Никогда не слышали, что в перерывах между сочинением новаторских стихов и сотворением революционных плакатов Владимир Маяковский снимался в кино? Или когда-то про это упоминали в школьной программе, но мимоходом? К историческому сожалению, 3/5 фильмов вы попросту не сможете увидеть, но, к нашему счастью, про все пять можно узнать в этой подборке.
«Драма в кабаре футуристов № 13» (1914)
Пятнадцатиминутная двухчастная так называемая трагикомедия режиссёра Владимира Касьянова с футуристами художественного объединения «Ослиный хвост». 19-летний Владимир Маяковский, загримированный в инфернальный образ, дебютировал с эпизодической ролью в самом финале картины.
Прощальный киносеанс немого фильма состоялся в Ленинградском Доме кино на закате 30-го десятилетия, когда как на данный момент все копии считаются утраченными, за исключением единственного фото последних кадров с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. История разворачивается вокруг двух кабачных футуристов-танцоров, один из которых в порыве ревности убивает партнёршу и зарывает её тело в снег Петровского парка.
Это одна из первых (если не первая) попыток в авангард в истории мирового кинематографа. Зрители-современники видели в этом высмеивание сюжетов мистических и криминальных фильмов тех лет. Историк кино Рашит Янгиров в журнале «Сеанс» определяет жанр как «автопародию с макабрическими аллюзиями, внутренними “репликами” и “ремарками”, вписанными в фабульный артефакт».
Источник фото: kinopoisk.ru
«Не для денег родившийся» (1918)
Короткометражная приключенческая драма режиссёра Никандра Туркина. Владимир Маяковский написал сценарий в соавторстве с поэтом-коллегой Давидом Бурлюком, с которым вместе и исполнил одну из главных ролей. Василий Каменский играет самого себя.
Фильм считается утерянным, предположительно, после Великой Отечественной войны. Сюжет вольно интерпретирует роман Джека Лондона «Мартин Иден», перенося место действий в российские реалии, однако порой уходит в автобиографичность Маяковского. Сам Владимир Владимирович предстал в образе футуриста Ивана Нова, читающего стихотворения в «Кафе поэтов» в Москве.
Сохранилось только либретто к фильму, написанное со слов Льва Гринкруга, что сыграл одну из второстепенных ролей. По сюжету персонаж Маяковского спасает прохожего от хулиганов, влюбляется в его сестру, учится уму разуму, чтобы достичь её расположения, и становится знаменитым и богатым поэтом-футуристом. Не преуспев в делах любовных, он инсценирует самоубийство и уходит обратно к рабочему классу.
«Закованная фильмой» (1918)
Короткометражный немой фильм режиссёра Никандра Туркина в жанре романтической драмы. Актёр главной роли Владимир Маяковский также сам написал оригинальный сценарий для Лили Брик, для которой картина выдалась дебютной и единственной в фильмографии поэтессы.
Целиком фильм не сохранился из-за пожара на киностудии, уцелели лишь некоторые фрагменты и отдельные кадры, которые Лиля Брик держала при себе. Трагические истории о любви пользовались успехом у публики, однако самому автору киновоплощение его сценария не пришлось по нраву: он считал его «скучным, тяжёлым и неповоротливым». Причём ещё на съёмках «Не для денег родившийся» актёр Маяковский часто спорил с режиссёром Туркиным о постановке многих сцен.
К тому же до нашего времени дошло либретто к фильму, составленное со слов Брик. По сюжету безутешный Художник мечется от жены до проходимой мимо цыганки, разочаровываясь в меркантильных людских сердцах, пока не влюбляется в киноэкранную Балерину на одном из сеансов. Она сходит с полотна, и вместе они уезжают жить в загородный дом, где вскоре ей становится худо вне кинематографической среды. Пока Художник вырезает в кинотеатре экранную ткань, цыганка из ревности выдаёт продюсеру фильма местоположение его героини, и тот забирает её обратно.
Источник фото: kinopoisk.ru
«Барышня и хулиган» (1918)
44-минутная короткометражная драма от режиссёров Евгения Славинского и Владимира Маяковского. Первый выступил также оператором, а второй — автором сценария, написанного по мотивам рассказа «Учительница рабочих» Эдмондо Де Амичиса.
Владимир Маяковский не столько контролировал весь съёмочный процесс в дуэте со Славинским, сколько безоговорочно отдавался главной роли и наставлениям с его стороны, при этом внося свою лепту в постановку некоторых мизансцен. Футурист использовал как можно меньше грима, однако после просмотра назвал свою актёрскую игру «сентиментальной заказной ерундой». Несмотря на выход сразу трёх кинопроектов с участием поэта именно фильм «Барышня и хулиган» возглавил отечественный кинопрокат.
Синопсис такой: дебошир встречает на улице дореволюционной России учительницу и влюбляется в неё. Герой-романтик начинает посещать её уроки и защищать девушку от обидчиков. Однако отец одного побитого им школьника жаждет мести и устраивает засаду на хулигана.
«Октябрюхов и Декабрюхов» (1928)
Сатирическая комедия режиссёров Александры Смирновой-Искандер и Алексея Смирнова с Владимиром Маяковским в качестве сценариста. 45-минутный короткометражный фильм с очевидной советской направленностью.
Это один из первых отечественных проектов, в котором мультипликация совмещается с кадрами живой съёмки. Сценарий Маяковский написал к десятилетию Октябрьской революции. В лице трёх главных героев он представил образы буржуазной и социалистической революций и будущей России.
Николай Декабрюхов бросает невесту у свадебного застолья и бежит прочь от ревущей революции за границу, где вскоре становится героем на словах у местных. Его брат Иван Октябрюхов остаётся в новой стране советов, приспосабливается к новому общественному строю и берёт в жёны возлюбленную Николая. Вопреки всему, Декабрюхов возвращается на родину.
Источник фото обложки: kinopoisk.ru
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!