Хоть кинематограф имеет аж 70 фильмов о Дракуле, мы предлагаем всё же взглянуть на других кровососущих детей ночи. Увы, обошлись без «Сумерек» и «Морбиуса».
«Тень вампира» (2000)
Псевдоисторический фильм ужасов Эдмунда Элиаса Мериджа о съёмках революционного «Носферату, симфония ужаса». За роль графа Орлока Уильяма Дефо отметили премией «Сатурн» и номинацией на «Оскар».
По фабульной сути, «Тень вампира» — очередная кинолента о знаменитом вампире, но всё же первая в новом столетии со свежим взглядом на знакомую историю, который уже был просто необходим, особенно после ремейка Копполы. Для иной трактовки выручил жанр кино про кино: сценарист Стивен Катц художественно подменяет реальность фантазией, так же как Мурнау в далёком 1922-м вольно интерпретировал «Дракулу» Стокера.
По сюжету дотошный и эксцентричный режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау (Джон Малкович) для фильма откопал в горах Словакии настоящего носферату и пообещал ему «бессмертие на экране». Съёмочной группе же немецкий кинодеятель объяснил, что это якобы практикующий метод Станиславского актёр Макс Шрек. И всё же эта гротескная история не сколько о победе над злом или одиноком бессмертном существовании нежити, сколько о том, на что пойдёт автор ради искусства.
«Впусти меня» (2008)
Триллер-мелодрама режиссёра Томаса Альфредсона и сценариста Юна Айвиде Линдквиста, по одноимённому роману которого и поставлен фильм. Выхватил премию «Сатурн» за лучший фильм на иностранном языке у «Залечь на дно в Брюгге» и «Миллионера из трущоб».
Название фильма отсылает к древнему поверью, согласно которому упырь не в силах войти в дом смертного, если хозяин его не пригласит (видимо, на общественные корпуса это не распространяется). Иначе же вампир станет кровоточить из всех отверстий, что продемонстрировала одна из самых напряжённых сцен кинокартины. В оригинале название романа и фильма с шведского дословно переводится как «Впусти нужного человека», что куда точнее отражает темы одиночества, дружбы и школьного буллинга.
12-летний Оскар заводит дружбу с новой соседкой девочкой Эли. Когда как в фильме есть лишь намёки, в книжном первоисточнике говорится прямо, что Эли когда-то была мальчиком, а это добавляет ещё и гендерную составляющую в их отношения. В 2010-м Мэтт Ривз срежиссировал американскую версию: голливудский ремейк не уступил оригиналу в жуткой атмосфере, полноценно вскрыл причины детской травли, однако лишился нескольких ключевых эпизодов из-за торопливого нарратива.
«Девушка возвращается одна ночью домой» (2014)
Многожанровая кинокартина режиссёра и сценариста Аны Лили Амирпур, снятая по одноимённой короткометражке. Премьера состоялась на кинофестивале «Сандэнс» в программе Next.
Как бы не был оригинален фильм Амирпур (а так оно и есть), сравнения с другими фильмами не избежать: по духу фильм весьма походит если не на непостоянного в жанровых стенах Джармуша, то уж точно на Линча с его сновидческими историями. Во-вторых, место съёмок — калифорнийский Тафт, хотя по сюжету это вымышленный иранский городок Бэд-сити, чёрно-белая палитра которого и без всяких мрачных преступлений уже напоминает о «Городе грехов».
Безымянная девушка в чадре слоняется по ночным улочкам, словно Безликий из «Унесённых призраками» Миядзаки: преследует жертв, провоцирует и соблазняет. Насыщается же только теми, кто прогнил подчистую, будь то бездомный маргинал или опасный сутенёр, тем самым регулируя городскую систему преступности. «Девушка возвращается одна ночью домой» — и драма, и хоррор, и даже вестерн, однако центрально всё же мелодрама: девушка-вампир и парень в маскарадном костюме Дракулы влюбляются друг в друга. Собственно, сюжет не столь завораживает, как это делает плавный визуал вкупе с гипнотическим саундтреком, — редкий для кино случай (немедленно вспоминается «Мэнди»), за который никак не поругаешь.
«Жажда» (2009)
Вампирская трагедия от автора «Олдбоя», удостоенная Приза жюри 62-го Каннского кинофестиваля. Фильм с оригинальным названием «Летучая мышь» берёт за основу роман Эмиля Золя «Тереза Ракен», дополняя её фэнтезийным слоем с кровососами.
Остросюжетная драма Пака Чхан Ука базируется на парадоксальном вопросе: что если католический священник вдруг обратится вампиром? И такая коллизия занимает около получаса хронометража, далее превращаясь в эротическую мелодраму с кровавыми расправами и моральными дилеммами. Хоть здешние вурдалаки не обзавелись клыками, зато остальные главные стереотипы включены и отражены с максимально возможной для истории долей реализма, что больше походит на фантастику, нежели мистику. «Жажда» показывает всю несостоятельность и непригодность концепции вампиризма в реальном мире. Кинокартина несколько философская и неспешная, однако даже ценителям самобытных корейских триллеров станет неуютно от некоторых сцен.
«Выживут только любовники» (2013)
Меланхоличная мелодрама Джима Джармуша о двух вампирах в исполнении Тильды Суинтон и Тома Хиддлстона. Кинокартина участвовала на 66-м Каннском кинофестивале в основном конкурсе.
Первое, что бросается в глаза, так это чувство юмора Джармуша: режиссёр нарёк древних вампирских супругов Адамом и Евой, отсылаясь на сатирические «Дневники Адама и Евы» Марка Твена. К слову, портрет этого писателя наряду с другими историческими личностями минувших веков висит в детройтской квартире героя Хиддлстона, который скрывается от гнетущего мира в стенах прошлого.
Вернувшись из Танжера, Ева навещает унывающего супруга, а следом за ней нежданно-негаданно наведывается и сестра Адама, что приводит к непредвиденным обстоятельствам для тех, кто пьёт кровь «зомби» (вампирский жаргон, обозначающих людей), исключительно заготовленную в больнице. Собственно, сама история не только романтическая, но и экспозиционная: последние кадры намекают, что, возможно, показанное — предисловие к чему-то пугающе знакомому в вампирском жанре. Хоть «Выживут только любовники» ещё в заглавии отвечают на экзистенциальный вопрос проблемы бессмертия, в картине он задаётся медитативно и поэтично, чем может озадачить, но одновременно и запомниться.
«Реальные упыри» (2014)
Псевдодокументальная комедия в жанре ужасов о бытовых неурядицах четырёх вампиров под одной крышей от соавторов Тайки Вайтити и Джемейна Клемента. Вампирский ситком снят по одноимённой (в оригинале) короткометражке 2005-го и впервые увидел свет на кинофестивале «Сандэнс».
Жанр мокьюментари, пожалуй, ещё с «Ведьмы из Блэр» заменил титровую фразу «основано на реальных событиях» как нельзя удачно для произведений хоррор-жанра. К тому же с конца 90-х киношным вурдалакам опостылело пугать, и те ударились в философию. У Тайки Вайтити же очередной фильм о нежити уродился этаким «Офисом» с вампирами, высмеивающих клише клыкастых предшественников: например, отсылки в диалогах, во время которых даже проговариваются названия кинолент, но есть кое-что знакомое и в образах главных героев. Так, новообращённый Ник — Эдвард Каллен из саги «Сумерки» (он и сам этим хвалится). Франтоватый Виаго (Тайка Вайтити) — персонаж Брэда Питта из «Интервью с вампиром». Старомодный Владислав (Джемейн Клемент) — Дракула Гари Олдмана. Самолюбивый Дикон (Джонатан Бруг) — Дракула Бела Лугоши. И монстроподобный Петир — граф Орлок из «Носферату» Мурнау. И хоть подобные оммажи —явно продуманный комедийный ход, в основном же юморные сценки представляют собой импровизацию актёров и их друзей (айтишник Стью и в правду айтишник Стью). Для тех же, кто заскучает по сеттингу «Реальных упырей», получасовой фильм породил сериалы «Чем мы заняты в тени» и «Паранормальный Веллингтон».
Источник фото: kinopoisk.ru
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!