Российская литература почти не ассоциируется с хоррор-культурой. Несмотря на то, что традиция страха всегда были где-то рядом с национальным фольклором, местный Стивен Кинг, который каждой книгой будет вгонять в ужас, всё ещё не нашёлся. Однако достойные произведения есть и сейчас. И в преддверии Хэлоуина самое время почитать эти истории ночью в полной темноте.
Собрали для вас пять книг русского хоррора, после которых ещё долго будут бегать мурашки по коже.
Хоррор среди классиков. Алексей Толстой, «Упырь»
© «Азбука»
Повесть «Упырь», опубликованная в 1841 году — русское переосмысление темы вампиризма. Именно она принесла первый успех Алексею Толстому. Повесть хвалили за необычный и непредсказуемый мистический сюжет, отчасти она даже стала революцией для русского хоррора.
События, описанные в «Упыре», произошли довольно давно, когда ещё впору было ходить на балы и просить руки девушки у её родителей. Главный герой, Руневский, на одном из вечеров встречает умалишённого Рыбаренко, который повсюду видит упырей. Бригадирша Сугробина, одна из обвинённых в вампиризме, приглашает Руневского к себе домой. Герою придётся лично столкнуться с необъяснимыми вещами, которые происходят на даче бригадирши и узнать, кто та красотка, которая просит надеть обручальное кольцо на её костяную руку? Как связано жилище Сугробиной с проклятой виллой в Италии? И ответить на главный вопрос: существуют ли упыри на самом деле?
Короткий хоррор из «Чёртовой дюжины». Юрий Погуляй, «Вешки»
© АСТ
Небольшой рассказ «Вешки» автор впервые представил в 2019 году на конкурсе «Чёртова дюжина». Тогда история заняла третье место. Потом её же опубликовали в сборнике «Самая страшная книга — 2021».
В этом рассказе компания друзей отправляется в горы. Уже на вершине их настигает непогода: дождь со снегом и густой туман. Двое парней, Игорь и Тоша-Дракоша, пытаются отыскать своих друзей. Однако вскоре холод их одолевает, друзья решают сделать привал, немного отогреться и поспать. Но сон мгновенно уходит после того, как снаружи палатки начинает кто-то ходить и жутким голосом звать их друга Стасика.
Несмотря на типичный сюжет для подобных хоррор-рассказов, в которых главный герой встречается с неведомым существом и пытается ему противостоять, автор сохраняет напряжённость до конца. К тому же, сопереживать героям начинаешь ещё до встречи с неизвестным: непогода может быть страшнее любой нежити. А развязка рассказа заставляет задуматься: кто же был настоящим чудовищем?
Хоррор для молодых взрослых. Лада Кутузова, «Мёртвый месяц»
© «Эксмо»
Мистический хоррор от Лады Кутузовой можно отнести к литературе young adult. Главные герои — группа из шести студентов–подростков — перед Хэллоуином приезжают в умирающую деревню Моркина гора, в которой в живых осталось всего два человека. От старика студенты узнают о давнем происшествии: в нём погибло несколько человек. Оказывается, что в деревне обитает бог, который исполняет любые желания — нужно только сыграть с ним в игру «Мёртвый месяц». Ставка в ней — жизнь. Хотя у каждого из героев свои мотивы, они всё-таки решают открыть настольную игру в ночь Хэллоуина. После этого у них появляется только одна цель — выбраться из деревни и выжить.
История, рассказанная автором, идеей напоминает хоррор-версию фильма «Джуманджи». Повествование же в книге классическое для жанровой литературы. Автор описывает и множество заброшенных домов, и одиноких жителей, и оборотней. Место происшествия — кладбище — также довольно типично для ужасов. Лада Кутузова в «Мёртвом месяце» ведёт две сюжетные линии: об уже известных студентах и о той группе, которая погибла до них. Несмотря на типичность сюжета и приёмов, автору удалось достичь мистической и пугающей атмосферы и даже ввести вопросы, которые могут тревожить читателя.
Деревенский хоррор. Алексей Иванов, «Псоглавцы»
© АСТ
Книга Алексея Иванова «Псоглавцы» — кинематографичный деревенский хоррор, в котором героям придётся столкнуться с ужасами не только мистическими, но и вполне себе будничными.
Группа из нескольких человек отправляется в деревню Калитино для того, чтобы снять фреску с иконой святого Христофора. Это еретическое изображение известно тем, что святой на нём нарисован с головой пса. За время путешествия герои не только сталкиваются с удручающим состоянием понемногу умирающей деревни, но и становятся жертвами слухов о том, что псоглавцы-оборотни действительно существуют. Теперь героям они мерещатся повсюду: они слышат цокот когтей в коридоре и чувствуют запах собачей шерсти. Главному герою предстоит ответить самому себе: водятся ли в деревне эти чудища?
Кроме описания оборотней в деревне, Иванов также обращает внимание на жизнь и современные проблемы деревни. Сгущая краски, он представляет мрачную и давящую атмосферу, в которой люди не только не развиваются, но и всячески деградируют, страдают от алкоголизма https://novosibirsk.narko-centra.ru/services/lechenie-alkogolizma/ и постоянных конфликтов. История в «Псоглавцах» пронизана также рассуждениями о ценности культуры и многочисленными историческими справками. Благодаря Иванову в книге можно узнать о раскольниках, старообрядческих скитах, забытых святых и истории борьбы религий.
Хоррор из Татарстана. Наиль Измайлов, «Убыр»
© «Азбука Спб»
Книгу ужасов на основе татарского фольклора представил Наиль Измайлов. Он написал дилогию о демоническом существе — «Убыр» и «Убыр. Никто не умрёт». Главный герой романа — четырнадцатилетний мальчик Наиль, у которого есть любимая сестра и хорошие родители. Он ведёт обычную для мальчика–подростка жизнь со школьными неудачами и победами, друзьями и шалостями. Неожиданно его родители вынуждены уехать на похороны к дальнему родственнику. После этого события Наилю придётся срочно повзрослеть, ведь прежние мама с папой теперь совсем другие и пугают не только своим удручённым и высохшим видом, но и странным нечеловеческим поведением. Перед мальчиком стоит сложная задача — выжить и спасти близких.
Книга подкупает необычным для русского читателя татарским фольклором. Здесь нет привычной Бабы-Яги, есть только убыр — неизвестный демон, и оттого ещё более пугающий. Впрочем, автору удаётся рассказать читателю не только о национальном фольклоре. Здесь и детские фобии, и мистика, и проблема возвращения человека к культурным истокам.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.