«Благословение» — сборник прозы писательницы Анны Финчем. Рассказ и две повести объединены общей темой: попыткой человека изменить свою жизнь. Однако далеко не у каждого получается сделать это. О чём эти истории и почему желание поступать правильно не всегда приводит к хэппи-энду — сейчас расскажем.
Каждая из новелл сборника строится по схожей схеме: герой знакомится с кем-то, кто меняет его жизнь и помогает стать более осознанным. Важно отметить, что не все персонажи проходят цикл обновления: кто-то уже гармоничен, а кто-то не желает меняться. В произведениях множество узнаваемых типов — вечно недовольная жена, карьерист, циничный бизнесмен и идеалист, чьи ожидания не оправдались.
© Интернациональный союз писателей
Главный герой рассказа-притчи «Лисёнок и мужик» — безымянный охотник на лис, разочарованный жизнью мужчина средних лет. Однажды в лесу герой встречает говорящего Лисёнка. После трогательных бесед со зверьком охотник забывает о своём промысле и гуляет по чаще вместе с лисом, наслаждаясь красотой природы. Встреча подталкивает охотника переосмыслить жизнь и заняться тем, о чём он всегда мечтал.
Главный герой повести «Благословение», менеджер Геворг, обладает талантом превращать любой порученный ему бизнес в прибыльный, при этом внутри себя он чувствительный идеалист, мечтающий помогать людям. Он управляет ночным клубом «Самолёт» и всячески способствует его процветанию. Особенности ведения бизнеса вынуждают его соглашаться на распространение запрещённых веществ и работу обольстительных «массажисток» в клубе. Для того, чтобы помогать другим, нужно самому крепко стоять на ногах, и Геворг идёт на компромисс с совестью. Доходы управляющего ночным клубом позволяют ему жить в изобилии, а деньги, как сказал император Веспасиан, не пахнут. Однако герою повезёт — он искренне полюбит скромную молодую учительницу, которая даст ему надежду на изменение.
Читайте также
Другие персонажи повести тоже не вызывают особой симпатии. Амбициозная брюнетка Алёна торгует в «Самолёте» телом, мечтая найти постоянного клиента, выйти за него замуж и никогда больше не работать. Заветное желание обаятельного менеджера по продажам Егора, в котором Алёна и видит потенциального покровителя, — выгодно жениться на наследнице богача. Особняком стоит бармен Лёша — ему удаётся держаться на расстоянии от соблазнов клуба.
Однако мечты героев не сбываются полностью. Каждому из них даётся шанс измениться, но они либо не видят его, либо не могут сделать решающий шаг и отказаться от порока, к которому уже привыкли.
Герой заключительной повести «Спи спокойно» — раздражительный бизнесмен Николай, который узнаёт, что у него неоперабельный рак последней стадии. Почти сразу же после этого от него уходит жена, забирая с собой детей, а все сотрудники компании увольняются. За оставшиеся три месяца жизни герою предстоит пройти путь от гнева к смирению, в чём ему помогут беседы с знакомым по клинике. Жаль, что случилось это слишком поздно.
Истории сборника «Благословение» рассказаны от третьего лица. Это позволяет читателю держаться на расстоянии от персонажей и не терять рассудительности из-за чрезмерной эмпатии, как это часто бывает. При этом радует чёткая мотивация героев — причины их небезупречных поступков кроются в детстве. Например, Егор из «Благословения» постоянно меняет подружек, потому что чувствовал себя одиноким, когда был маленьким.
По сути, произведение Анны Финчем можно назвать сборником поучительных историй. Чувствуется, к какому выводу подводит автор. Посоветовать книгу можно подросткам, ещё не до конца понимающим, как ориентироваться в мире, полном искушений. В пользу этого довода говорит и лёгкость языка: в этих произведениях вы не найдёте закрученных метафор и эпитетов, за значением которых нужно лезть в словарь. Хотя и взрослые оценят «Благословение», например, за хорошо выстроенные, увлекательные сюжеты и приятных героев, а также простую и удовлетворяющую истину: чтобы не раскаиваться в будущем, нельзя идти на компромисс с совестью и поддаваться соблазнам.
Анна Финчем не только автор нескольких сборников рассказов и статей, но и профессиональный переводчик, а также лайф-коуч. Что послужило толчком для литературной карьеры писательницы? Как опыт коучинга помогает при написании текстов? Почему люди боятся принимать самостоятельные решения? На эти и другие философские (и не очень) вопросы отвечает автор.
— Как появился замысел сборника «Благословение»?
— Тексты были написаны в разное время и даже в разных городах. Все идеи ко мне приходят готовыми, их просто нужно записать. «Лисёнок» пришел на каком-то большом переводческом мероприятии, во время перерыва я взяла ручку и написала рассказ на обороте текста доклада.
«Благословение» было написано в эмиграции, как и «Спи спокойно». Персонаж Геворга полностью выдуман, только имя я позаимствовала у реального человека, а центральный персонаж для меня — Алёна, её образ пришел во время разговора с одной девушкой, которая говорила, что хочет пойти работать в дорогой эскорт, потому что это «легкие деньги».
Идея про Николая пришла после того, как я прочитала статью об эвтаназии и подумала, а что будет, если ты приедешь в клинику и подпишешь документы на прохождение процедуры, а потом передумаешь? И почему человек может принять такое решение, и почему может передумать — тоже интересно поразмышлять.
— Помогает ли опыт лайф-коучинга в написании литературных произведений?
— Опыт лайф-коучинга и послужил толчком к написанию литературных произведений. До начала эры коучинга я написала всего один рассказ, сказку «Дерево желаний», в 17 лет, и он был, скорее, притчей, чем сказкой. Мое первое большое произведение, «Кукольный домик для Ёжика», описывает процесс психологического взросления главной героини, и в целом представляет собой что-то вроде художественного описания взаимодействия коуча и клиента. Да и вообще почти все мои тексты — «помогающая литература».
— Бывало ли такое, что Вы описываете характеры персонажей на основе историй людей, с которыми работаете или работали?
— Да, таких персонажей несколько. Прототипами служат реальные люди, клиенты или знакомые, но мои истории всегда отличаются от того, что происходит в реальной жизни. Иногда я даже спрашиваю разрешения на публикацию, если человек может себя узнать в моем рассказе. Всегда разрешают, кстати.
— Есть ли у Вас любимые и нелюбимые герои? Если да, то кто и почему?
— Я не делю своих героев на плохих и хороших. Я описываю их жизни, а не сужу: коуч всегда находится в нейтральной позиции.
Из всех моих текстов мой самый любимый персонаж — Голосок из «Кукольного домика для Ёжика». Я бы себе такого друга хотела — всегда в тонусе держит и с ним весело. Или я бы сама хотела им быть. С одной стороны, людям нормальную самооценку возвращаешь и учишь жить радостно, а с другой вообще ничем себя не загружаешь, трескаешь печеньки и на шторах катаешься!
— Какие произведения русскоязычных и зарубежных авторов Вас вдохновляют?
— Последние лет десять я читаю только книги по эзотерике, Крайон, Стив Ротер, Абрахам, Лиз Бурбо — то, что нужно для работы. Сейчас читаю «Две жизни» Конкордии Антаровой — очень мощная и сложная книга. Меняет мировоззрение и отношение к жизни.
— Как Вы считаете, почему у аудитории никогда не пропадает спрос на истории с чёткой моралью?
— Я думаю, никогда не пропадет интерес к историям, где есть герои с внутренним стержнем и пониманием, что хорошо, а что плохо, которые имеют высокие моральные принципы и не поступаются ими в угоду страстей и сиюминутной выгоды.
— Как Вам кажется, почему люди чаще становятся жертвами обстоятельств или подчиняются воле других, вместо того чтобы принимать независимые решения?
— Потому что они никак не могут повзрослеть и взять на себя ответственность за свою жизнь. Не хотят отвечать за свои поступки и их последствия. Не выходят из детских установок сознания. Очень «коучинговый» вопрос. Хотите поговорить об этом?
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!