В честь мировой премьеры новой киноленты «Чёрная пантера: Ваканда навеки» предлагаем вспомнить, что было в предыдущей серии под названием «Тор: любовь и гром» — смехотворном ромкоме, в котором боги стали сровне супергероям, но это оказалось лишь зачином для пятой части.
Киносериал КВМ закономерно, как и комикс-оригиналы когда-то, переживает авторский кризис: после четвёртых «Мстителей» осталось незасеянное супергеройское поле, которое Кевин Файги оросил новыми историями незнакомых ранее зрителю персонажей. И без обильной экспозиции продюсер вряд ли бы обошёлся, — и где тогда место для режиссёрской свободы? Космогонические «Вечные» Хлои Чжао и мультивселенский «Доктор Стрэндж» Сэма Рэйми показали, что даже именитые творцы будут исполнять исключительно роль постановщика. Но иную судьбу предрекали Тайке Вайтити, который переосмыслил пафосный образ скандинавского бога, напомнив столь революционный для супергероики сюрприз 2014 года от Джеймса Ганна.
И правда, нежданно-негаданно Вайтити с бейловским Горром привнёс в жанр больше хоррора, нежели прошлый «Доктор Стрэндж» с его новаторскими для супергероики элементами ужаса, как кичились промоутеры. Скотта Дерриксона заменили вместе с его злодеем Кошмаром, которому из-за концепции снов как видений из других реальностей теперь нет пути назад. Горр, словно Бугимен (да так и есть), буквально выходит из тени, чтобы припугнуть пленённых детей или исподлобья кинуть томный взгляд на новую божественную жертву. Хоть Вайтити не философствует, чем различны Горр и команда «Мстителей», всё-таки не этого ждут от того, кто показал Бао, бога димсамов, в одном помещении с самохвальным Зевсом в мини (очевидно, антипод Одина).
Поборов Таноса и вместе с тем одолев депрессию, Тор (Крис Хемсворт) странствует тут и там по планетам вместе со Стражами галактики (или всё-таки Асгардцами галактики?), сражается с каждодневными врагами, пока внутри него бушует экзистенциальный кризис. Спуститься обратно на Землю заставляет появившийся на горизонте Горр (Кристиан Бейл): новый злодей грозится истребить всех самовлюблённых богов. Заручившись подмогой верных друзей в лице Корга (Тайка Вайтити) и Валькирии (Тесса Томпсон), Одинсон вместе с новой обладательницей Мьёльнира и по совместительству экс-возлюбленной Джейн Фостер (Натали Портман) запрягают двух орущих козлов-переростков и отправляются во Всемогущий город, чтобы призвать армию богов на ответный бой.
Читайте также
Хоть только и по атмосфере, но всё же пред глазами, безусловно, детище непредсказуемой фантазии Вайтити (космических акул, увы, не добавили — вместо них дельфины-неразлучники). Устами кронанца Корга начинается сказ о громовержце, ими же и заканчивается, а в течение истории он изредка да колко комментирует. К огорчению поклонников «Реальных упырей» и «Кролика Джоджо», диалоговый юмор в фильме не пробился сквозь пласт утомительных клишированных реплик так, как это удалось визуальной комедии: чего только стоит шутливый любовный треугольник между Тором и его орудиями, что прописано куда смелее отношений двух громовержцев. В сравнении с «Рагнарёком» Вайтити балует куда большим музыкальным содержанием из мира рок-н-ролла: на лейтмотивное место Immigrant Song группы Led Zeppelin ворвалась Sweet Child o’ Mine и другие три композиции Guns N’ Roses, к тому же и сам Тор визуально стал походить на рокера. Такой выбор песен метонимически ложится и на тематику фильма: поклонники буквально боготворят кумиров, для которых те лишь мост к славе и богатству, но вряд ли именно это закладывал автор.
Однако и с метафорами у Тайки так же всё в порядке. В новом Асгарде, заложенном на Земле как рыбацкий городок для беженцев, теперь устраивают туристические экскурсии, бывалую воительницу Валькирию утомляет бюрократический аппарат, а на одной из мощёных площадей местные актёры традиционно разыгрывают пародийную сценку из прошлого фильма. Более того, когда Горр похитил детей, эти же лицедеи посреди обеспокоенных родителей выпрашивают разрешения для театрализации новой трагедии. Скандинавский городок полностью коммерциализировался: кто-нибудь увидит в этом сатиру на Диснейленд, кто-то — отражение капиталистических Штатов. Да и сам фильм Вайтити стал искривлённым отражением шекспировской «весь мир театр, а люди в нём актёры» благодаря гиперболизированным эмоциям героев и заметным компьютерным декорациям. У божественной элиты же, что «на другой планете живёт», обстоятельства не хуже: на совете решается вопрос, где пройдёт традиционная оргия. Ещё по «Лунному рыцарю» помним, что египетские боги предоставили человека самому себе: их не заботит судьба смертных, живут полной, почти бессмертной жизнью. А если же враг и пустит им золотую кровь, то небожители непременно попадут в обитель павших воинов, где продолжат пировать. И какой прок тогда от карательного похода антагониста Горра?
И всё же как бы не был самобытен гений Тайки Вайтити, «Любви и грому» это более непозволительно, нежели тому же «Доктору Стрэнджу», поскольку столь вычурный авторский стиль чересчур контрастирует с законсервированным кинокомиксным шаблоном. Ощутимо, режиссёру тесно в стенах жанра, хоть истинные фанаты его дикой атмосферы непременно закроют глаза на подобные замечания и будут ждать, как поведёт себя постановщик уже в киновселенной «Звёздных войн».
Источник фото: kinopoisk.ru
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!