14 сентября опубликуют шорт-лист «Букеровской премии». И пока в запасе больше месяца, есть время лучше приглядеться к произведениям из лонг-листа и сделать ставки. Мы выбрали топ-7 самых ярких книг Букеровской премии этого года, часть из которых обязательно попадёт в шорт-лист.
«Клара и Солнце», Кадзуо Исигуро
Спустя четыре года после вручения Нобелевской премии по литературе Кадзуо Исигуро возвращается с новым романом-событием. «Клара и Солнце» продолжает мысль о несправедливости мира будущего, посеянную автором в «Не отпускай меня». Это тоже научная фантастика, внутри которой развивается история любви и дружбы. Главная героиня Клара — Искусственная Подруга — машинный интеллект в металлическом корпусе, созданный, чтобы общаться с подростками. Она попадает в руки к девочке Джози, неудачно «форсированному» ребёнку, который медленно умирает. Клара привязывается к ней и решает спасти хозяйку, принеся себя в жертву.
«Вот какой у меня вопрос. Ты веришь в человеческое сердце? Я не просто орган, разумеется, имею в виду. Я говорю в поэтическом смысле. Человеческое сердце. Существует оно, по-твоему? То, что делает нас особенными и неповторимыми».
«Недоумение» (Bewilderment), Ричард Пауэрс
Новый роман обладателя Пулитцеровской премии Ричарда Пауэрса цепляет одним только жанром — политическая фантастика. Bewilderment продолжает тему будущего, открытую предыдущей книгой нашего списка. В центре истории — взаимоотношения между отцом-одиночкой Тео и его сыном Робином. Тео — астрофизик, моделирующий миры, которые находятся вне солнечной системы. Его сын растёт вспыльчивым мальчиком: Робина хотят исключить из третьего класса за то, что тот разбил лицо другу. Тео пытается взять эмоции сына под контроль с помощью метода нейробиоуправления: Робин будет учиться сдержанности на записанных паттернах мозга его матери.
Читайте также
К сожалению, книгу пока не перевели на русский язык.
«Я отдыхал в палатке прошлой ночью, вспоминая, как Робби два дня переживал из-за молчания галактики, которую, должно быть, переполняют разные цивилизации. Как можно защитить такого мальчика от его же воображения, оторвать его от плотоядных третьеклассников, кидающих в него всяким дерьмом?»
«Обещание» (The Promise), Дэймон Гэлгут
Неомодернистским романом «Обещание» мы открываем историческую часть подборки книг «Букера-2021». Главная тема произведения — апартеид. Гэлгут исследует невыполненные обещания в Южной Африке последних 30 лет через путь одной белой семьи. Книга делится на четыре части: начинается в середине 80-х, когда апартеид достиг апогея, а заканчивается в 2018 году. Суорты (англ. Swarts) — белая семья, владеющая полуразвалившейся фермой посреди глубокой степи. История романа начинается со смерти матери. Её последнее обещание — отдать дом на ферме чёрной слуге Саломе. Страна двигается вперёд от замшелых привычек к более справедливому обществу, но невыполненное обещание более чем одной семьи продолжает витать в воздухе.
К сожалению, книгу также пока нельзя прочитать на русском языке.
«Наши голоса ничем не отличаются от чужих: мы говорим на том же языке и рассказываем те же истории».
«Сладкий вкус воды» (The Sweetness of Water), Нейтан Харрис
В своём дебютном произведении Нейтану Харрису удалось отразить период реконструкции после Гражданской войны между Югом и Севером. Автор рассказывает историю двух чернокожих братьев, Прентисса и Ландри, освобожденных в дни окончания боевых действий. Они знакомятся с белым мужчиной, Джорджем Уолкером, и просят дать им пожить у него. Джордж соглашается и вдобавок предлагает новым знакомым работу на ферме — рук не хватает, единственный сын погиб на войне. Братья стараются накопить денег, чтобы вернуться на Север к своей матери.
К сожалению, с книгой пока нельзя ознакомиться на русском языке.
«Его земля оставалась единственным убежищем, последним местом, где мужчина с такой скудной жизнью мог бы почувствовать себя живым».
«Никто не говорит об этом» (No One Is Talking About This), Патриция Локвуд
Поэма в прозе с огромным количеством метафор, скрещивающая наблюдения и мемуары о семейном кризисе. Роман Патриции Локвуд делится на две части: в первой протагонист общается с виртуальной платформой «порталом». Шире занавес поднять трудно, потому что основной приём этой половины — поток сознания вкупе с другими модернистскими поэтическими экспериментами.
Вторую часть книги Локвуд назвала autofiction (автохудожественной), то есть куски биографии вперемешку с вымыслом. И здесь речь идёт о трагедии семьи, горе, восприятии, сознании и постоянстве. Это книга полюбится фанатам сложного литературного языка: экспериментов Джойса и аллюзий на кончиках пальцев в стиле Набокова.
Вновь не может вас порадовать тем, что книгу уже адаптировали на русский язык. Но, надеемся, это произойдет в ближайшем будущем.
«Каждый день мы видели новые доказательства тому, что портал помог диктатору добраться до власти. Уморительно. Как узнать, что войну во Вьетнаме спровоцировали радиолюбители, или что Наполеон действовал по советам попугая, которого звали Брайан».
«Великий круг» (Great Circle), Мэгги Шипстед
Книга о смелой летчице, которая хочет быть хозяйкой своей жизни и сама выбирать её направление. Многих читателей Great Circle смущают скачки из одной эпохи и места действия в другой сеттинг. Да, в романе есть такое. История главной героини Мэриан начинается в Монтане. Под впечатлением от увиденных самолетов девочка начинает мечтать о небе. В 14 лет она сбегает из школы и находит благотворителя с сомнительным бэкгранудом, который оплачивает ей уроки и полёты. Тут и начинаются переносы действия из одной страны в другую: Мэриан облетит весь свет, побывает на Аляске, в Новой Зеландии, военном Лондоне и современном Лос-Анджелесе.
К сожалению, с книгой пока можно ознакомиться только на языке оригинала.
«Мы ограничены настоящим, но момент, который мы проживаем сейчас, был когда-то будущим. И скоро он навсегда станет прошлым. Всё, что мы делаем, запускает непредвиденные, необратимые цепные реакции».
«Свет нескончаемый» (Light Perpetual), Фрэнсис Спаффорд
Фрэнсис Спаффорд начинал с исторических книг в жанре нон-фикшн, а теперь постепенно перебирается в художественную литературу. Light Perpetual тоже на историческую тему, только это история в духе «а что, если?». Толчок — реальное событие, но его развитие вымышленное. А что, если немецкая баллистическая ракета, упавшая на территорию лондонской фабрики в ноябре 1944, убила не всех сотрудников? Главные герои романа — пять детей из семей рабочего класса. Автор следит за их жизнью на отрезке в 60 лет, рассказывает личную историю каждого. Язык Спаффорда настолько убедителен, что кажется, будто всё так и было и нет загубленных жизней.
К сожалению, книгу, как и в случае с большинством произведений этого списка, пока не перевели на русский язык.
«Он продолжал пытаться силой вызвать события, тогда как ему стоило найти что-нибудь, что и так случится, и удовлетвориться этим».
Понравилась подборка? Эти и другие книги ты найдешь на ЛитРес!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!