Да, заголовок провокативный. А дальше еще хлеще. Уберите от экранов поклонников сами-знаете-кого, людей с неустойчивой психикой и детей. Ваша редакция.
Когда-то считавшийся маргинальным, русский рэп постепенно набрал значительное число фанатов, затем стремительно прорвался в мейнстрим, подменил собой попсу в качестве самой цитируемой музыки и в итоге стал от нее почти неотличим. А затем, став самым популярным жанром, выдал ожидаемый результат: в рэпе появляется сеточка почти невидимых трещин, которые называют кризисом индустрии.
Ноябрьский переворот
2015 год – заметный год в российской музыкальной индустрии. Назовем его годом «Ноябрьского переворота». Oxxxymiron выпускает «Горгород», Скриптонит – «Дом с нормальными явлениями» ATL – «Марабу». Это цельные и знаковые произведения, авторы которых, деталь за деталью, кропотливо выстраивали свои миры – как текстовые, так и музыкальные. Что важно: в центре этих работ всегда стоял герой, это была крайне личностно-центричная музыка. Музыка, которая заставляла слушателя – как в какое-то время заставляла литература – радоваться, злиться и вдохновляться одновременно. То есть – сопереживать. К ним же в 2017-2018 году подключились Хаски, Loqiemean, а Noize MC снова взлетел с «Орфеем & Эвридикой».
Эти пять лет, позволим себе добить и без нас избитое выражение, «перевернули игру»: скандальные батлы, резонансный арест рэпера Хаски, отмены концертов артистов, встреча с представителями хип-хопа в Госдуме, избиение рэпера Птахи. Даже президент России Владимир Путин обратил внимание на это музыкальное направление.
Читайте также
А к 2019 всё это закончилась. Эпоха больших звезд иссякла где-то в конце 2018, на альбомах Big Baby Tape и GONE.Fludd, а многострадальная игра потом снова перевернулась. Рэп перестал быть жанром, то есть чем-то, что обладает определенными признаками, которых придерживаются его последователи – теперь это некое облако идей и мыслей. Поэтому теперь там можно делать всё.
Год больших денег и малых идей
В 2019-м новой большой звезды не появилось, именно поэтому его иногда называют самым скучным годом в истории рэпа. Есть мнение, что альбомы ключевых фигур жанра (для удобства, мы продолжим использовать это слово) обычно говорят о состоянии жанра в том числе – что там происходит, и куда он повернёт.
А вот в индустриальном и маркетинговом смысле рэп переживает лучшие времена. В интервью артисты говорят о том, что деньги, площадки — все это окончательно оформилось в большие доходы именно сейчас. Артист с 50 тысячами подписчиков ездит в туры по 10+ городов и имеет по миллиону с лишним прослушиваний в «ВКонтакте» на свежем альбоме.
Что мы сейчас видим? Большие фигуры уходят в тень. Оксимирон увлёкся активизмом и участием в интернет-баттлах, Скриптонит сначала заиграл совсем другую музыку и лишь иногда поддерживал рэп-тонус в треках «3х3», позже выпустил альбом «2004» и снова ушёл в тень, ЛСП выпускают треки, будто бы хаотично записывая со всеми подряд и исполняя всё подряд. Фараон выпускает провальный альбом «Правило». И еще пара-тройка незнаковых релизов от знаковых артистов – вот и вся великая культура.
Эпоха быстрого контента
В 2020-м в жанре есть много популярных рэперов и новичков, которые прямо сейчас меняют правила игры. К примеру, Моргенштерн. Бывший блоггер, написавший свой альбом «ЛЕГЕНДАРНАЯ ПЫЛЬ» за неделю и наполнивший его мощными битами и простым, понятным аудитории текстом – добро пожаловать в «Форбс».
Эпоха быстрого контента началась отнюдь не вчера – само понятие «фаст фуд мьюзик» существовало и гораздо раньше. Но в последние несколько лет ее подстегнул стриминг, давший артистам быстрые деньги и приучивший их к безостановочной выгрузке контента: чтобы о тебе не забыли, надо постоянно что-то выпускать — не важно, что, главное держать темп.
Перфоманс Моргенштерна, записавшего за семь дней 20-минутный альбом на много миллионов прослушиваний — очень показательный момент времени. Здесь музыка быстро записывается и так же быстро потребляется. Здесь же отлично себя чувствуют графоманы и крепкие середняки, которых в рэпе всегда хватало. Постепенно текст в рэпе, который когда-то и был его центральной, главной составляющей, уходит на второй план, а конкурировать с текстом начинают биты – нужно, чтобы качало.
Стоит ли говорить, дотошного исследователя, задумавшего найти в нынешних модных треках интерстекстуальность, отсылки и омажи к наследию культуры прошлых веков, что было нормой для недавнего времени, ждет провал.
Застой в репе — повод обратить внимание на другие жанры, как это сделал Хаски и выпустил несколько панковых треков. Победа рэпа как главной молодежной музыки в 2010-е оттенила успехи инди-сцены, случившиеся в середине 2010-х и уж тем более затмила электронную музыку, так и не вышедшую из своего гетто. Сейчас мы видим, что инди-сцена выходит постепенно на передний план и всё больше появляется исполнителей именно в этом жанре. Посмотрим, что станет с ней через несколько лет.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!