Галина Таланова — российская писательница и поэтесса, обладательница множества литературных премий и наград. Сборник её стихотворений «Бежит вода, качая свет и тени...» — это большая история об одиночестве. Однако речь в книге не только о нём. Что ещё можно найти в стихах поэтессы и какие образы в них появляются чаще всего, читайте в нашей рецензии.
Сборник делится на четыре части. Первая — «Лишь воздух духмяный в горсти...» — о любви. И как по канонам поэзии, эти стихотворения о любви ушедшей. Была любовь — и нет её; а вместе с ней ушли тепло и свет. В стихотворениях Галины Талановой почти нет сюжета, всё завязано на образах. Окружающие пейзажи, рассветы и закаты, остывшие звёзды, даже жизнь насекомых («Я так хочу, / Чтоб, как тяжёлый шмель, / Кружил ты рядом») — всё отражает историю расставания лирической героини с возлюбленным. И хотя кажется, что сочинения рассказывают о разных людях и ситуациях, за ними стоит одно. Ощущается, что любовь лирической героини была гораздо сильнее чувств безликого героя. Однако и она догорела дотла.
Ты жизнью мне казался всей,
А я была лишь в ней прохожей…
Фото Huyen Pham on Unsplash
«И в снах приходят мёртвые живыми...» — вторая часть сборника, посвящённая матери Талановой, поэтессе Эльвире Бочковой, передавшей ей свой волшебный дар. Воспоминания лирической героини о живой маме, о детстве переплетаются с воспоминаниями об утрате. Стихотворения оставляют одновременно светлое (из-за белизны образов: снег, больничная палата) и грустное впечатление.
Я обещала, что вернусь,
Когда-то маме точно в срок,
Одену шапку, застегнусь,
До темноты через порог
Шагну домой.
Сочинения из «Пустых улиц» возвращают читателя в недавние годы пандемии. Напоминают, как опустели улицы городов, закрылись привычные места, как мы остались один на один с собой, как умирали знакомые и незнакомые люди.
Закрыты парки и погост,
Всем одиночество милее.
Самая объёмная глава сборника — «Жизнь моя, я с тобой начинаю прощанье...». Молодость героини прошла, круг близких сузился до одиночества. Сад, лес, Волга, дряхлеющий дом — новая жизнь, проникнутая одиночеством. Если цвет первой части сборника — розовый, во второй части много белого (под стать смерти), а стихотворения о пандемии кажутся прозрачными, то в заключительной части разноцветье окружающего мира контрастирует с темнотой, что видится в будущем.
Фото Arseni Chuprigin on Unplash
Годы идут — это особенно чувствуешь в последней главе. Но время тянется через весь сборник, стихотворения о лете заменяются зарисовками об осени, затем о зиме, весне и вновь лете. И так по кругу.
Знакомясь с произведениями по очерёдности частей сборника, читатель погружается в историю одиночества. Расставание с любимым, потеря матери и дорогих людей, печаль о беге времени и неповторимости мгновений, о скоротечности и суетности нашей жизни; и неизбежные мысли о том, что ты и сам когда-то покинешь этот мир.
И завтра будет день,
Но нас в том дне не будет.
Несмотря на тяжёлую тему, сборник Талановой читается с лёгкостью. «Бежит вода, качая свет и тени...» можно читать как по порядку, так и раскрывая его на любой странице и окунаясь в волны слов и образов. И это будет чтение талантливых стихотворений, которые расскажут свою историю — и, быть может, отразят что-то из вашей собственной.
Свечки тело медленно, но тает.
Наша жизнь — вся в пальцах Бога воск.
Фото Eyasu Etsub on Unsplash
О поэзии как спасении в жизни, процессе написания стихотворений и любимых поэтессах рассказала автор сборника Галина Таланова.
— Сборник «Бежит вода, качая свет и тени...» изначально задумывался и создавался как цельное произведение или в него вошли стихотворения разных лет, объединённые общими темами?
— Нет, конечно, писались отдельные стихи и в разное время. Потом я их собирала так, чтобы получилась связанная книга, объединённая смысловым сюжетом и настроением в каждой части. Большинство стихов написаны в последние годы.
— Написание стихотворений даёт Вам силы или, наоборот, Вы скорее расходуете энергию, получая что-то другое взамен?
— Поэзия — это то, что помогает жить и выживать… Поэзия, творчество спасают от многого: от суеты, бытовых неурядиц, душевной смуты и сердечной боли, не дающей заснуть, от пронзительной тоски, от привычного давно одиночества. Поэт вытаскивает мгновения из огня, в котором сгорают наши дни. Засушивает их в гербарии, как листья, но и эти листья со временем крошатся, осыпаются.
— Чем для Вас написание прозы отличается по ощущениям от написания поэзии?
— В прозе присутствует сюжет, о котором раздумываешь. Жанр прозы позволяет сказать больше, его раздвигающиеся рамки дают почти безграничную свободу, поэзия сдерживает и ритмом, и рифмами, но они и помогают написать то, о чём, казалось, и не думал совсем, тебе будто диктует голос свыше. Поэзия — это всегда недосказанность, то тонкое и неуловимое, что каждый волен додумывать и истолковывать для себя по-своему, это как изменчивые картинки облаков в высоком небе…
— Мне, как не-поэту, всегда было интересно, как автор находит образы для своих стихотворений? Они создаются им исключительно во время написания, или бывает, что посещают вспышками во время повседневной деятельности?
— У меня они рождаются именно во время написания, ассоциации возникают иногда неожиданно для меня самой. Во время повседневной деятельности стихи у меня не появляются. Мне надо сесть и взять в руки тетрадь. Но это, может быть и поезд, и диван, и лужайка около реки: лишь бы было тихо и не отвлекали. Написать первую строчку, — а дальше стихотворение сложится само. И я никогда не знаю, о чём оно будет и какой строкой закончится. Это всё неожиданно для меня самой.
— Что, на Ваш взгляд, может отличать поэзию, написанную женщинами, от мужской? Какой-то особый взгляд, темы или ещё что-либо?
— Я не делю поэзию на женскую и мужскую. Мне кажется, что вечные темы, такие как любовь, бег времени, потеря близких людей, присутствуют и в женской, и в мужской поэзии, если она настоящая. То образное, невидимое и приклеивающее человека, будто паутинка, что зовут Поэзией, присутствует и в женских, и в мужских строках.
— Есть ли у Вас любимые поэтессы?
— Инна Лиснянская, Нина Эскович, Светлана Кекова, Ольга Бешенковская, Белла Ахмадулина.
— Стихотворения четвёртой части кажутся устрашающе реалистичными, показывая одиночество героини, которое иногда переходит в ожидание покинуть мир. Много ли Ваших чувств в этом образе или Вы уловили и передали ощущения других людей?
— Думаю, чувствовать бег времени и задумываться о конце — свойственно не только поэтам. Мы ищем уединения и в то же время ощущаем дефицит эмоционального тепла или невозможность выразить всю палитру своих переживаний. Отсюда поэтизация одиночества и одновременно страх перед ним. Как сказал Рильке: «Я меньше всего одинок, когда я в одиночестве». Ведь поэт зачастую видит то, что даже близкие ему люди увидеть и понять просто не в состоянии, так как живут на другой волне. Это как птичий язык: слышим, как соловей заливается, а вот о чём — только догадываемся, наивно полагаем, что весной он должен петь о любви… Наверное, это не только мои ощущения, но и большинства людей, задумывающихся о конечности нашей жизни. «Время стоит. Проходите вы!», — сказал живший в XIX веке рабби Ицхак Бройде из Кельма.
Ранее на нашем портале Галина Таланова рассказывала о своих прозаических работах: «По волнам, по океанам» о замене реальной жизни виртуальной, леденящая душу «Красная луна», социальная драма «Светлячки на ветру» и роман об «одном большом падении» «Бег по краю».
Источник фото обложки: Debby Hudson on Unsplash.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!