Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Беззаботность, граничащая с безрассудством, — пожалуй, именно так можно описать первый романа французской писательницы Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть». В июне в российских кинотеатрах прошла премьера новой экранизации книги, а в августе фильм появится и на стриминговых сервисах. Стоит ли смотреть новую экранизацию и чем она отличается от классического кино, рассказываем в материале.

8831237128371283721

Источник фото: © Cirko Film

1954 год. Совсем юная Франсуаза Саган пишет свой первый роман «Здравствуй, грусть», который успешно продаётся на прилавках книжных магазинах, а сама Саган становится популярной. И это всего в 19 лет! В тот самый возраст, когда грань взросления пересекается с выкрученными на максимум чувствами, рождая эмоциональный коллапс.

Богема, пляж, интриги

Проваленный экзамен, лёгкий инфантилизм, страсть к богемной жизни и непостоянству — всё это было в жизни и Франсуазы, и её главной героини романа Сесиль, со слов которой мы и узнаём эту историю. Беспечный отдых на Средиземноморском побережье заканчивается трагически. Сесиль пытается разлучить своего отца Рэймона с новоиспечённой мачехой Анной. Испугавшись строгости и выверенности, «правильности» Анны, Сесиль играет чувствами отца и подталкивает к измене с его предыдущей возлюбленной Эльзой. Анна, узнав о происходящем, в слезах уезжает, попадает в аварию и погибает, а детство Сесиль заканчивается с приходом нового, ранее не испытываемого чувства — грусти, от которой непросто избавиться.

Роман затрагивает вопрос бессмысленности беспечной богемной жизни, которая состоит лишь из череды праздных развлечений. Кружащиеся в танце люди-пустышки не несут в этот мир ничего, не испытывают глубоких чувств, не стремятся к развитию и совершенству, а лишь размышляют над тем, как скрасить сегодняшний вечер.

Два фильма — два времени

Такие истории актуализируют не только богемное прошлое, но и сегодняшнюю действительность. Неудивительно, что у романа есть две экранизации. Первая вышла в прокат в 1958 году, всего через четыре года после публикации романа. Её снял американский кинорежиссёр Отто Премингер, также известный по фильмам «Лора», «Кардинал», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар». Главные роли сыграли Джин Сиберг, Дэвид Нивен, Дебора Керр и Милен Демонжо. Экранизация собрала в прокате больше 13 миллионов долларов и получила номинацию на премию BAFTA за «Лучший сценарий для британского фильма».

888381831832818238

Источник фото: © Columbia Pictures

Эта экранизация довольно точно повторяет события романа. Главные герои — именно такие, какими их описывает Саган. Режиссёр использует интересные цветовые и композиционные решения: например, очень гармонично переплетаются две сюжетные линии — прошлого и настоящего — событий, происходящих уже после истории на побережье. Прошлое показано в ярких красках: живописные кадры моря, пляжа, раскидистых деревьев и людей в летней яркой одежде. Настоящее же показано в чёрно-белом цвете: люди вокруг Сесиль всё так же поют и танцуют, а она сама крутит романы с видными «прожигателями жизни», но всё равно чувство грусти не отпускает её. Чувство грусти и взросления.

Кроме того, внимание привлекает сцена, где Анна видит измену Рэймона с Эльзой: нам не показывают саму пару, мы слышим лишь их кокетливый разговор и видим искажающееся печалью и обидой лицо Анны. Смысл рождается сам. Всё понятно без слов. На фоне звучит трагическая музыка.

Новая же экранизация Дурга Чу-Босе показывает более художественно выверенную интерпретацию событий, перенос действия в наши дни. Для Чу-Босе этот фильм стал её режиссёрским дебютом в мире полнометражного кино. И он удался. Фильм чем-то похож на кино Вуди Аллена, где смысл уходит на второй план, заполняя авансцену атмосферой происходящего. Лениво тянущиеся летние деньки, модные кабриолеты, танцы в лёгких платьях и музыка, которая заслуживает отдельного внимания. Даже такая популярная и, казалось бы, заезженная Felicita приобретает в этом фильме новые оттенки. В начале — мечтательно-радостные, а в финале — скорбно-трагические. Фильм солнечный, под стать палящему южному светилу, но в тоже же время оставляющий грустное, ноющее послевкусие. Эта экранизация более кинематографична: в фильме используется художественная композиция, выстроенная по правилу третей — кадры не перегружаются излишними деталями, но и не выглядят просто, их интересно разглядывать.

988888829jo2821

Источник фото: © Cirko Film

Главные роли в фильме 2024 года сыграли Хлоя Севиньи, Лили Макинерни, Клас Банг и Наиля Харзун. В этой работе образы героев выглядят более реалистично. Однако из-за этого кинохарактеры становятся почти не похожи на книжные. Эльза уже не девушка-пустышка, которая по всем фронтам уступает Анне, а статная и спокойная, держащая себя в руках. Даже наоборот — Эльза показана гораздо более живой и свободной, чем Анна. Скорее уж Анна выглядит несколько нелепо со своей закостенелой моралью, заставляя Сесиль летом готовиться к экзаменам и запрещая ей видеться со влюблённым в неё Сирилом. Героиня Милен Демонжо в фильме 1958 года была более близкой к книжному образу, чем та, которую сыграла Наиля Харзун.

Как изменилась Сесиль вместе с эпохой

В фильме 1958 года Сесиль показана уже довольно взрослой сформировавшейся девушкой с игривым и кокетливым характером. Если не знать того, что ей семнадцать лет, можно подумать, что она одного возраста с Эльзой. В новой же экранизации Сесиль больше похожа на подростка в традиционном понимании этого слова: героиня красива, но несколько нескладна, стройность, граничащая с худобой добавляет к её образу лёгкую угловатость, часто присущую детям, чьи тела уже начали формироваться, но ещё не прошли эту трансформацию до конца.

883177127371273

Источник фото: © Cirko Film

Однако в первой экранизации романа больше приоткрывается внутренний мир Сесиль: её переживания по поводу свадьбы и дальнейшей жизни. Мы узнаём мысли Сесиль через её разговоры с самой собой в зеркале, через куклу, в которую она яростно втыкает иголки и проклинает Анну. Мы видим её пылкие чувства, желание вернуть всё на свои места. Мы понимаем, откуда это вытекает и видим, как подросток хоть и в порыве чувств, но всё же довольно осознанно учиться манипулировать людьми и играть их эмоциями. В новой же экранизации этот сюжетный план превращается в игривую историю, в которую решает поиграть Сесиль. Нам показывают лишь долю её внутренних переживаний, опуская многие вещи. В фильме кажется, что это лишь невинная шутка, а не коварный план, продуманный заранее.

И всё же образ Сесиль удался в обоих фильмах. Обе героини отражают то, что вложила в Сесиль сама Франсуаза Саган, ёмко отметив: «И я поняла, что куда больше подхожу для того, чтобы целоваться на солнце с юношей, чем для того, чтобы защищать диссертацию...» Впоследствии окажется, что эта фраза отражает не только героиню, но и судьбу самой писательницы.

orig-79987312381381823

Источник фото: © Columbia Pictures

Какую экранизацию стоит посмотреть

Обе экранизации по-своему хороши, обе отражают главную суть романа. Вопрос лишь в том, чего вы ждёте от фильма. Если хотите увидеть точное следование сюжету книги в декорациях эпохи того времени, то определённо стоит смотреть фильм 1958 года. А если гонитесь больше не за сюжетом, а за атмосферой и хотите получить эстетическое удовольствие от просмотра, то выбирайте современную интерпретацию романа.

Источник фото обложки: © Cirko Film

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика