23 августа в российский прокат вышла ещё одна комедия отечественного производства – «Днюха!». Как обещал слоган картины: «Такое не забывается!». И действительно – фильм Романа Каримова очень сложно забыть, даже если сильно стараться.
Какие варианты?
Доподлинно неизвестно, что российский зритель любит больше. С одной стороны, псевдоисторические драмы вроде недавнего «Движения вверх», который собрал в нашем прокате почти 54 миллиона долларов, месяцами и месяцами обсуждаются во всех возможных СМИ и возносятся до небес, как среднестатистической аудиторией, так и критиками. С другой же, несмотря на то, что невнятные комедии, вроде «Самого лучшего дня» от Жоры Крыжовникова, забываются сразу же после просмотра, они всё равно собирают многомиллионную кассу. Однако, если выход документальных вариаций на заявленную историческую тему, как правило, приручен к какому бы то ни было событию, ничто не мешает отечественным кинопроизводителям штамповать очередные юмористические шедевры. А при условии скудной альтернативы, сомневаться в том, что спрос на «Бабушку лёгкого поведения» упадёт, и вовсе не приходится.
Мы пережили многое: начиная с «Супербобровых» и заканчивая «Счастливым концом». Российские комедии пробовали экспериментировать с форматами и подачей. Некоторые из них получались откровенно плохими («Самый лучший день»), другие пытались выйти на адекватный уровень («Я худею»). Но большую и далеко не лучшую часть из них объединяло одно – полная идейная пустота и, как следствие, тотальная бессмысленность существования.
И наконец этим летом мы получили «Днюху!». Заранее стоит отметить: несмотря на то, что режиссёром фильма значится Роман Каримов («Гуляй, Вася!»), к его детищу, конечно же, успел приложить свою продюсерскую руку такой известный в этом деле человек, как Тимур Бекмамбетов («Выкрутасы», «Горько!», «Горько 2», «Взломать блогеров»). Главной особенностью «Днюхи!» должно было стать то, что весь фильм происходил прямо на экране ноутбука. Такой приём также был использован, например, во всё в тех же «Взломать блогеров» или «Убрать из друзей».
Бессмысленно и беспощадно
То, насколько прост сюжет картины, должно было быть понятно ещё из трейлера. Есть некий типичный парень по имени Антон (Эльдар Калимулин) – простой человек из простой семьи. У Антона есть друзья, которые очень любят впадать в алкогольное беспамятство – Кирилл (Никита Санаев) и Паша (Данила Чванов) – и снимать всё это на камеру. Но всё меняется, когда на одной из пьяных вечеринок Антон случайно встречает совершенно противоположную его окружению Марину (Алина Титова). Они влюбляются друг в друга и стараются проводить всё свободное время вместе. Паша и Кирилл ненавидят Марину за то, что та сделала их друга «подкаблучником», и постоянно высмеивают её. Накануне годовщины отношений Антон неожиданно вспоминает, что буквально за день до этого знаменательного события обещал приехать к Кириллу на День рождения в Волгоград. И, пристыженный обиженным именинником, герой отправляется на сумасшедшую вечеринку.
Сложно сказать, хорош или плох сценарий, или попробовать оценить его идею. Скорее, автор пытался продемонстрировать нам очередную комедию положений «а-ля натюрель». Конечно, у нас есть конфликт между друзьями и Антоном, между Антоном и Мариной, а если конкретнее – между Антоном и всем белым светом. И никто не спорит, что у фильма есть завязка в виде грандиозной попойки. Но так как вся картина состоит из просматривания роликов в соцсетях, спонтанных звонков по «Скайпу» и переписок, вместо каких-либо действий и эмоций, «Днюха!» просто периодически подкармливает зрителя абсолютно обычными пьяными видео и мини-истериками, происходящими по связи. Действие на экране статично изначально. Оно никуда не развивается, поскольку всё самое интересное уже произошло и показывается нам в задокументированном варианте. События и реакции на них настолько стандартны, что если очень хочется посмотреть на «вписку» и её последствия, проще открыть тот же YouTube, а не тратить деньги на киносеанс. Кроме того, там гарантированно найдётся что-нибудь смешнее.
Отсюда вытекает и главная проблема юмора Каримова. Причём она абсолютно аналогична той, которая была и в «Горько», и в «Горько-2», и даже в «Самом лучшем дне». Когда все шутки строятся на том, что главный герой ничего не может вспомнить и пытается воссоздать облик вчерашнего вечера по отдельным кусочкам, это не вызывает смех, а навевает скуку, поскольку взято «прям из жизни». Более того, в этой «комичной ситуации» нет никакой новизны или неожиданности. Все мы помним «Мальчишник в Вегасе».
Кстати, пьянство и его последствия вне контекста сами по себе совершенно несмешные. Не говоря уже об уморительном потенциале сцен с участием пьющих родителей Антона. Это же так забавно – бытовой российский алкоголизм. Если говорить о нашем кинематографе, то, например, пьянство старого-доброго Лукашина в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» вызывало смех, потому что из-за него он попал в совершенно абсурдную ситуацию. Пьянство друзей-ларёчников из «Страны О3» вызывало горький смех, потому что зритель понимал, насколько для подобных людей это естественная форма существования. В «Днюхе!» же пьянство вызывает просто-напросто отвращение, потому что, благодаря друзьям и собственной безответственности, Антон ставит себя в такое положение, из-за которого страдают не только он сам, но и его окружение.
Естественно, так как это комедия от создателя «Гуляй Васи!», большинство шуток на алкогольном угаре и завязано. В принципе, их темы со временем стали настолько привычны, что есть подозрения на существование некой формулы идеального кино для получения денег с нетребовательной аудитории. Во-первых, нужно добавить как можно больше шуток про секс или шуток, которые будут отсылать воображения зрителя в сторону первичных и вторичных половых органов. Во-вторых, необходимо сделать так, чтобы в комедии участвовала боевая девушка больших объёмов и серьезного характера, ибо аудитории и героям фильма нужен объект глумления. В-третьих, жизненно важно показать как можно больше всего того, что происходит в результате чрезмерного употребления алкоголя – желательно, крупным планом, дабы не упустить ни одной частички этого веселья. А совсем смешно получится, если героями всей вышеописанной фантасмагории будут моральные извращенцы, без тормозов ломающие жизни вполне адекватных личностей.
Но на самом деле это не смешно, потому что данные вещи в нашей стране, к сожалению, действительно элементы обыденности. И если в социальных драмах Балабанова и Сигарева они играли на руку, заставляя задуматься над многим, то здесь они выступают лишь в качестве «грязи ради грязи», вызывая сочувствие глупости происходящего. Вдобавок к этому из-за весьма посредственной актёрской игры выходит так, что картонные люди просто играют сами себя в естественной среде обитания: возьмите ради эксперимента любого человека с улицы, скажите ему примерную суть его роли, и он сыграет ровно настолько же убедительно. Может быть, в этом и была задумка сценаристов – сделать настолько типичные ситуации и настолько типичных персонажей, чтобы любой мог представить себя на их месте. Но, откровенно говоря, смотреть на себя в данном шоу не очень хочется.
Понять и простить?
Операторская работа в «Днюхе!», согласно заданному формату, отсутствует и производится на первые попавшиеся смартфоны. Спецэффекты не используются. Музыка появляется только в момент просмотра бесконечных роликов (ну, или когда Антон очень фальшиво пытается петь). Так что здесь снова остаётся лишь умыть руки и просто постараться всё это пережить. К слову говоря, длится сеанс два часа. Ведь это так безумно интересно – подсматривать за чьей-то обычной похмельной активностью на ноутбуке. К чести «Убрать из друзей», стоит сказать, что в нём хотя бы было высокое напряжение и большое количество навевающих холодок сцен – а ведь этот фильм длился всего лишь чуть больше часа!
Но если у вас крепкие нервы и дикий интерес к бытовым разборкам, не переживайте. Окончательно вас добьет концовка. Настолько слащавая и неправдоподобная, что лишь у таких фильмов она и бывает. Герои остаются ровно такими, какими были в начале, и все по-христиански прощают друг друга, дружно приходя к весьма сомнительной морали: делай что хочешь, обманывай, напивайся, дебоширь – тебя всё равно простят, ведь ты такой милый, когда пытаешься извиниться за разрушенное доверие вместе со своими друзьями-алкоголиками.
В итоге, на «Днюхе!» можно с лёгкостью потренироваться в прохождении пяти стадий переживаний горя, о которых говорила Кюблер-Росс: от отрицания до принятия. Только не стоит пытаться соревноваться с Каримовым в юморе. Ведь он берёт природу российского человека прямо-таки за его широкую душу, а против неё едва ли сможет выступить какой-нибудь, скажем, вуди-алленовский ширпотреб. В общем, если говорить без прикрас, фильм Каримова всего-навсего стал ещё одним грустным поводом с ностальгической тоской вздохнуть по нашему, кажется, безвозвратно ушедшему комедийному прошлому: доброму, искреннему и до сих пор настолько же популярному, насколько мимолётные современные отечественные юморески.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!