Участник петербургской рок-группы «4 СТЕНЫ» Дмитрий Быстров публикует стихотворения в Telegram-канале «Стихи в четырёх стенах» с августа 2023 года. О чём они? И почему его поэзия так утешительна? Рассказываем в рецензии.
Большинство из произведений Быстрова — короткие и хлёсткие — исследуют темы тоски и одиночества. Их ритм и подача больше напоминают незаписанные рэп-композиции, чем ту поэзию, которую мы привыкли вычитывать из толстеньких томиков и учебников литературы. Основную тему можно определить как попытку обрести мир в себе и себя — в нём.
«Души узкие,
Не смог найти нужную.
Я из полос различного спектра
Слепил душу мирового человека.
Получилась одна неопределённого цвета».
Другие темы — любовь и творчество. Однако обе эти, казалось бы, радостные составляющие жизни представляются в его стихотворениях как нечто, на что человек обречён. Любовь нежна и прекрасна, но в ней же кроется опасность. Людям суждено ограничивать друг друга, постоянно поддаваться, если они хотят быть вместе. Полностью духовно соединиться с партнёром и ощутить тепло его тела можно, лишь избавившись от внешней оболочки. Только когда она лопнет подобно воздушному шару, тогда и возможно обрести друг друга.
«Это самая настоящая мука —
Биться друг об друга, так и не обнявшись по-настоящему в этом мире,
Словно рукопожатия через резиновые перчатки,
Словно говорить через стену…».
Поэзия же и процесс творчества в стихотворениях Быстрова предстают как неизбежность. Создание чего-то нового прекрасно. Оно переносит в совершенно иной мир, но неизбежно лишает творца частички внутреннего «я», а ещё нередко обособляет, удаляет от обывателей, обрекая остаться непонятым.
«Опустошен.
Как корзина.
Выкинул все что не нужно —
Остались лишь крылья.Воздух — та же земля
В перевернутом мире.
Огляделся и понял:
Крыльям не место в квартире».
Большинство стихов Быстрова проникнуто меланхолией. Но это — не печаль безысходности, а скорее принятие несовершенства окружающей реальности. Каждый обречён учиться жить с недостающей частью пазла: постоянно подбирать разные ключи, заранее зная, что ни один из них, скорее всего, не окажется тем самым. В поэзии Быстрова ощущается одиночество и осознание подневольности человека. Обыденная реальность жестока, и тонко чувствующим мечтателям в ней не место. Возможность спастись — эскапизм и уединение: они помогают переключиться, переродиться и найти силы для новой борьбы.
Фото Camille Brodard on Unsplash
Возможно, следить за творчеством Дмитрия Быстрова стоит тем, кто чувствует себя дезориентированным в огромном мире. Раздавленным его безграничными возможностями, но пытающимся найти себя и обрести любовь. Тем, кто хочет вырваться из рутины и обрести контроль над судьбой. Такие читатели найдут в канале «Стихи в четырёх стенах», быть может, выражение собственных чувств. А это всегда утешительно.
Мы поговорили с Дмитрием Быстровым об экзистенциальном смысле творчества и преимуществах публикации стихотворений в социальных сетях. Ещё автор рассказал о том, много ли крови может «выпить» поэзия и почему книга — «аскеза XXI века».
— Почему Вы выбрали для публикации стихов Telegram-канал, а не другую площадку?
— Мне кажется, Telegram-канал подходит для чтения больше, чем другие социальные сети. Ещё он создаёт более личную атмосферу: дистанция между читателем и автором минимальна, словно ты открываешь книгу. В моём случае «книгу» с иллюстрациями от прекрасных художников.
Это не означает, что в будущем не буду публиковать стихи в других соцсетях, однако Telegram останется основной площадкой в ближайшее время точно.
— Считаете ли Вы, что у «сетевого» творчества есть преимущества по сравнению с «традиционным»?
— Творчество, наверное, не может быть сетевым: оно рождается внутри человека. Если сравнивать чтение книги и чтение Telegram-канала, то, конечно, преимущество последнего для автора очевидно и понятно: можно найти читателя в любой точке земли, где есть интернет. Однако порог входа в «профессию» значительно ниже: тебе просто нужно нажать пару кнопок. Чтобы издать книгу, ты должен пройти долгий путь.
Большим плюсом интернет-площадок является скорость реакции. Ты можешь, например, в считанные секунды отреагировать на событие, написать и выложить работу. За счёт чего произведение может стать гиперакутальным, и читатель (зритель) станет ближе к автору, словно идёт за ним след в след.
Минусы на лицо: за литературными интернет-публикациями тянется шлейф графомании. Большое количество авторов усложняет поиск хороших работ, хотя их с точки зрения математики должно стать больше, нежели в «книжное время», ведь количество авторов увеличивается. К сожалению, и качество текста зачастую оставляет желать лучшего.
Я родился на стыке веков и тяготею к старой формации, и, конечно же, предпочитаю книгу. И нет, не потому, что люблю запах страниц, как любят шутить. Когда ты читаешь книгу — это отдельное действие, на котором ты сосредоточен. Книга не мультитул, как смартфон или компьютер. При чтении книги меньше отвлекаешься и больше внимание уделяешь написанному (поэтому как раз и использую Telegram-канал). Такая своеобразная аскеза XXI века, которая позволяет увидеть красоту текста или мысли, или всего вместе.
— Все стихотворения в Вашем Telegram-канале датируются 2022 или 2023 годом. Сколько времени у Вас обычно уходит на написание текстов? Сложно ли это даётся?
— Да, совершенно верно. Мне кажется, потому, что в это время я обрёл голос, собственное звучание. Стихотворения, написанные ранее, не отвечали этому критерию. Иногда текст лежит год, иногда час, все зависит от материала. Некоторые тексты я так и не могу исправить как нужно, поэтому они ждут. Опять же сложность зависит от задачи. Есть стихи в две строчки, потому что я в них смог уместить что хотел сказать и если необходима редактура, то они проходят её быстро.
Сложно, когда стих из тебя «не вышел», он может много крови испить. Это тяжело, когда не знаешь как сказать, эффект собаки. А так некоторые стихи могут ждать своего завершения и полгода.
Фото Matheus Farias on Unsplash
— Поэзия — Ваше серьёзное увлечение или хобби?
— Если к поэзии относиться как к хобби, то, скорее всего, это не поэзия. Да и увлечением её сложно назвать. Поэзия — это труд, который не оплачивается, но который ты делаешь усерднее чего-либо. Опять же, поэзия не всегда мрачно-серьёзная, как может показаться. Это бывает весело.
Поэт ли я? Можно процитировать: «Поэту сложно поэтом себя называть, он застенчив и робок…»
— Кто или что вдохновляет Вас на творчество?
— Сложный и одновременно лёгкий вопрос. Вдохновлять может всё, главное научиться «смотреть». А так вдохновляют, конечно же, другие поэты, писатели разных культур и времен, перечень которых невозможно озвучить. Их жизнь и произведения. Но что более существенно, так это возможность. Возможность описать что-то в двух-трёх строчках: мысли, чувства или события. Это невероятно, когда ты ощущаешь, что тебе удалось это сделать. Жизнь становится прекрасна.
— Как и когда Вы поняли, что любите поэзию и хотите писать стихи?
— Я писал стихи с детства, потом убирал тетрадки. Затем снова доставал, писал и убирал. Так что в том или ином виде поэзия была со мной всегда. И раз я к ней возвращался, значит, любил почти всю жизнь.
— Кого из поэтов Вы могли бы назвать своими кумирами?
— С точки зрения мастерства, формы, содержания, формы их очень много. Я восхищаюсь многими поэтами. Пушкин, Черный, Георгий Иванов, Кормильцев, Никонов, Губанов… Этот список очень длинный.
— Планируете ли Вы в будущем развиваться в поэтическом направлении? Хотели бы издать сборник?
— Наверное, идеальный ответ такой: каждое новое стихотворение — это развитие. Потому что для меня поэзия — это движение, «поэт — это шаг». Издание книги, наверное, мечта каждого молодого автора. Я немного переболел этим и сейчас довольствуюсь тем, что имею. Не скрою, что желание выпустить сборник теплится в груди, но это зависит не от меня, а от читателей. Мне главное создать стих, а что дальше менее важно.
— Можете ли Вы назвать одного или нескольких лучших поэтов из ныне живущих?
— Поэты живут и после смерти. Поэтов очень много. На ум сразу приходит Леха Никонов, Серафима Ананасова, Дмитрий Быков (Настоящий материал (информация) произведен и распространен иностранным агентом Дмитрием Львовичем Быковым, содержащимся в реестре Минюста РФ, либо материал (информация) касается деятельности данного иностранного агента).
— Почему, как Вам кажется, для людей так важно читать и создавать поэзию?
— Поэзия — это способ познания окружающего мира и себя самого. Физик тоже познает мир с помощью приборов и формул. Поэтому ты можешь прочесть стихотворение и посмотреть вокруг чужим взглядом. Это расширяет кругозор как путешествие в другую страну и помогает расставить какие-то контрольные точки в своей жизни. Но насколько это важно в бытовом плане с юмором описано у Стивена Фрая в «Гиппопотаме».
Источник фото обложки: Jr. Korpa on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!