Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Хотите увидеть здесь новость о вашем проекте? Пишите: leonovichjohn@mail.ru
Рэп и поэзия

Марина Кацуба, Арчет, Pyrokinesis и Максим Тесли размышляют о том, можно ли рассматривать рэп как форму лирической поэзии.

Ещё в 2007 году российские исследователи хип-хоп культуры Михаил Вершинин и Евгения Макарова определяют рэп как «ритмичный речитатив с чётко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ». Через три года под руководством Йельского университета публикуется книга «Антология рэпа». В работе Адам Бредли совместно с Эндрю Дюбуа привели аргументы в пользу того, что рэп можно отнести к литературному канону. Например, авторы треков используют рифму как в односложной, так и многосложной форме в конце и середине строки, в рэп-текстах используется образный язык, в частности сравнения и метафоры. Одним из ключевых доводов стало то, что рэп-исполнители ровно так же, как и поэты, вовлечены в процесс письма, который начинается с работы над текстом, а заканчивается самим исполнением. «Антология рэпа» вызвала много вопросов и критики со стороны интеллектуалов и не убедила научное сообщество в том, что рэп можно считать поэзией. Между тем споры до сих пор не утихают.

Портал «Субкультура» спросил у петербургских рэперов и поэтов, можно ли отнести рэп к литературному канону или нет.

Фото: vk.com/marinakacubapoetry

Марина Кацуба, поэтесса

«Можно ли считать рэп искусством? Осмелюсь предположить: смотря чей. Кендрику Ламару давеча вручили Пулитцеровскую премию за его рэп. И сей факт мы можем счесть прямым доказательством того, что рэп может быть искусством, признанным как широкой целевой аудиторией, так и интеллектуальной элитой.

Мне самой всегда будут интересны тексты поэтов, рэп-, рок-исполнителей и любых других, отличающиеся выверенностью, или, напротив, самобытностью формы в сочетании с глубиной и «настоящностью» содержания. От хороших фотографов, дизайнеров, художников, танцоров, режиссёров кино и театра, а также от артистов стендапа, клоунов и даже от поваров у меня, к слову, примерно такие же ожидания.

Есть такой рэп, который никак не хочется называть. Его хочется выключить и помолчать о нём до конца жизни. И в то же время случайно на улицах мегаполиса можно встретить уличного МС, чьи рифмы я готова с ходу назвать поэзией в самом высоком значении этого слова. И мне искренне хочется, чтобы мы все чаще встречались с последним, не только в рэпе, в любых делах. Искусство подразумевает под собой максимальную вовлечённость и высокое мастерство участников. И любоваться искусством, как любоваться звёздами или океаном, – великое счастье, открывающее двери в бесконечность человеческой души».

Фото: vk.com/andrusha_pyrokinesis

Pyrokinesis, рэпер

«В определенном смысле можно рассматривать рэп как форму лирической поэзии. Проблема состоит в том, что подавляющая часть рэпа не сознаёт себя продолжательницей классической поэзии, не имеет соответствующего культурного кода. Современные рэперы осознают себя как продолжатели старого рэпа. А у рэпа вместо Пушкина — Тупак. Наверное, правильнее будет спросить: «Какие рэп-исполнители сами относят свои тексты к поэзии?»

Фото: vk.com/id49131659

Максим Тесли, поэт, участник хип-хоп проекта «ОнЮн»

«Ни в коем случае. Рэп-текст не отделим от бита, флоу, харизмы исполнителя. Если стихи Леонида Губанова лучше воспринимаются в его прочтении, но и на бумаге они не теряют своей силы, то тексты, например, Гарри Топора представить на бумаге невозможно. Если речь больного шизофренией, когда смотришь видео на YouTube, может быть забавной, то в текстовом варианте она теряет всю прелесть. Так и с рэп-текстами».

Фото: vk.com/sir_archet

Арчет, поэт, журналист, писатель

«Рэперы — это рэперы. Тиктокеров можно считать кинематографистами XX века, учитывая, что параллельно существует привычный нам кинематограф? В бытовом смысле можно. Они могут произвести нечто сюжетное и необязательно играют главную роль в своих творениях. Тиктокер может снять обычную короткометражку, если очень захочет. Но зачем ему нужен ярлычок режиссёра? Как у тиктокеров есть свои фишки и ограничения, которые не особо присущи кинематографу, так и у рэперов всё в том же ключе.

Является ли современный русский рэп «новой поэзией, которая пришла на смену старой»? Нет. У поэзии пока дела идут неплохо. Мы не вымерли, а, наоборот, в последнее время всё больше востребованы.

В целом это был бы очередной разговор о том, что телевидение вытеснит театр. Помните, как в фильме «Москва слезам не верит»? Поэзия и рэп достигают разными средствами разных целей, хотя у них есть множество пересечений. Рэп-текст подразумевает, что его будут исполнять. Текст песни и сама песня могут оказать совершенно разное воздействие на слушателя. Возьмите текст Кипелова «Я свободен» и исполните его на мотив песенки маленьких утят. Вместо пафоса будет чистый стёб. Да, бывают тексты, которые гениально положены на музыку, а некоторые тексты песен или рэпа могут жить отдельно как стихи. Но это исключения, которые появляются за счёт того, что многие песенники привычно пишут, по сути, стихи, но с соблюдением некоторых фонетических правил, чтобы петь было удобнее. А некоторые поэты делают тексты «певучими», потому что им нравится гладкопись.
Если кто-то из рэперов сам скажет, что он поэт, смиритесь — почему бы и нет. Им решать».

Понравился материал?

Подпишись на наш Яндекс.Дзен

А также паблик Вконтакте!

 
16+