райкин оценил бы такую версию своего номера. 

krugosvetov

Записи, опубликованные в жж Саши Кругосветова – готовые тексты для эстрадных номеров. Несомненно, это сатиры (кто ещё помнит такое слово?). Но сатира – метод крайне действенный и не сводящийся к тому, чтобы обругать или вывернуть звук до блэкаута. Нарисуйте карикатуру, которая была бы похожа на оригинал. То-то. У Саши Кругосветова получается, и замечательно. Отечество наше любит Задорнова и Жванецкого. Но времена, вкусы и люди изменяются. Желчь начинает надоедать, захотелось мёда. Саша Кругосветов изображает персонажей с теплом и сочувствием, котороые порой обжигают сильнее площадной брани. Вот и ложка мёда в бочке дёгтя.

Кстати, о перевёрнутом представлении тоже нужно сказать. Именно что не ложка дёгтя, а ложка мёда - в дёгте. Такое «изнаночное» видение мира уводит к древним эпохам, к истокам смеховой культуры, от которой в деревнях остались святочные шубы наизнанку да бородатые бабы. Этот рождественский и пасхальный смех довершал процесс очищения и преображения человека. Именно смех знаменовал окончание покаяния. К сведению, в одном из самых важных православных богослужений – вечерняя Великой Субботы – читается фрагмент очень загадочной и смешной библейской книги – пророка Ионы. Иона, плачущий у завядшей тыквы, смешон. Не жалок или трагичен, а именно смешон, как бывает смешон плачущий сильный человек. Он становится похожим на ребёнка.

В детстве мне казалось, что герой японского мультфильма (и любимой сказки) «Джек и бобовое дерево» ужасно похож на Иону, как мне рассказывала о нём мама. Когда читала эссе Саши Кругосветова, вспомнила этот момент своей жизни. Вокруг – опостылевшие события, из-за которых не хочется включать компьютер. А тут автор говорит голосом отца дьякона Андрея Кураева, да так похоже: «Накормить их блинами, сказал он, да пожалеть. Не было там богохульства. “Срань господня” — это о нас, служителях церкви сказано. Это про меня, отца Андрея, сказано. Правильно сказано, грешники мы, я — тоже грешник. Не было там богохульства». И сразу головная боль проходит, уныние отступает. Бежим играть в снежки и есть блины! Человеку в настоящее время и в настоящей стране необходима порция смеха и тепла. И эта книга, с юродствующим немного названием «А рыпаться всё равно надо», восполняет недостаток.

Krugosvetov

Чтобы не оставлять за кулисами и за кадром темы, на которые написаны эссе, скажу, что это не только война, не только contemporary art как он представлен СМИ, не только современная литература, у которой некоторые координационные нарушения, не только мусорный ветер на улицах любимого автором Петербурга. Это вдумчивые и серьёзные очерки о личностях и времени: Эдуард Артемьев, Борис Березовский. А кроме того – тонкие наблюдения за психологией масс. Возникают новые течения, новая ментальность. Она не берётся из места с названием «ниоткуда», а вот – откуда? «Комсомольцы» и «правдолюбы» - совсем не те люди, которые получали льготы от молодой комсомольской организации, а через несколько лет рыли окопы под Москвой, или получали «ни за что» пятнадцать лет лагерей. Это изнеженные, пугливые и довольно равнодушные ко всему люди. Самые обычные люди! Они чуть менее интересны, чем их мотивы. А мотив один – страх. Самая тема для детского писателя. Источник нового «Кондуита и Швамбрании». Так что – рыпаться всё равно надо. И можно вслед за героем давней детской повести, мальчиком из выдуманной южной страны, повторять, барабаня по столу: мерихьянго Джунгахора – табатанг! 

Мерихьянго Джунгахора – табатанг!

книжку скачала себе и буду почитывать.

Анна А. Овчинникова

 

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика