Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили книгу или сборник стихов? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

Галина Таланова — российская писательница и поэтесса, обладательница множества литературных премий и наград. Сборник её стихотворений «Бежит вода, качая свет и тени...» — это большая история об одиночестве. Однако речь в книге не только о нём. Что ещё можно найти в стихах поэтессы и какие образы в них появляются чаще всего, читайте в нашей рецензии.

img_3355
Сборник делится на четыре части. Первая — «Лишь воздух духмяный в горсти...» — о любви. И как по канонам поэзии, эти стихотворения о любви ушедшей. Была любовь — и нет её; а вместе с ней ушли тепло и свет. В стихотворениях Галины Талановой почти нет сюжета, всё завязано на образах. Окружающие пейзажи, рассветы и закаты, остывшие звёзды, даже жизнь насекомых («Я так хочу, / Чтоб, как тяжёлый шмель, / Кружил ты рядом») — всё отражает историю расставания лирической героини с возлюбленным. И хотя кажется, что сочинения рассказывают о разных людях и ситуациях, за ними стоит одно. Ощущается, что любовь лирической героини была гораздо сильнее чувств безликого героя. Однако и она догорела дотла.

Ты жизнью мне казался всей,
А я была лишь в ней прохожей…

img_3348Фото Huyen Pham on Unsplash

«И в снах приходят мёртвые живыми...» — вторая часть сборника, посвящённая матери Талановой, поэтессе Эльвире Бочковой, передавшей ей свой волшебный дар. Воспоминания лирической героини о живой маме, о детстве переплетаются с воспоминаниями об утрате. Стихотворения оставляют одновременно светлое (из-за белизны образов: снег, больничная палата) и грустное впечатление.

Я обещала, что вернусь,
Когда-то маме точно в срок,
Одену шапку, застегнусь,
До темноты через порог
Шагну домой.

Сочинения из «Пустых улиц» возвращают читателя в недавние годы пандемии. Напоминают, как опустели улицы городов, закрылись привычные места, как мы остались один на один с собой, как умирали знакомые и незнакомые люди.

Закрыты парки и погост,
Всем одиночество милее.

Самая объёмная глава сборника — «Жизнь моя, я с тобой начинаю прощанье...». Молодость героини прошла, круг близких сузился до одиночества. Сад, лес, Волга, дряхлеющий дом — новая жизнь, проникнутая одиночеством. Если цвет первой части сборника — розовый, во второй части много белого (под стать смерти), а стихотворения о пандемии кажутся прозрачными, то в заключительной части разноцветье окружающего мира контрастирует с темнотой, что видится в будущем.

img_3349Фото Arseni Chuprigin on Unplash

Годы идут — это особенно чувствуешь в последней главе. Но время тянется через весь сборник, стихотворения о лете заменяются зарисовками об осени, затем о зиме, весне и вновь лете. И так по кругу.

Знакомясь с произведениями по очерёдности частей сборника, читатель погружается в историю одиночества. Расставание с любимым, потеря матери и дорогих людей, печаль о беге времени и неповторимости мгновений, о скоротечности и суетности нашей жизни; и неизбежные мысли о том, что ты и сам когда-то покинешь этот мир.

И завтра будет день,
Но нас в том дне не будет.

Несмотря на тяжёлую тему, сборник Талановой читается с лёгкостью. «Бежит вода, качая свет и тени...» можно читать как по порядку, так и раскрывая его на любой странице и окунаясь в волны слов и образов. И это будет чтение талантливых стихотворений, которые расскажут свою историю — и, быть может, отразят что-то из вашей собственной.

Свечки тело медленно, но тает.
Наша жизнь — вся в пальцах Бога воск.

img_3351Фото Eyasu Etsub on Unsplash

О поэзии как спасении в жизни, процессе написания стихотворений и любимых поэтессах рассказала автор сборника Галина Таланова.

— Сборник «Бежит вода, качая свет и тени...» изначально задумывался и создавался как цельное произведение или в него вошли стихотворения разных лет, объединённые общими темами?

— Нет, конечно, писались отдельные стихи и в разное время. Потом я их собирала так, чтобы получилась связанная книга, объединённая смысловым сюжетом и настроением в каждой части. Большинство стихов написаны в последние годы.

— Написание стихотворений даёт Вам силы или, наоборот, Вы скорее расходуете энергию, получая что-то другое взамен?

— Поэзия — это то, что помогает жить и выживать… Поэзия, творчество спасают от многого: от суеты, бытовых неурядиц, душевной смуты и сердечной боли, не дающей заснуть, от пронзительной тоски, от привычного давно одиночества. Поэт вытаскивает мгновения из огня, в котором сгорают наши дни. Засушивает их в гербарии, как листья, но и эти листья со временем крошатся, осыпаются.

img_3353

— Чем для Вас написание прозы отличается по ощущениям от написания поэзии?

— В прозе присутствует сюжет, о котором раздумываешь. Жанр прозы позволяет сказать больше, его раздвигающиеся рамки дают почти безграничную свободу, поэзия сдерживает и ритмом, и рифмами, но они и помогают написать то, о чём, казалось, и не думал совсем, тебе будто диктует голос свыше. Поэзия — это всегда недосказанность, то тонкое и неуловимое, что каждый волен додумывать и истолковывать для себя по-своему, это как изменчивые картинки облаков в высоком небе…

— Мне, как не-поэту, всегда было интересно, как автор находит образы для своих стихотворений? Они создаются им исключительно во время написания, или бывает, что посещают вспышками во время повседневной деятельности?

— У меня они рождаются именно во время написания, ассоциации возникают иногда неожиданно для меня самой. Во время повседневной деятельности стихи у меня не появляются. Мне надо сесть и взять в руки тетрадь. Но это, может быть и поезд, и диван, и лужайка около реки: лишь бы было тихо и не отвлекали. Написать первую строчку, — а дальше стихотворение сложится само. И я никогда не знаю, о чём оно будет и какой строкой закончится. Это всё неожиданно для меня самой.

— Что, на Ваш взгляд, может отличать поэзию, написанную женщинами, от мужской? Какой-то особый взгляд, темы или ещё что-либо?

— Я не делю поэзию на женскую и мужскую. Мне кажется, что вечные темы, такие как любовь, бег времени, потеря близких людей, присутствуют и в женской, и в мужской поэзии, если она настоящая. То образное, невидимое и приклеивающее человека, будто паутинка, что зовут Поэзией, присутствует и в женских, и в мужских строках.

— Есть ли у Вас любимые поэтессы?

— Инна Лиснянская, Нина Эскович, Светлана Кекова, Ольга Бешенковская, Белла Ахмадулина.

— Стихотворения четвёртой части кажутся устрашающе реалистичными, показывая одиночество героини, которое иногда переходит в ожидание покинуть мир. Много ли Ваших чувств в этом образе или Вы уловили и передали ощущения других людей?

— Думаю, чувствовать бег времени и задумываться о конце — свойственно не только поэтам. Мы ищем уединения и в то же время ощущаем дефицит эмоционального тепла или невозможность выразить всю палитру своих переживаний. Отсюда поэтизация одиночества и одновременно страх перед ним. Как сказал Рильке: «Я меньше всего одинок, когда я в одиночестве». Ведь поэт зачастую видит то, что даже близкие ему люди увидеть и понять просто не в состоянии, так как живут на другой волне. Это как птичий язык: слышим, как соловей заливается, а вот о чём — только догадываемся, наивно полагаем, что весной он должен петь о любви… Наверное, это не только мои ощущения, но и большинства людей, задумывающихся о конечности нашей жизни. «Время стоит. Проходите вы!», — сказал живший в XIX веке рабби Ицхак Бройде из Кельма.

img_3354

Ранее на нашем портале Галина Таланова рассказывала о своих прозаических работах: «По волнам, по океанам» о замене реальной жизни виртуальной, леденящая душу «Красная луна», социальная драма «Светлячки на ветру» и роман об «одном большом падении» «Бег по краю».

Источник фото обложки: Debby Hudson on Unsplash.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика