Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Рэп и поэзия

Марина Кацуба, Арчет, Pyrokinesis и Максим Тесли размышляют о том, можно ли рассматривать рэп как форму лирической поэзии.

Ещё в 2007 году российские исследователи хип-хоп культуры Михаил Вершинин и Евгения Макарова определяют рэп как «ритмичный речитатив с чётко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ». Через три года под руководством Йельского университета публикуется книга «Антология рэпа». В работе Адам Бредли совместно с Эндрю Дюбуа привели аргументы в пользу того, что рэп можно отнести к литературному канону. Например, авторы треков используют рифму как в односложной, так и многосложной форме в конце и середине строки, в рэп-текстах используется образный язык, в частности сравнения и метафоры. Одним из ключевых доводов стало то, что рэп-исполнители ровно так же, как и поэты, вовлечены в процесс письма, который начинается с работы над текстом, а заканчивается самим исполнением. «Антология рэпа» вызвала много вопросов и критики со стороны интеллектуалов и не убедила научное сообщество в том, что рэп можно считать поэзией. Между тем споры до сих пор не утихают.

Портал «Субкультура» спросил у петербургских рэперов и поэтов, можно ли отнести рэп к литературному канону или нет.

Фото: vk.com/marinakacubapoetry

Марина Кацуба, поэтесса

«Можно ли считать рэп искусством? Осмелюсь предположить: смотря чей. Кендрику Ламару давеча вручили Пулитцеровскую премию за его рэп. И сей факт мы можем счесть прямым доказательством того, что рэп может быть искусством, признанным как широкой целевой аудиторией, так и интеллектуальной элитой.

Мне самой всегда будут интересны тексты поэтов, рэп-, рок-исполнителей и любых других, отличающиеся выверенностью, или, напротив, самобытностью формы в сочетании с глубиной и «настоящностью» содержания. От хороших фотографов, дизайнеров, художников, танцоров, режиссёров кино и театра, а также от артистов стендапа, клоунов и даже от поваров у меня, к слову, примерно такие же ожидания.

Есть такой рэп, который никак не хочется называть. Его хочется выключить и помолчать о нём до конца жизни. И в то же время случайно на улицах мегаполиса можно встретить уличного МС, чьи рифмы я готова с ходу назвать поэзией в самом высоком значении этого слова. И мне искренне хочется, чтобы мы все чаще встречались с последним, не только в рэпе, в любых делах. Искусство подразумевает под собой максимальную вовлечённость и высокое мастерство участников. И любоваться искусством, как любоваться звёздами или океаном, – великое счастье, открывающее двери в бесконечность человеческой души».

Фото: vk.com/andrusha_pyrokinesis

Pyrokinesis, рэпер

«В определенном смысле можно рассматривать рэп как форму лирической поэзии. Проблема состоит в том, что подавляющая часть рэпа не сознаёт себя продолжательницей классической поэзии, не имеет соответствующего культурного кода. Современные рэперы осознают себя как продолжатели старого рэпа. А у рэпа вместо Пушкина — Тупак. Наверное, правильнее будет спросить: «Какие рэп-исполнители сами относят свои тексты к поэзии?»

Фото: vk.com/id49131659

Максим Тесли, поэт, участник хип-хоп проекта «ОнЮн»

«Ни в коем случае. Рэп-текст не отделим от бита, флоу, харизмы исполнителя. Если стихи Леонида Губанова лучше воспринимаются в его прочтении, но и на бумаге они не теряют своей силы, то тексты, например, Гарри Топора представить на бумаге невозможно. Если речь больного шизофренией, когда смотришь видео на YouTube, может быть забавной, то в текстовом варианте она теряет всю прелесть. Так и с рэп-текстами».

Фото: vk.com/sir_archet

Арчет, поэт, журналист, писатель

«Рэперы — это рэперы. Тиктокеров можно считать кинематографистами XX века, учитывая, что параллельно существует привычный нам кинематограф? В бытовом смысле можно. Они могут произвести нечто сюжетное и необязательно играют главную роль в своих творениях. Тиктокер может снять обычную короткометражку, если очень захочет. Но зачем ему нужен ярлычок режиссёра? Как у тиктокеров есть свои фишки и ограничения, которые не особо присущи кинематографу, так и у рэперов всё в том же ключе.

Является ли современный русский рэп «новой поэзией, которая пришла на смену старой»? Нет. У поэзии пока дела идут неплохо. Мы не вымерли, а, наоборот, в последнее время всё больше востребованы.

В целом это был бы очередной разговор о том, что телевидение вытеснит театр. Помните, как в фильме «Москва слезам не верит»? Поэзия и рэп достигают разными средствами разных целей, хотя у них есть множество пересечений. Рэп-текст подразумевает, что его будут исполнять. Текст песни и сама песня могут оказать совершенно разное воздействие на слушателя. Возьмите текст Кипелова «Я свободен» и исполните его на мотив песенки маленьких утят. Вместо пафоса будет чистый стёб. Да, бывают тексты, которые гениально положены на музыку, а некоторые тексты песен или рэпа могут жить отдельно как стихи. Но это исключения, которые появляются за счёт того, что многие песенники привычно пишут, по сути, стихи, но с соблюдением некоторых фонетических правил, чтобы петь было удобнее. А некоторые поэты делают тексты «певучими», потому что им нравится гладкопись.
Если кто-то из рэперов сам скажет, что он поэт, смиритесь — почему бы и нет. Им решать».

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика