Конечно, мы ещё не достигли отметки в четверть века, когда обычно начинают составлять подобные списки. Однако в мире с 2000 года — в том числе в киноиндустрии — уже успело произойти множество потрясений. Поэтому американское издание The Hollywood Reporter решило прямо сейчас оглянуться назад и назвать лучшие фильмы XXI века.
Источник фото: Mason Kimbarovsky on Unsplash
Почему именно эти фильмы?
Метод The Hollywood Reporter выглядел следующим образом: шесть критиков составили список фильмов (их было более 100!), которые заслуживают внимания, а затем проголосовали за каждый из них. Фильмы с наибольшим количеством отметок «за» проходили в следующий раунд. После бесчисленного количества электронных писем и нескольких долгих встреч в Zoom список был готов.
Выбирать фильмы, которые критики любят больше всего, не забывая при этом о разнообразии и инклюзивности, значимости и силе воздействия, было непросто. Важно, чтобы страх перед общественным осуждением не повлиял на процесс, а список показал широту мирового кино и отразил вкусы составителей.
Несколько нюансов, достойных упоминания
Самое заметное, удивительное и, несомненно, для некоторых раздражающее — это то, сколько мастеров отсутствует в списке. В него не попал ни один из следующих режиссёров: Клинт Иствуд, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино и Джим Джармуш. То же самое можно сказать о таких авторах, как Вуди Аллен, Роман Полански и Ларс фон Триер. Это не было результатом намерения «долой старое, вводим новое». Критики не составляли список, начиная с великих режиссёров и черпая кино из их фильмографий: они позволили названиям возникнуть органично, благодаря памяти, зрительскому опыту и мозговому штурму.
Источник фото: Myke Simon on Unsplash
Студийные комедии, боевики, научная фантастика и ужасы практически отсутствуют в окончательной подборке (под крики об элитарности профессионалов). И это отражает одну из главных тенденций в кинематографе последних десятилетий, которую подметили критики. Отсутствие риска и одинаковость в этих жанрах приводят к тому, что лишь немногие фильмы задерживаются в сознании дольше, чем длится их хронометраж.
Пришло время смотреть кино
Для вашего удобства мы разбросали выбранные картины в итоговом списке по жанрам — чтобы вам было проще запланировать вечерний просмотр, а нам, в свою очередь, выявить некоторые закономерности.
Самым излюбленным жанром кинокритиков стала, безусловно, драма. Ничего удивительного — тема внутренних переживаний человека, пожалуй, всегда была и будет актуальна, но особенно в наше время, когда саморефлексия достигает тех масштабов, с которыми сравнимо разве что само разнообразие современного кинематографа. Отметим, первое место рейтинга также занимает фильм в жанре драмы — японский «Один и два», который вышел в 2000 году. Эпический трехчасовой портрет многопоколенной тайбэйской семьи в разгар кризиса наполнен юмором, романтикой, тихой яростью и отчаянием.
Среди фильмов, предложенных в статье The Hollywood Reporter, есть довольно известные представители жанра, такие как:
- «Фаворитка», 2018.
- «Социальная сеть», 2010.
- «Паразиты», 2019.
- «Сядь за руль моей машины», 2021.
- «Вечное сияние чистого разума», 2004.
Источник фото: kinopoisk.ru
В свою очередь, присутствуют и кинокартины, знакомые немногим (нам в том числе!). Пожалуй, они представляют для зрителя наибольший интерес. Вот примерный список:
- «4 месяца, 3 недели и 2 дня», 2007.
- «35 стопок рома», 2008.
- «И твою маму тоже», 2001.
- «Будущее», 2016.
- «Любовное настроение», 2000.
Источник фото: kinopoisk.ru
Вторым по численности стало документальное кино — да-да, не удивляйтесь. Хотя количественный разрыв с драматическими фильмами огромен, критики всё равно уделили документалистике значительную долю внимания. В список вошли:
- «Время», 2020.
- «Человек гризли», 2005.
- «Лето соула», 2021.
- «Я вам не негр», 2016.
- «В Беркли», 2013.
- «Собиратели и собирательница», 2000.
Источник фото: kinopoisk.ru
На третьем месте в рейтинге кинокритиков — триллеры. С этого момента представителей жанра становится совсем немного, однако многие из них довольно известны и считаются в некотором роде гибридными, сочетая в себе признаки нескольких направлений (отметим, что совсем небольшое количество фильмов можно охарактеризовать как «чистую» драму или триллер). Чем мы щекотали себе нервы в XXI веке:
- «Пылающий», 2018.
- «Прочь», 2017.
- «Малхолланд Драйв», 2001.
- «Зодиак», 2007.
Источник фото: kinopoisk.ru
Интересная ситуация сложилась с жанром комедии. Из трёх фильмов как минимум два можно смело отнести и к представителям драмы. Не совсем корректно будет «обозвать» их драмеди-произведениями, но мы пойдём на это, чтобы быть честными и не приписывать кино определённую однозначность.
- «Девичник в Вегасе», 2011.
- «Серьёзный человек», 2005 (драмеди).
- «Внутри Льюина Дэвиса», 2013 (драмеди).
Источник фото: kinopoisk.ru
С этого момента классификация становится совсем размытой. В рейтинге присутствуют фантастические фильмы, в том числе тот, что мы смело отнесли к драматическим — «Вечное сияние чистого разума». Также выделим «Дитя человеческое» (2006), всем известную мультипликационную работу «ВАЛЛ·И» (2008) и, барабанная дробь, одну супергероику — «Чёрная пантера» (2018). Последний стал единственным фильмом про супергероев не только в жанре фантастики, но и во всём рейтинге кинокритиков, пусть он и занимает не самое видное 49 место. Отрадно для всех поклонников — вопрос успешности и нужности супергероики на, казалось бы, закате этого направления в кино, по-прежнему остаётся открытым для обсуждения.
Полный список The Hollywood Reporter включает в себя 50 фильмов. Мы предложили вам лишь половину из них. Ознакомиться, оценить и заинтересоваться тем, чтобы изучить остальные, можно по ссылке на оригинальную статью.
Источник фото обложки: Billy Aboulkheir on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!