В кинотеатрах по всему миру творит бесчинства самый громкий летний блокбастер года, который уже пересёк миллиард долларов кассовых сборов. Сколько рекордов поставил кинокомикс, как он трактует бессмысленность насилия и как пала четвёртая стена — в рецензии. Осторожно, возможны спойлеры.
© 20th Century Studios
Всё завертелось 20 марта 2019-го. Тогда официально завершилась сделка по покупке кинокомпании 20th Century Fox Disney. Для «мышиной студии» это означало, что в теории та может выпустить сиквел «127 часов» или продолжить (зачем-то) лайв-экшн про «Элвина и бурундуков», а также без стеснения разместить «Ледниковый период» на своём стриминге с собственным логотипом на обложке. Для фанатов Marvel же это значило лишь одно: исполнительный продюсер Кевин Файги получил права на Людей Икс и Фантастическую четвёрку.
Новость была одновременно обнадёживающей и тревожной. С одной стороны, она вселяла надежду на скромный бюджет с креативной промо-кампанией и логичное структурирование частей франшиз. С другой — зрителю точно не стоило ждать кинолент с возрастным ограничением выше PG-13. В первую очередь это касалось таких флагманских франшиз, как «Чужой» и «Дэдпул», для которых взрослый рейтинг — неотъемлемая часть. Поэтому Райан Рейнольдс как соавтор второго попытался доказать Файги, что Мёртвый бассейн органично прижился бы в команде Мстителей. Сиквел «Дэдпула» с улыбкой позиционировался как семейный фильм, а затем в прокат и вовсе вышел иронично зацензуренный «Жил-был Дэдпул» — версия, на которую точно пустят в кино целевую аудиторию КВМ.
Читайте также
© 20th Century Studios
Ещё одна опаска заключалась в том, что корпоративная цензура студии напрочь задушит талант Рейнольдса. Но произошло, на удивление, наоборот: рейтингу R дали зелёный свет, авторам развязали руки, предоставив полный картбланш на всех персонажей, и этими же белыми нитками сшили сумбурный сюжетик. Так продюсеры наступили на те же грабли, что и с «Тором: Любовь и Гром» Вайтити, когда у комедии настолько нет чувства меры, что дырявый скрипт и мыльную графику становятся не основной бедой. Про «Зелёного фонаря» же на сей раз не пошутили — видимо, было бы лицемерно.
В итоге сделка получилась взаимовыгодной: в КВМ — фильм 18+, а у Дэдпула — права на мир «Мстителей». Однако в самом начале Уэйд проваливает собеседование с первым режиссёром киновселенной и остаётся в своей родной — полной таких же противоречий и изъянов, как он сам (хоть послать бывшее руководство не грех). За это наместник УВИ Мистер Парадокс отправляет трикстера вместе с худшим вариантом Росомахи из умирающей линии времени в Пустоту, где покоятся забытые предметы эпох, отредконенные мутанты, а на фоне, словно Статуя свободы из «Планеты обезьян», торчит из песка логотип Fox. Новых гостей пожирает разумное облако тумана по имени Алиот, а выживших держит в страхе нерождённая сестра-близнец профессора Ксавьера.
И естественно, Управление Временными Изменениями — это метафора на Disney, что списывает неходовых персонажей, поглощает киностудии и уничтожает целые миры кинофраншиз ради монопольной серии. И естественно, кто как не Дэдпул мог обыграть всю эту столь жирную метарионию в диснеевском фильме, по традиции, глумясь над супергеройским жанром и марвеловской тенденцией последних лет, но несколько лицемерно танцуя на тех же нитях марионетки. Как никак «Пацаны» справляются с подобной задачей куда злободневнее и без слома четвёртой стены.
© 20th Century Studios
Для широкого зрителя фильмы КВМ уже давно стали около сюрреалистическим кино. Связать всё воедино доверили Шону Леви. Постановщик уже работал как с Рейнольдсом и Джекманом, так и с постановкой разношёрстного зоопарка (все части «Ночь в музее»). Западные критики окрестили его блокбастер как трибьют фоксовским супергероям — для кого-то это главный плюс ленты, а кто-то посчитал её основным минусом. Получилась этакая прощальная открытка дальним родственникам, которую достали из антресоли, смахнули пыль и быстро смекнули, почему раньше не доставали. Об этом кричат даже финальные немарвеловские титры с ламповыми закадровыми видео со съёмок из начала двухтысячных.
И всё же было бы нудно посвящать целую рецензию исключительно проблемам корпоративного юмора и вездесущему фансервису. Да и строго говоря, назвать подобные роли термином камео язык не повернётся. Одно дело, когда Стэн Ли за сцену успевает вскрикнуть Excelsior, и совсем другое — когда несколько, казалось бы, списанных героев влияют на сюжет. Да так что Уэсли Снайпс побил рекорд Хью Джекмана и Патрика Стюарта за самую долгую игру персонажей в супергероике. Непонятно, как агент Снайпса вообще уговорил актёра вновь разделить экран с Рейнольдсом после их многочисленных ссор в триквеле «Блейда».
«Дэдпул и Росомаха» не триквел, а, скорее, кроссовер. Бадди-муви по типу «Хоббс и Шоу». Или «Тельма и Луиза», если бы фильм сняли камерным роуд-муви, как его и задумывал изначально Рейнольдс. Однако такая идея больше подходит для короткого метра, чем для попкорного блокбастера. Тем более броманс главных героев на протяжении фильма можно описать одной формулой: красный острит — жёлтый посылает (инвертированная реклама M&Ms, которые не позвонили Рейнольдсу, в отличие от Heinz). В то же время f-word прозвучало в картине аж 118 раз, что, конечно, ещё далеко до уровня Скорсезе, но неслыханно для диснеевской супергероики.
© 20th Century Studios
На этом рекорды у самопровозглашённого Marvel Jesus, собственно, не заканчиваются. Лента уже обошла «Страсти Христовы» в домашнем прокате, что делает её на данный момент самым кассовым голливудским фильмом с рейтингом R. Казалось бы, насилие между бессмертными существами неоправданно бессмысленно. Однако в этом есть своя маленькая трагикомедия — порочный круг для гостей лимба, которые решают проблемы так, как они это умеют. Можно подумать, что боевые сцены между Росомахой и Дэдпулом или ними и корпусом Дэдпулов лишь тешат хотелки фанатов, но Логан привносит в комедийную серию толику мутантской драмы и заставляет шута в красном чувствовать себя ущемлённым, когда как Уэйд ещё пуще подкалывает когтистого за пафосную драматичность.
Ещё один контекст нашумевшего кроссовера — шуточное интернет-противостояние исполнителей главных ролей. В видео-обращениях австралиец и канадец пародировали акценты друг друга. К слову, Джекман в отместку за фейковое разоблачение Рейнольдсом выложил видео, как собака испражняется на фотку друга. А сколько было шуток про «Зелёного фонаря» или «Величайшего шоумена» — не счесть. Венцом сего стало официальное примирение, которое Хью Джекман счёл так же шуткой, сняв антирекламу Aviation gin для Райана Рейнольдса. И хоть грызня актёров носила, скорее, пиарный характер (кроме свитерной вечеринки, конечно), следить за их перекрёстными твитами, к огорчению, было куда интереснее и смешнее, чем за фильмом.
© 20th Century Studios
Супергероика может включать в себя сразу несколько жанров эксплуатационного кино. Но здесь она всё больше походит на пародию, нежели на грамотное смешение, как было, например, в «Паразитах». Так сцены первой потасовки Уэйда и Логана напоминают дуэли из вестернов. За ней в игру вступает постапок в сеттинге «Безумного Макса» — даже есть сюжетный амаж на «Дорогу ярости», когда герои сначала уезжают от злодея, а затем возвращаются обратно, поскольку только в логове антагониста есть выход. Тут даже находится немного от боди-хоррора Кроненберга, когда Кассандра Нова использует телепатические способности.
А чего только стоит частичка мюзикла в лице вступительных титров под Bye Bye Bye коллектива *NSYNC (отсылка на «Люди Икс 2»), что спровоцировало безудержный тренд пародий в соцсетях. Макабрический клип стал не единственным позабытым поп-хитом, в который вдохнули вторую жизнь: песня Мадонны Like A Prayer послужила лейтмотивом для истории о двух бессмертных героях. Мадам ностальгия по-прежнему остаётся главной эмоцией за пультом управления зрителями.
Источник фото обложки: © 20th Century Studios
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!