Было бы очень опрометчиво полагать, что у Китая, входящего в десятку самых больших стран мира нет своей поп-музыки и ему нечем удивить привередливых любителей экзотики. Однако ведь миру почти не слышны китайские песни за более громкой и раскрученной музыкальной индустрией соседствующих с Китаем стран. Посудите сами: красота k-pop’а уже не одно десятилетие является самыми масштабными пиар-компанией и маркетинговым ходом Кореи.
K-pop потрясает слушателей, которым важна визуальная составляющая, так что можно сказать точно: просвещённую публику k-pop’ом нынче не удивить. Не удивить уже и драйвовыми, будто только с опенинга аниме японскими j-pop’ом и j-rock’ом – за во многом «конвейерным» производством почти не видно лица исполнителя. Потому нужно – и очень важно – уделить внимание богатой истории китайской популярной музыки, более известную как «c-pop».
Всё было бы слишком просто, если бы у Китая, в котором насчитываются 235 живых языков и один исчезнувший – чжурчжэньский, был бы общий c-pop, единая для всех провинций популярная музыка на наиболее распространённом диалекте. Так-то оно так, но всё обстоит совсем иначе – c-pop объединил в себе сразу несколько музыкальных жанров: Cantopop на кантонском диалекте, Mandopop на мандаринском (путунхуа) и hokkien pop на миньских языках.
Mandopop
В коммерческих целях mandopop (mandarin popular music) используется уже с 1920 года. Этому поспособствовал известный Китаю «смеющийся иностранец» – француз Лабансат, проживающий на тот момент в Китае. Впоследствии он открыл небольшой магазинчик, в котором ставил грампластинки для прохожих. С любопытных за прослушивание пластинки он брал десять центов и возвращал деньги в том случае, если человек не засмеётся и не улыбнётся – оттуда и имя Лабансата.
После успеха магазинчика была образованна первая крупнейшая звукозаписывающая компания Шанхая, Гонконга и Китая – Baak Doi (百代). Отцом mandopop’а считается Li Jinhui, который после падения Династии Цин создал новую музыкальную волну, объединив традиционную китайскую музыку с джазом и европейской музыкой. Впоследствии Ли стал жертвой политических репрессий в 1967 году во время культурной революции.
В настоящее время mandopop развивает концепцию идолов – красивых и образованных артистов.
Читайте также
Cantopop
Кроме того, что песни этого жанра исполняются на кантонском диалекте, Cantopop от Mandapop отличается влиянием на него таких музыкальных стилей как: джаз, рок-н-рол, ритм-энд блюз, электронная музыка. Известен также как HK-pop («гонгконгская популярная музыка»), популярен в Юго-Восточной Азии – Малайзии, Сингапуре. В 70-е годы перерывы между эфирами надо было чем-то заполнять и в студии приглашали исполнителей этого жанра, затем они стали писать песни к фильмам и сниматься в них же (главные роли предпочительно отдавались HK-pop артистам).
80-е годы можно считать пиком популярности Cantopop, благодаря стремительно развивающейся экономики музыкальная индустрия стала повсеместно использовать Cantopop в дорамах – это повлекло за собой большой поток спонсоров, денежных вложений и практически мгновенных подписаний многомиллионных контрактов и миллиардной прибыли.
После девяностых успех жанра пошёл на убыль, пока в 2005 году не произошёл новый виток развития.
Hokkien pop
Более известен как «тайваньский поп» или «Аборигено-Тайваньский Поп». Из-за военного положения до 80-х годов, вся культура Тайваня не имела практически никакого развития. К примеру, в 60-х Тайваньская станция имела право вещать всего две песни в сутки. И так происходило вплоть до 1987 года, пока Республика Китая не сняла военного положения и не позволила реинтегрироваться народной культуре Тайваня. Из-за этого поп культура Тайваня имела огромный разрыв между прогрессирующем Материковым Китаем и могла предложить только музыку для старшего поколения, что совершенно не подходило новому.
Однако эта проблема была быстро решена и уже к середине 90-х Тайвань стал одним из крупнейших центров музыкальной индустрии Азии (после Японии), и только с 2002 года остаётся на четвёртом месте из-за пиратства и незаконного скачивания в интернете.
Jamyang Dolma
Родилась в крестьянской семье в Тибете. Из-за нищеты не смогла продолжить общее образование выше среднего, вполне вероятно так бы и продолжила работать официанткой, если бы по воле случая её талант не был замечен. Затем присоединилась к ансамблю песни и танца, затем лишь в 2003 году поступила в консерваторию. Исполняет песни в традиционном фольклорном стиле на тибетском и китайском языках.
Chen Weilun
Певец и композитор Чэн Вэйлун пишет музыку на стыке традиций и современных технологий. В 2017 году он издал альбом «Think Miss Sorrow» который интересен тем, что текстом песен стала традиционная китайская поэзия Династии Cун. Помимо сольной карьеры, Чэн занимается продюсированием инди групп и написанием саундтреков к фильмам.
Andrew Thomas Huang
Известен как режиссёр клипов Bjork, FKA twigs и Тома Йорка, однако в своём коротком метре также предстаёт в роли талантливого композитора. В настоящее время живёт в Америке.
Aristophanes
Aristophanes родилась в Тайбэе, столице Тайвани. Она росла в доме без телевидения и музыки, читала книги и изначально хотела стать писательницей.
Она объясняет: «Моя мать не любила музыку, поэтому я ничего не знала о тайваньских или китайский поп-исполнителях. Я росла без музыки, не слушала вообще ничего до первой песни в стиле рэп на мандаринском диалекте в возрасте двадцати лет».
В настоящее время известна как рэп-исполнительница, а также участием в создании песен Grimes.
Su Yunying
Су дебютировала со своей песней на шоу «Sing My Song» в 2015 году и заняла второе место. Как и у большинства исполнителей C-pop, в её песнях происходит смешение азиатской фольклорной музыки и pop, что и объясняет её успех в Китае.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!