В 1985 году два друга – Хаяо Миядзаки и Исао Такахата – основали компанию, которая впоследствии повлияла на мультипликаторов и кинематографистов во всём мире. Менее чем за четыре десятилетия студия Ghibli создала несколько десятков коротко- и полнометражных фильмов, которые по праву можно назвать шедеврами. Работы Миядзаки, Такахаты и их команды, сочетающие фантазию и реальность, всё так же продолжают радовать фанатов их творчества. В этой статье мы собрали некоторые из наших любимых фильмов от этой легендарной японской студии.
Небесный замок Лапута (1986)
Это первый фильм, появившийся под знаменем студии Ghibli, и его нежный, слегка меланхоличный тон стали узнаваемой особенностью более поздних творений студии.
История, действие которой происходит на альтернативной киберпанковской Земле, повествует о девушке по имени Сита, преследуемой пиратами, которые хотят заполучить её амулет. Этот же амулет позволяет ей, выпрыгнув из самолёта, безопасно приземлится на землю, где её спасает мальчик Пазу и привозит её к себе домой. Дети отправляются на поиски небесного замка Лапуты, объединив усилия с пиратами, чтобы определить местонахождение волшебной страны.
С чисто повествовательной точки зрения, «Небесный замок Лапута» – это весёлые, увлекательные два часа. Миядзаки знает, как развернуть повествование, не повторяя определённых сцен. Фильм содержит сильные элементы фэнтези, но привлекателен он потому, что главные герои узнаваемые и человечные, а Сита удивительно сильна и прямолинейна для девушки из фильма середины 1980-х. Из полковника Муски получился идеальный злодей – плохой до мозга костей, без каких-либо положительных качеств.
Одно из самых поражающих особенностей небесной цивилизации Лапуты – это борьба между природой и технологиями. К тому времени, когда Пазу и Сита наконец добираются до замка, они обнаруживают, что роботы, жившие там, уже заросли растениями. Даже воображаемый Зенит человеческой цивилизации не может вечно одолевать природу.
Унесённые призраками (2001)
Главная героиня по имени Тихиро и её родители забредают в то, что кажется заброшенным парком развлечений. После этого Тихиро оказывается застрявшей в странном мире монстров и духов. Её родители превращаются в свиней в наказание за их обжорство, и Тихиро должна придумать, как вернуть их обратно. С этой целью она отправляется в приключение по всему призрачному миру, где она сталкивается с различными пугающими и завораживающими существами; некоторые хотят помочь ей, у других – более злые намерения.
Хотя многие героини Ghibli являются принцессами, именно повседневная человечность Тихиро позволяет ей ориентироваться в чудесах и ужасах бани Юбабы. Её нормальность также подчёркивает уникальную природу персонажей, с которыми она сталкивается в мире духов, которые стали одними из самых запоминающихся творений Ghibli.
Этот фильм обладает ослепительным качеством, быстротой и воздушностью в том, как он переключается с крупного плана какой-то забавной детали или милого наблюдения за персонажем к захватывающей дух панораме внеземного пейзажа.
Слово «волшебный» довольно небрежно используется по отношению к подобным фильмам о фантазии и детстве. Тем не менее, «Унесённые призраками» действительно его заслуживает: в нём есть что-то особенное, от чего зритель чувствует себя легче воздуха.
Ходячий замок (2004)
Лучше всего эту картину можно описать как трогательную притчу о преображающей силе любви и страшном бремени молодости. Действие происходит в вымышленном среднеевропейском городе на безымянном побережье. Здесь ходят трамваи и ездят причудливые автомобили, а на городских площадях выстроились здания с живописными дубовыми балками, украшающими их фасады. Но этот город охвачен войной; сбитое с толку население становится свидетелем вторжений ретрофутуристических кораблей и самолётов, извергающих бомбы.
18-летняя шляпница Софи случайно встречает волшебника по имени Хаул, чей замок перемещается с помощью ног, питаемых проклятым пламенем по имени Кальцифер. Когда Ведьма Пустоши превращает Софи в 90-летнюю старушку, Софи выискивает ходячий замок Хаула, где она устраивается уборщицей волшебника, но не раскрывает, что она та девушка, которую Хаул накануне спас от липких приспешников ведьмы в тесном переулке.
Миядзаки воображает полностью реализованный мир магии, демонов и фантазии, но также и показывает ужасы насилия и войны. Это фильм о переменах и личностном росте Софи, когда она путешествует, чтобы найти своё собственное понимание красоты и любви, но также и о Хауле, одиноком волшебнике, брошенном в человеческую войну, в которой он никогда не хотел участвовать. «Ходячий замок» поражает и вызывает детский трепет даже у взрослых зрителей.
Шёпот сердца (1995)
Главная героиня – 14-летняя Сидзуку Цукисима, начинающая писательница, которая проводит большую часть своего свободного времени, уткнувшись носом в книгу.
Влюблённость в талантливого мальчика, ученика скрипичного мастера, вдохновляет Сидзуку исследовать свой собственный творческие способности как писателя. Её первая попытка написать роман вдохновлена интригующей статуэткой кошки под именем Барон, принадлежащей дедушке её возлюбленного.
Сильная сторона «Шёпота сердца» заключается в том, как он говорит со зрителем. Фильм рисует образы и ощущения из наших воспоминаний с такой точностью, что мы будто вновь переживаем наше собственное детство, наблюдая за разворачивающейся историей. Такие мелочи, как первая влюблённость, безответная любовь и попытка найти своё предназначение, рассматриваются по-детски непринуждённо и в то же время с серьёзностью совсем взрослого человека.
Хотя части фильма, изображающие приключения Барона, увлекательны, намного интереснее наблюдать за изображениями Сидзуку, её мира и людей, входящих в её близкий круг. Они пробуждают воспоминания, притягивают зрителя так же сильно, как любое игровое кино, но делают это с сказочной аурой, которая сопровождает любую анимацию Ghibli.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!