В 2015 году рэп-исполнитель Оксимирон* выпустил альбом «Горгород», до сих пор находящийся в рейтинге 20 лучших рэп альбомов 2010-х годов по версии журнала The Flow, с чем согласны далеко не все. Но если покопаться, то в нём действительно можно найти много чего интересного. Релиз Мирона отмечают не только как первый концептуальный альбом русского рэпа, но и как одно из лучших произведений с полноценным сюжетом в музыкальной индустрии тех лет. В его завязке лежит история популярного писателя Марка, у которого были и уважение, и слава, и деньги, но, поддавшись влиянию политическо-оппозиционной игры, где его использовали как возможное орудие против тоталитарной системы, он был убит. Довольно типичный весьма антиутопический сюжет со своим героем-Уинстоном и злодеем чем-то схожим с «Большим братом» из оруэловского романа, но людям и такое понравилось, потому что в новинку, потому что не слышали подобного ранее.
*признан иноагентом на территории РФ
Обложка альбома «Горгород». За основу взята картина «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего
Но времена меняются и концептуальность уже не считается чем-то уникальным. В 2023 году альбому Оксимирона* исполнилось 8 лет, и многие фанаты ожидали продолжения, ожидали глоток свежего воздуха, но ожидания не оправдались. Тогда же входит в «игру» постмодернист всея русского рэпа Слава КПСС, с которым у Оксимирона* уже давно непростые взаимоотношения. Итак, Слава открыл фонд пожертвований, насобирал достаточно денег и объявил о том, что «Горгороду 2» быть. Под авторством Славы вышел альбом, который оказался весьма тепло принят, и по всем ожиданиям — сатирическим, гротескным, ироническим. Сейчас альбому «Горгород 2» — год. И в честь недавнего дня рождения пластинки мы попытаемся заново посмотреть на подход Славы КПСС и сказать, чем же альбом выделился на фоне оригинального, почему до сих пор остаётся в чарте прослушиваемых и как на восприятие слушателя повлияла сатира.
В июле 2023 Горгороду 2 даже удалось обогнать оригинальный альбом в чартах Apple Music
Итак, альбом по большей части сатирический и продолжает сюжет первой части, но в совсем неожиданной манере. Марк, вопреки событиям первой части, не умер, а лишь впал в кому. Начинается альбом как раз с момента, когда герой выходит из комы и понимает, что мир вокруг изменился: бывший мэр города стал оппозиционером, а главный оппозиционер Гуру — мэром. Если по началу альбома ещё можно сказать, что это лишь продолжение аллюзии на современный пугающий мир, то в ходе дальнейшего прослушивания всё чаще задумываешься: «Да что тут вообще происходит?».
Например, если мы составим последовательную череду событий альбома, то сможем лучше убедиться в том, что сделана сюжетная ветка лишь для увеселения аудитории с помощью смены парадигмальности образов: литагент Марка — стала трансгендером, бывший деспотичный мэр теперь презирает новую власть, Марк убивает эту новую власть в лице Гуру и сам становится мэром; а в конце и вовсе оказывается, что всё это — бредни главного героя. Так Слава гиперболизирует события оригинального альбома, показывает нелепость всего предыдущего сюжета, создавая свой ещё более нелепый и комичный, что для слушателя становится одной из причин альбом дослушать, а потом и переслушать старый, увидев все неточности, ошибки, слабые моменты оригинала.
А что можно сказать про «почтение оригиналу»? Незадолго до создания «Горгорода 2» Слава слушал альбом Оксимирона* и выписывал оттуда почти каждую строчку. В черновик вошли яркие образы, неуместные выражения, музыкальные сэмплы — на них он и построил качественную имитацию. Такой подход способствовал созданию сатирического зеркала альбома: почти всё, что было выписано из старого, использовалось в новом. Тот же самый неймдроппинг, то есть постоянное использование имён, образов, метафор почти в каждой строчке оригинального альбома перекочевало и во вторую часть. Притом если у Оксимирона* с его текстуальными решениями, такими как «Жива-Живанши, Джими-Джими Чу», это иногда было уместно, то Слава решил копировать и преумножить эту «гениальную фишку»:
Развалины за окнами, как Триполи
Безумно, как Талиб Квели, росли полипами
Новые Гитлеры, элита ли или же little Italy?
Смешались люди, кони — что за власть Калигулы?
Рядовой слушатель, не знакомый с оригиналом, скорее не поймёт, к чему все эти карикатуры, отсылки, что в сущности повышает порог вхождения в полное осмысление «Горгорода 2». Человека, не знающего контекст жизни Мирона*, оригинального альбома, других альбомов, может зацепить разве что интересное звучание и такая же концептуальность. Но если в случае оксимироновского произведения слушатель мог осмыслить какие-то вещи, «покопать поглубже», обладая историческими и культурными знаниями, как это делала, например, публицист и кандидат филологических наук Елена Васильевна Летохо, написавшая статью об особенностях библейских интерпретаций в «Горгороде», то в продолжении Славы, помимо осмысления интертекстуальных приёмов и отсылок вообще ко всему, необходимости также понимать отсылки к вышеупомянутому альбому, слушателю Славы приходится пробираться через 10-этажный слой сатиры и юмора, что, соответственно, затрудняет восприятие альбома как оригинального продукта.
То, что Слава не старался сделать оригинальный продукт, показывает и композиционная составляющая продолжения. Если в «Горгороде» был сюжет из последовательно идущих 10 песен, а последняя идёт как бы обособленно от сюжета, то в «Горгороде 2» неожиданно… тоже самое. Можно наблюдать также идентичность перехода от основного сюжета к последней песне: в предпоследнем треке Оксимирона* «Башня из слоновой кости» Кира (литагент) оставляет сообщение Марку, в котором говорит, что пока почитает новую рукопись писателя «Где нас нет» — название следующей песни; а в треке Славы «На развалинах» Кир говорит, что всё, что придумал Марк — бред, и добавляет: «Ой, да в ***** вообще, а!», что и является началом заключительного трека альбома «Ой да». Такой подход позволяет установить контакт со старым слушателем с помощью отсылок на «Горгород», отделяет осмысленный, хотя и не совсем самостоятельный, проект от копипаста уже имеющегося творчества.
Помимо Вавилонской башни, на обложке есть отрывки из двух других картин: напуганные люди с «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова и грех сладострастия из «Сада земных наслаждений» Иеронима Босха
В целом, рассматривать разумно постмодернистский подход к музыке Славы можно, но не нужно. «Горгород 2» — пример того, как может вырасти образ на уже имеющемся образе, при этом не получая клеймо чистого копипаста. Сатира является преимуществом сюжета второй части, определяя «Горгород 2» как: «рофлан-музло», «стёбный и смешной альбом», повод повспоминать, что было, посмеяться над старым, увидеть новое. Но это не делает его хуже. Альбом получился таким, каким его и ждали от Славы — несерьёзным. Ведь кто действительно стал бы слушать «фанфик» с заявками на каноничность от человека, который прямого отношения к оригиналу не имеет? Да, наверное никто. И как раз юмористический подход автора к альбому обуславливает успех этого произведения, а также успех сатиры как художественного приёма, лежащего у истоков создания постмодернистского лирического произведения.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.