Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Нет героев: в русском рэпе кризис

Да, заголовок провокативный. А дальше еще хлеще. Уберите от экранов поклонников сами-знаете-кого, людей с неустойчивой психикой и детей. Ваша редакция.

Когда-то считавшийся маргинальным, русский рэп постепенно набрал значительное число фанатов, затем стремительно прорвался в мейнстрим, подменил собой попсу в качестве самой цитируемой музыки и в итоге стал от нее почти неотличим. А затем, став самым популярным жанром, выдал ожидаемый результат: в рэпе появляется сеточка почти невидимых трещин, которые называют кризисом индустрии.

Ноябрьский переворот

2015 год – заметный год в российской музыкальной индустрии. Назовем его годом «Ноябрьского переворота». Oxxxymiron выпускает «Горгород», Скриптонит – «Дом с нормальными явлениями» ATL – «Марабу». Это цельные и знаковые произведения, авторы которых, деталь за деталью, кропотливо выстраивали свои миры – как текстовые, так и музыкальные. Что важно: в центре этих работ всегда стоял герой, это была крайне личностно-центричная музыка. Музыка, которая заставляла слушателя – как в какое-то время заставляла литература – радоваться, злиться и вдохновляться одновременно. То есть – сопереживать. К ним же в 2017-2018 году подключились Хаски, Loqiemean, а Noize MC снова взлетел с «Орфеем & Эвридикой».

Эти пять лет, позволим себе добить и без нас избитое выражение, «перевернули игру»: скандальные батлы, резонансный арест рэпера Хаски, отмены концертов артистов, встреча с представителями хип-хопа в Госдуме, избиение рэпера Птахи. Даже президент России Владимир Путин обратил внимание на это музыкальное направление.

А к 2019 всё это закончилась. Эпоха больших звезд иссякла где-то в конце 2018, на альбомах Big Baby Tape и GONE.Fludd, а многострадальная игра потом снова перевернулась. Рэп перестал быть жанром, то есть чем-то, что обладает определенными признаками, которых придерживаются его последователи – теперь это некое облако идей и мыслей. Поэтому теперь там можно делать всё.

Год больших денег и малых идей

В 2019-м новой большой звезды не появилось, именно поэтому его иногда называют самым скучным годом в истории рэпа. Есть мнение, что альбомы ключевых фигур жанра (для удобства, мы продолжим использовать это слово) обычно говорят о состоянии жанра в том числе – что там происходит, и куда он повернёт.

А вот в индустриальном и маркетинговом смысле рэп переживает лучшие времена. В интервью артисты говорят о том, что деньги, площадки — все это окончательно оформилось в большие доходы именно сейчас. Артист с 50 тысячами подписчиков ездит в туры по 10+ городов и имеет по миллиону с лишним прослушиваний в «ВКонтакте» на свежем альбоме.

Что мы сейчас видим? Большие фигуры уходят в тень. Оксимирон увлёкся активизмом и участием в интернет-баттлах, Скриптонит сначала заиграл совсем другую музыку и лишь иногда поддерживал рэп-тонус в треках «3х3», позже выпустил альбом «2004» и снова ушёл в тень, ЛСП выпускают треки, будто бы хаотично записывая со всеми подряд и исполняя всё подряд. Фараон выпускает провальный альбом «Правило». И еще пара-тройка незнаковых релизов от знаковых артистов – вот и вся великая культура.



Эпоха быстрого контента

В 2020-м в жанре есть много популярных рэперов и новичков, которые прямо сейчас меняют правила игры. К примеру, Моргенштерн. Бывший блоггер, написавший свой альбом «ЛЕГЕНДАРНАЯ ПЫЛЬ» за неделю и наполнивший его мощными битами и простым, понятным аудитории текстом – добро пожаловать в «Форбс».

Эпоха быстрого контента началась отнюдь не вчера – само понятие «фаст фуд мьюзик» существовало и гораздо раньше. Но в последние несколько лет ее подстегнул стриминг, давший артистам быстрые деньги и приучивший их к безостановочной выгрузке контента: чтобы о тебе не забыли, надо постоянно что-то выпускать — не важно, что, главное держать темп.

Перфоманс Моргенштерна, записавшего за семь дней 20-минутный альбом на много миллионов прослушиваний — очень показательный момент времени. Здесь музыка быстро записывается и так же быстро потребляется. Здесь же отлично себя чувствуют графоманы и крепкие середняки, которых в рэпе всегда хватало. Постепенно текст в рэпе, который когда-то и был его центральной, главной составляющей, уходит на второй план, а конкурировать с текстом начинают биты – нужно, чтобы качало.

Стоит ли говорить, дотошного исследователя, задумавшего найти в нынешних модных треках интерстекстуальность, отсылки и омажи к наследию культуры прошлых веков, что было нормой для недавнего времени, ждет провал.

Застой в репе — повод обратить внимание на другие жанры, как это сделал Хаски и выпустил несколько панковых треков. Победа рэпа как главной молодежной музыки в 2010-е оттенила успехи инди-сцены, случившиеся в середине 2010-х и уж тем более затмила электронную музыку, так и не вышедшую из своего гетто. Сейчас мы видим, что инди-сцена выходит постепенно на передний план и всё больше появляется исполнителей именно в этом жанре. Посмотрим, что станет с ней через несколько лет.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика