Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Советские рок-клубы

Рок-клубы, появившиеся в 80-х в СССР, значительно отличались от того, что существовало в ту пору на Западе. Скорее, это была смесь ДК с Союзом композиторов со своей системой членства. Несмотря на свою «элитарность», эти организации стали той самой кузницей музыкантов, которых ставили в противовес эстрадной музыке, существовавшей на тот момент.

Практически в каждом крупном городе существовала подобная организация и, как правило, все они отличались как по стилю, так и по организационным особенностям. Предлагаем на примере трёх рок-клубов рассмотреть различия и найти пересечения в деятельности.

Ленинградский рок-клуб

ЛенРокКлуб был образован в начале марта в 1981 году. Здание на улице Рубинштейна, дом 13 стало неофициальным символом Северной столицы — таким же, как Думская улица или популярное среди молодежи пространство по адресу Лиговский проспект, 74.

rubinshtejna-13

Во главе клуба стоял избранный музыкантами совет. В клубе также был свой устав и статус. Возглавлял рок-клуб президент: с 1981 по 1982 — Геннадий Зайцев, с 1982 — Николай Михайлов.

Ленинградский рок-клуб стал самой первой организацией подобного типа и являлся примером для подражания в других городах СССР, где также создавались подобные культурные объединения. Эпоха существования рок-клуба оставила довольно яркий след в истории отечественной музыки в целом. Многие группы, присоединившиеся к ЛРК, имеют культовый статус и по сей день.

Не секрет, что деятельность Ленинградского рок-клуба не могла оставаться без внимания КГБ. Тогда вообще было принято контролировать мнение граждан, имеющих отношение к культуре и чье творчество привлекало внимание молодёжи. Потенциально опасные с точки зрения органов музыканты, которые могли высказываться против власти или просто эпатировать публику (главным образом, панк-рокеры), к участию в рок-клубе не допускались. Тем не менее рок-клуб был единственным местом в городе, где можно было легально играть рок.

В 2000-х годах были попытки возродить Ленинградский рок-клуб, однако все предпринимаемые инициативы не нашли должной поддержки, ограничившись лишь проведением нескольких фестивалей и собраний музыкантов.

Отдельного упоминания заслуживают попытки «клонировать» объединение музыкантов Северной столицы. Ленинградский рок-клуб Тима Тайлера и ООО «Ленинградский рок-клуб продакшн» являются лишь бледными копиями того движения, которое, пусть и не без надзора со стороны властей, сгенерировало невообразимое количество великих произведений.

Фестивали были неотъемлемой частью Ленинградского клуба. На них музыканты могли получить награды и дипломы за различные заслуги. К примеру, Диплом можно было получить за оригинальное решение концертной программы или высокий профессионализм. Персонально могли отметить лучших вокалистов, гитаристов, барабанщиков и прочих музыкантов. Неоднократными лауреатами фестивалей были группы «Кино», «Аквариум», «Алиса», «Зоопарк», «Джунгли», «АукцЫон».

Можно насчитать порядка 150 групп, которые были резидентами ЛРК в разное время, а количество выданных удостоверений перевалило за 700 штук.

Ростовский рок-клуб

Первые истоки рок-музыки в Ростове-на-Дону появились в 1960-х годах. Усилием музыкантов тех лет был проведен фестиваль «Вудсток-на-Дону», в котором участвовали четыре местные группы, название которых вам вряд ли о чем то могут говорить.

Официальное открытие полноценной «корпорации» под эгидой Ростовского рок-клуба состоялось в 1986 году после заседания активистов местного рок-движения и чиновников городской администрации. Первым председателем новообразовавшегося объединения стал Валерий Посиделов — лидер группы «День и Вечер».

На базе местного ДК была организована концертная площадка «Студия Р», на которой проводились как фестивали, так и сольные выступления местных и приглашенных гастролеров. До открытия собственной площадки самые значимые события Ростовского рок-клуба проводились в ДК Строителей и Дворце Спорта.

Наиболее интересными представителями РРК стали такие группы, как «Зазеркалье», «Матросская тишина», «Пекин Роу-Роу», «Театр Менестрелей» и «Элен» (с 1991 года «Спутник Восток»). Некоторые из них существуют и сейчас.


Свердловский рок-клуб

СРК был образован в 1986 году и прекратил свою деятельность в 1991-м. Официальными задачами клуба были музыкальное и идейное сплочение рок-музыкантов, помощь начинающим и сложившимся группам через «литовку» (разрешения на публикации записей и выступления) и концерты. Бессменным президентом Свердловского рок-клуба был Николай Грахов.

Свердловский рок-клуб

Помимо Грахова, свой неоценимый вклад в развитие Свердловской рок-музыки внесли композиторы Илья Кормильцев и Александр Пантыкин. Их негласно называли тремя китами СРК, благодаря которым музыканты получили свой неповторимый и в какой-то степени аутентичный язык общения со слушателем.

За годы своего существования в СРК вступило 30 групп, среди которых можно отметить «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Настя», «Агата Кристи», «Смысловые Галлюцинации» и др. Клуб помогал музыкантам в записи музыки и проведении ежегодных фестивалей.

Московская рок-лаборатория

Чтобы контролировать концертную деятельность московских музыкантов, в 1986 году создали местную рок-лабораторию, которая завершила свою деятельность через шесть лет. Распоряжение о создании столичной организации по контролю над столичными деятелями рок-музыки подписал первый секретарь МГК КПСС Виктор Гришин. Московская рок-лаборатория объединила почти все существовавшие на то время московские и подмосковные музыкальные коллективы, не имевшие профессионального статуса и контрактов с филармониями и иными государственными организациями.

Московская рок-лаборатория

Традиционным ежегодным мероприятием МРЛ стало проведение «Фестиваля надежд», на котором музыканты могли выиграть возможность записи альбома на студии фирмы «Мелодия», продемонстрировать своё творчество в ряде европейских стран и много других бонусов от организаторов и партнёров фестиваля. Третий «Фестиваль надежд» проводился совместно с Ленинградским рок-клубом.

Учитывая географическую особенность членов Московской рок-лаборатории, нельзя не отметить, что практически все резиденты объединения отличались качеством звучания от своих коллег из других городов. Московская рок-лаборатория могла предложить слушателю группы на любой вкус и цвет, начиная от типичного для СССР экспериментального арт-рока и пост-панка, заканчивая хэви-металом и хард-роком.

Сибирский панк

Сибирский панк (или как его ещё любили сокращать — сибпанк) не был какой-то структурированной организацией. Этот термин скорее применим к музыкально-поэтическому движению 80-х годов, объединившему под своим знаменем Омск, Тюмень, Новосибирск и другие города Сибири. Неофициальным основателем являлся Егор Летов, лидер группы «Гражданская Оборона».

Егор Летов

Сибирский панк представлял собой круг андеграундных музыкантов, которых связывали не только географическая близость и личные контакты, но и общность идей, отличающихся от эстетики рок-музыки, формировавшейся в Москве, Ленинграде и Свердловске.

Многие представители сибпанка пренебрежительно относились к внешней атрибутике панк-рока, создав при этом свой неповторимый образ. Сибирский панк чаще ассоциировался с поэзией, чем с музыкой.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика