Писатель Александр Ведров уже известен читателям как автор произведений о природе и её обитателях, о месте человека среди них. Однако не меньший интерес представляет его исторический роман «Амурская сага», главная тема которого — освоение Сибири крестьянами-переселенцами из центральных районов России. О достоинствах книги и её героях читайте в нашей рецензии.
Ёмко и содержательно реализовать столь масштабный замысел романа, охватывающего целый век, автору помогает история семьи Карпенко — героев «Амурской саги». 1886 год. Василий Трофимович и Татьяна Ивановна Карпенко вместе с шестью детьми покидают солнечную Полтавскую губернию, чтобы построить будущее в амурских землях. Жизненный путь поколений Карпенко пришёлся на, пожалуй, самые лихие годы истории нашей страны: слом старого режима и рассвет нового, войны, голод и другие испытания. Он полон невероятных событий и переплетений судеб, а также частных и глобальных трагедий. Однако герои не захлёбываются в потоке жизни — опорой для них служит семья и родная земля.
© Интернациональный союз писателей
Сомневаться в правдоподобии персонажей романа, хоть порой они и кажутся немного сказочными, не приходится. В эпиграфе к «Амурской саге» автор выражает благодарность Юрию и Людмиле Карпенко — потомкам прототипов героев произведения. На страницах книги читатель увидит архивные фотографии этой семьи, их дома. В послесловии перечислены биографические факты о них, об Иване Карпенко, на воспоминаниях которого основан роман. Там же автор рефлексирует об «Амурской саге», называя книгу «историко-лирическим произведением», поскольку его реалистический сюжет соседствует с «авторскими отступлениями, суждениями и репликами, зарисовками природы и даже стихотворными формами сочинительства».
Действительно, природа в «Амурской саге» изображается бережно и так точно, что кажется, автор воочию наблюдал всё, о чём пишет. Перед глазами неизбежно встают образы с полотен художников-передвижников — уходящие вдаль просторы, церкви, покосившиеся деревянные домики. Описание окружающей среды создаёт особую атмосферу, а порой и напряжение, сохраняя интерес читателя.
Читайте также
Хотя диалогов в романе не так уж много, написаны они очень колоритно. В первой части герои, будучи жителями украинских земель, говорят на родном языке. Далее, обосновавшись в Сибири, переходят на русский, но характерные выражения не исчезают. При этом автор «Амурской саги» активно вплетает в современный и понятный язык устаревшие слова, полный список которых (с пояснениями) есть в приложении к роману.
Такие истории как «Амурская сага» напоминают, что частная жизнь каждого человека не менее драматична и интересна, чем жизни тех, чьи имена всегда на слуху. И пожалуй, в этом состоит главная ценность романа.
Как родился замысел романа, и что помогло автору найти прототип для главного героя? Есть ли у современных читателей запрос на исторический роман? На эти и другие вопросы отвечает автор «Амурской саги» Александр Ведров.
— Как и когда у Вас родился замысел книги?
— Осенью 2016 года мной овладела навязчивая идея написать большую работу об освоении Сибири, причём непременно на основе живой истории, раскрывающей труд, жизнь, повседневный быт, горести и радости переселенцев, поднимавших сибирскую целину. Я понимал, что материалы, которые легли бы в основу сюжета книги, найти крайне сложно, почти невозможно, но замысел меня не покидал несколько месяцев.
— Как Вы познакомились с детьми Ивана Карпенко?
— Здесь начинается то невероятное из мира чудес, без которого я никогда не получил бы сюжет для романа. Дело в том, что мой запрос был принят информационно-энергетической оболочкой Земли, которую можно назвать Мировым Разумом, и эти небесные силы вывели меня на сына Ивана Карпенко, владевшего записями воспоминаний отца. Если кто-то усомнится в этой «фантазии», тот пусть объяснит, из какого источника получали сведения такие предсказатели, ясновидцы и целители как Нострадамус, монах Авель, болгарка Ванга и даже ученый Тесла, а источник этот один и тот же, он подробно расписан в книге «Ноосфера».
— Как Вы считаете, насколько жанр исторического романа популярен среди современных читателей?
— За последние несколько лет, благодаря добротным телевизионным передачам и фильмам на исторические темы, интерес широкой публики к истории страны значительно вырос. По двум своим историческим романам, о Муравьеве-Амурском и «Амурской саге», я провёл свыше двадцати презентаций в Иркутске и других городах, пока их не прервала пандемия. Презентации проходили при огромном интересе людей, а книги пользуются хорошим спросом и читаются с большим интересом.
— Что было для Вас самым сложным при работе над «Амурской сагой»?
— Чтобы получился исторический роман, а не жизнеописание людей и поколений, надо судьбы героев увязывать с судьбами страны, тогда их образы станут типичными. Описываемые события должны отражать и накладываться на исторический фон, а это всегда непросто.
— В предисловии к книге Вы упоминаете, что события «Амурской саги» продолжают ваш исторический роман «Муравьев-Амурский». Хотели бы Вы продолжать работать в этом жанре?
— Если в романе о Муравьеве-Амурском отражена роль потрясающе сильной личности в истории, то из «Амурской саги» следует, что народ есть главная движущая сила развития человечества. Кстати, генерал-губернатор Сибири прекрасно это осознавал, всеми силами поддерживал простой люд и действовал с опорой на него. К исторической тематике относится и научно-просветительская книга «Урановая буча» о становлении и развитии Атомного проекта СССР. О следующей книге скажу, что её рукопись уже есть: произведение затрагивает предвоенный и последующий период советской истории. Но это не роман, а сборник сатирических и юмористических рассказов. В романе я не вижу необходимости, поскольку идеи коммунизма остались столь же утопичными, какими были при Сен-Симоне. В целом истории сборника составляют некое мозаичное полотно, отражающее отдельные недостатки советской действительности, которая в итоге саморазвалилась.
— Как Вы считаете, что мотивировало крестьян конца XIX века покидать родные края, чтобы переселяться в столь недружелюбный регион страны?
— Здесь две причины. Первая в том, что в центральной части России не имелось достаточных сельхозугодий, на которых крестьяне могли бы вести свое хозяйство. Вторая — в помещичьем засилье, тогда как в Сибири помещики не существовали. На вольной сибирской земле крестьяне работали на себя, по сути, они были нынешними фермерами, которые кормили себя и страну.
— Чем именно для Вас дороги сибирские земли?
— Сибирь — это мощь и краса, и реки здесь синие, быстрые. В мире — леса, а в Сибири — тайга, и горы крутые, скалистые. Сила России таится в Сибири, а люди в ней самые лучшие в мире. Луга альпийские, равнины — Сибирь во всем неповторима.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!