Если вы хотите научиться писать книги, самое главное, что для этого нужно — начать писать и продолжать это делать. Однако, как и в других профессиях, в работе писателя есть свои особенности. Посмотрим, что о литературном творчестве говорит Стивен Кинг в книге «Как писать книги: Мемуары о ремесле».
Читайте
«Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать».
Читайте постоянно. Читайте (или слушайте аудиокниги) в разных местах: в кровати, в очереди, за рулём, в тренажёрном зале, в сортире. Читайте посредственные книжки, чтобы понять, в чём их недостатки, и не дать подобному закрасться в вашу работу. Читайте хорошие книги, чтобы сопоставить свои произведения с ними, «почувствовать в полной мере, что и как может быть сделано». Регулярно читая, вы будете знать, какие темы и идеи свежи, а какие уже издыхают или издохли.
Источник фото: Susan Q Yin on Unsplash
Чтение чужих работ — это также знакомство с разными стилями письма. Поначалу вы можете перенять стиль другого писателя, но не переживайте: «…смешение стилей — необходимый этап выработки стиля собственного».
Читайте также
Как говорит Стивен Кинг: если вы не будете читать, у вас просто не будет нужных «инструментов», чтобы писать.
Не упускайте идеи
Идея для сюжета может прийти к вам откуда угодно — точнее, вообще из ниоткуда.
«Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».
Как-то раз Стивену Кингу, работавшему на ткацкой фабрике, рассказали о чистке подвала, который уже несколько десятилетий никто не убирал. По словам коллеги, в этом подвале оказались здоровенные крысы: «...как кошки, — сказал он, — да что там, есть и размером с собаку». Позже Кинг, вспомнив эту историю, написал рассказ «Ночная смена»: о ткацкой фабрике, уборке подвала и огромных крысах.
Однако Кинг не советует писать по продуманному от начала до конца сюжету. Он предпочитает мысленно помещать героев в трудную ситуацию и смотреть, «как они будут выпутываться». А затем записывает всё, что с ними происходило.
Источник фото: Jon Tyson on Unsplash
Например, завязка к роману «Куджо» появилась из вопроса: «Что, если молодую мать с сыном не выпустит из сломанной на дороге машины бешеный пес?» А ситуация, описанная в «Мизери», пришла к писателю во сне: «…мне приснился сон о популярном писателе <…>, попавшем в когти психически больной поклонницы, живущей на ферме где-то у черта на куличках».
Литературное творение Кинг сравнивает с окаменелостью, которую писателю предстоит извлечь из земли. Главное: как можно меньше отбить от неё кусков в процессе (что может произойти, если искусственно насаждать своей истории сюжетные повороты, интриги и прочее).
«Моё глубокое убеждение — вещи не пишут, они сами пишутся. Работа писателя состоит в том, чтобы дать им место, где расти (и записать, конечно)».
Обращайте внимание на описания, диалоги, развитие героев
Стивен Кинг выделяет три элемента произведения: описания, диалоги и характеры героев.
«Описание — вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории».
Работа над описанием начинается с «визуализации того, что должен испытать читатель», а заканчивается «вашим переводом того, что вы видите внутренним зрением, в слова на странице».
Ни к чему описывать всё подробно. Нужно выбрать несколько отличительных деталей (мéста, одежды, внешности героя) и с их помощью создать образ. Детали, которые первыми приходят на ум, когда вы думаете о предмете — это, вероятно, самые характерные черты для описания. Например, описывая ресторан, вы можете отметить опилки на полку, мультяшные рисунки на стене и контраст между темнотой помещения и зеркалом над баром, отражающим яркий свет улицы.
Источник фото: Daria Nepriakhina 🇺🇦 on Unsplash
«Услышать голоса героев» позволяет диалог. Ничего не характеризует героев лучше, чем их слова (разве что только дела). Но разговор должен быть реалистичным. Критерий создания хорошего диалога (да и вообще хорошего письма) — честность писателя. Не стоит заменять реплику «Ах ты говно!» словами «Ах ты сахар!». Потому что такой подменой вы солжёте своему читателю, что бы сказал ваш герой, будь он живым.
Для написания хорошего диалога нужно ясно слышать разговоры людей и так же ясно описывать услышанное. То же относится и к созданию персонажей: «В сухом остатке эта работа сводится к следующему: смотрите, как ведут себя люди вокруг вас, а потом правдиво рассказывайте, что видите».
Пишите в рабочей обстановке
Стивен Кинг придерживается точного графика работы. Он работает каждый день, даже в праздники. Начиная работать с утра («В основном утро — мое главное время для письма»), он редко выходит из-за стола, не написав две тысячи слов. Начинающим писателям Король ужасов милостиво разрешает начать с тысячи слов в день.
Источник фото: Kaitlyn Baker on Unsplash
Кинг отмечает, что для творческого процесса важно работать в «безмятежной» обстановке. Однако вспоминается его же рассказ, как во время работы в прачечной он писал в обеденные перерывы… Всё-таки не всегда обстоятельства позволяют найти тихий уголок.
Подходить к «действу писания», как говорит Кинг, можно по-разному: «нервозно, возбужденно, с надеждой или даже с отчаянием». Самое главное — не равнодушно.
Всегда делайте не менее двух черновиков книги
«Если вы начинающий, то прислушайтесь к моему совету: делать не менее двух черновых вариантов — один с закрытой дверью кабинета и один с открытой».
Писать с закрытой дверью — это значит не подпускать никого к прочтению вашей работы. На этом этапе вы создаёте текст по большей части для себя. Хотя при этом вы можете мысленно рисовать, что насчёт той или иной сцены сказал бы читатель, которому вы покажете своё произведение.
Когда вы приступаете ко второму варианту и «открываете дверь», вы открываете своё произведение миру. Вы уже понимаете, что оно пишется не в стол — оно пишется для читателя. А читатель «всегда должен быть вашей главной заботой».
Источник фото: Kelly Sikkema on Unsplash
После первого черновика вам стоит попытаться понять, о чём ваша книга: какой в ней смысл, идея и какая прослеживается символика. Так, работая над следующей редакцией произведения, вы сможете чётче выделить найденный в книге смысл, чтобы он был виден и читателю.
«Не каждая книга должна быть набита символикой, иронией или мелодичным языком (всё-таки не зря это называется прозой), но мне кажется, что каждая книга — по крайней мере та, которая стоит чтения — должна быть о чем-то. Смысл работы над первым вариантом или сразу после него — понять, о каком именно «чем-то» эта ваша книга. Смысл, или один из смыслов, работы над вторым вариантом — сделать это «что-то» более ясным».
Пишите
И всё-таки главным остаётся совет писать и ещё раз писать. Стивен Кинг повторяет то, что говорят многие творцы слова: пишите, если не можете не писать.
«Я писал, потому что не писать не мог. Может, это и помогло мне выплатить закладную за дом и отправить детей в колледж, но все это побочные эффекты — это делалось ради причуды, ради чистой радости самой работы. А если можешь что-то делать для удовольствия, то это ты сможешь делать всегда».
И не забывайте, что «часы, потраченные на разговор о писательстве (курсы, статьи и книги о том, как писать — прим. ред.), — это часы, отнятые у самого процесса».
Источник фото обложки: Andraz Lazic on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!