Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
«Горгород 2», или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»

В 2015 году рэп-исполнитель Оксимирон* выпустил альбом «Горгород», до сих пор находящийся в рейтинге 20 лучших рэп альбомов 2010-х годов по версии журнала The Flow, с чем согласны далеко не все. Но если покопаться, то в нём действительно можно найти много чего интересного. Релиз Мирона отмечают не только как первый концептуальный альбом русского рэпа, но и как одно из лучших произведений с полноценным сюжетом в музыкальной индустрии тех лет. В его завязке лежит история популярного писателя Марка, у которого были и уважение, и слава, и деньги, но, поддавшись влиянию политическо-оппозиционной игры, где его использовали как возможное орудие против тоталитарной системы, он был убит. Довольно типичный весьма антиутопический сюжет со своим героем-Уинстоном и злодеем чем-то схожим с «Большим братом» из оруэловского романа, но людям и такое понравилось, потому что в новинку, потому что не слышали подобного ранее.

*признан иноагентом на территории РФ

cover_of_gorgorod

Обложка альбома «Горгород». За основу взята картина «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего

Но времена меняются и концептуальность уже не считается чем-то уникальным. В 2023 году альбому Оксимирона* исполнилось 8 лет, и многие фанаты ожидали продолжения, ожидали глоток свежего воздуха, но ожидания не оправдались. Тогда же входит в «игру» постмодернист всея русского рэпа Слава КПСС, с которым у Оксимирона* уже давно непростые взаимоотношения. Итак, Слава открыл фонд пожертвований, насобирал достаточно денег и объявил о том, что «Горгороду 2» быть. Под авторством Славы вышел альбом, который оказался весьма тепло принят, и по всем ожиданиям — сатирическим, гротескным, ироническим. Сейчас альбому «Горгород 2» — год. И в честь недавнего дня рождения пластинки мы попытаемся заново посмотреть на подход Славы КПСС и сказать, чем же альбом выделился на фоне оригинального, почему до сих пор остаётся в чарте прослушиваемых и как на восприятие слушателя повлияла сатира.

slava-kpss

В июле 2023 Горгороду 2 даже удалось обогнать оригинальный альбом в чартах Apple Music

Итак, альбом по большей части сатирический и продолжает сюжет первой части, но в совсем неожиданной манере. Марк, вопреки событиям первой части, не умер, а лишь впал в кому. Начинается альбом как раз с момента, когда герой выходит из комы и понимает, что мир вокруг изменился: бывший мэр города стал оппозиционером, а главный оппозиционер Гуру — мэром. Если по началу альбома ещё можно сказать, что это лишь продолжение аллюзии на современный пугающий мир, то в ходе дальнейшего прослушивания всё чаще задумываешься: «Да что тут вообще происходит?».
Например, если мы составим последовательную череду событий альбома, то сможем лучше убедиться в том, что сделана сюжетная ветка лишь для увеселения аудитории с помощью смены парадигмальности образов: литагент Марка — стала трансгендером, бывший деспотичный мэр теперь презирает новую власть, Марк убивает эту новую власть в лице Гуру и сам становится мэром; а в конце и вовсе оказывается, что всё это — бредни главного героя. Так Слава гиперболизирует события оригинального альбома, показывает нелепость всего предыдущего сюжета, создавая свой ещё более нелепый и комичный, что для слушателя становится одной из причин альбом дослушать, а потом и переслушать старый, увидев все неточности, ошибки, слабые моменты оригинала.

А что можно сказать про «почтение оригиналу»? Незадолго до создания «Горгорода 2» Слава слушал альбом Оксимирона* и выписывал оттуда почти каждую строчку. В черновик вошли яркие образы, неуместные выражения, музыкальные сэмплы — на них он и построил качественную имитацию. Такой подход способствовал созданию сатирического зеркала альбома: почти всё, что было выписано из старого, использовалось в новом. Тот же самый неймдроппинг, то есть постоянное использование имён, образов, метафор почти в каждой строчке оригинального альбома перекочевало и во вторую часть. Притом если у Оксимирона* с его текстуальными решениями, такими как «Жива-Живанши, Джими-Джими Чу», это иногда было уместно, то Слава решил копировать и преумножить эту «гениальную фишку»:

Развалины за окнами, как Триполи

Безумно, как Талиб Квели, росли полипами

Новые Гитлеры, элита ли или же little Italy?

Смешались люди, кони — что за власть Калигулы?

Рядовой слушатель, не знакомый с оригиналом, скорее не поймёт, к чему все эти карикатуры, отсылки, что в сущности повышает порог вхождения в полное осмысление «Горгорода 2». Человека, не знающего контекст жизни Мирона*, оригинального альбома, других альбомов, может зацепить разве что интересное звучание и такая же концептуальность. Но если в случае оксимироновского произведения слушатель мог осмыслить какие-то вещи, «покопать поглубже», обладая историческими и культурными знаниями, как это делала, например, публицист и кандидат филологических наук Елена Васильевна Летохо, написавшая статью об особенностях библейских интерпретаций в «Горгороде», то в продолжении Славы, помимо осмысления интертекстуальных приёмов и отсылок вообще ко всему, необходимости также понимать отсылки к вышеупомянутому альбому, слушателю Славы приходится пробираться через 10-этажный слой сатиры и юмора, что, соответственно, затрудняет восприятие альбома как оригинального продукта.

То, что Слава не старался сделать оригинальный продукт, показывает и композиционная составляющая продолжения. Если в «Горгороде» был сюжет из последовательно идущих 10 песен, а последняя идёт как бы обособленно от сюжета, то в «Горгороде 2» неожиданно… тоже самое. Можно наблюдать также идентичность перехода от основного сюжета к последней песне: в предпоследнем треке Оксимирона* «Башня из слоновой кости» Кира (литагент) оставляет сообщение Марку, в котором говорит, что пока почитает новую рукопись писателя «Где нас нет» — название следующей песни; а в треке Славы «На развалинах» Кир говорит, что всё, что придумал Марк — бред, и добавляет: «Ой, да в ***** вообще, а!», что и является началом заключительного трека альбома «Ой да». Такой подход позволяет установить контакт со старым слушателем с помощью отсылок на «Горгород», отделяет осмысленный, хотя и не совсем самостоятельный, проект от копипаста уже имеющегося творчества.

gorgorod-2

Помимо Вавилонской башни, на обложке есть отрывки из двух других картин: напуганные люди с «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова и грех сладострастия из «Сада земных наслаждений» Иеронима Босха

В целом, рассматривать разумно постмодернистский подход к музыке Славы можно, но не нужно. «Горгород 2» — пример того, как может вырасти образ на уже имеющемся образе, при этом не получая клеймо чистого копипаста. Сатира является преимуществом сюжета второй части, определяя «Горгород 2» как: «рофлан-музло», «стёбный и смешной альбом», повод повспоминать, что было, посмеяться над старым, увидеть новое. Но это не делает его хуже. Альбом получился таким, каким его и ждали от Славы — несерьёзным. Ведь кто действительно стал бы слушать «фанфик» с заявками на каноничность от человека, который прямого отношения к оригиналу не имеет? Да, наверное никто. И как раз юмористический подход автора к альбому обуславливает успех этого произведения, а также успех сатиры как художественного приёма, лежащего у истоков создания постмодернистского лирического произведения.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика