Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

16+
Porto Moris открывают десятый концертный сезон в Санкт-Петербурге

Имя «Porto Moris» мог бы носить какой-нибудь райский уголок в Португалии, но Google Карты при поиске этого названия отправят вас в Москву. Туда, где девять лет назад вокалистом и автором песен Антоном Поповым была основана новая рок-группа. Точнее, поп-рок-группа с элементами классического рок-н-ролла и блюза с уклоном в поэтичность и осмысленность текстов, как уточнили бы сами музыканты. Свой десятый концертный сезон коллектив открывает 7 февраля в Санкт-Петербурге в клубе MOD в качестве специального гостя на юбилее группы Casual.

2019 год как нельзя лучше подходит Porto Moris для участия в #10yearschallenge, ведь именно в декабре 2009 года и началась история этой разноплановой группы. История неспешная, но оттого более продуманная. Сначала тщательный подбор подходящих по духу музыкантов (к слову, фронтмен Антон Попов – единственный представитель первоначального состава коллектива), затем качественное совершенствование профессиональных навыков и шлифовка песен на многочисленных концертах, мероприятиях и фестивалях и только в 2017 году – запись полноформатного студийного альбома, получившего название «Искусственный свет», в который вошли лучшие песни группы.

Что же такое Porto Moris в отрыве от всяких терминов и цитат? Сначала все внимание захватывают яркие танцевальные мелодии с налетом приятного ретро. И ты уже не сидишь в наушниках в своей скучной casual одежде, а пляшешь в желтом платье с пышной юбкой в окружении других стиляг с невероятными прическами в зеленых, фиолетовых и голубых костюмах. Пляшешь в воображении, конечно, а приподнятое настроение выдает только постукивающая нога. Но плясками дело не ограничивается, потому что даже при первом прослушивании альбома замечаешь, что текст здесь не для фона. Песни Porto Moris – это ироничные сюжетные истории, за развитием которых действительно интересно следить. Куда пропала любимая на 13 дней? Жена ли мне девушка, с которой я проснулся с утра? Что сделает герой с брызгающимся толстым ребенком? И как жить без паспорта? Оживляющая музыка, любопытные рифмы, небанальные истории и незаезженные смыслы – вот что такое Porto Moris. И, может, на их выступлениях и светит искусственный свет, но радует и греет он не хуже настоящего португальского солнца.

Porto Moris открывают десятый концертный сезон в Санкт-Петербурге

В преддверии концерта в Санкт-Петербурге мы пообщались с основателем Porto Moris Антоном Поповым о том, как рождаются те самые «осмысленные тексты», чему команда научилась за годы выступлений и на чьей инаугурации сыграет через десять лет.

– Практически все интервью о Porto Moris начинаются с вопроса о названии группы. Сначала я решила полностью его проигнорировать, а потом подумала, что это стало чем-то вроде ритуала, который неприлично нарушать. Но буду чуть оригинальнее и спрошу не про название, а про логотип. В такой манере обычно пишут похитители, чтобы их не вычислили по почерку. А какая идея заложена Вами?

– Идею логотипа в виде разноцветных букв, как и само название, предложила наша барабанщица из первого состава – Ксения. Нам это решение показалось красивым и таковым кажется по сей день. Кстати, сейчас логотип прорисован и стилизован, а поначалу это были настоящие буквы, вырезанные из газет и сфотографированные. В логотипе главное – узнаваемость. Думаю, у нас с этим проблем нет.

– Многие исполнители признаются (тот же Иван Дорн или группа The Hatters), что сначала пишут музыку, а уже потом под нее придумывают тексты. Вы же позиционируете, что в вашем творчестве «осмысленность текстов» первична. Почему для Вас это важнее? 

– Я в детстве так делал. Наигрывал аккорды, придумывал мелодию, а потом заполнял ее словами. Лет в 25 начал активно писать стихи, и некоторые из них хотелось положить на музыку. Так началась новая веха в моём творчестве, ведь когда стихи первичны, они несут в себе смысловую нагрузку и без мелодии. Задача музыки – усилить восприятие текста или хотя бы его не испортить. Как мне кажется, самый лучший вариант – когда в голове уже вертится удачная запоминающаяся фраза под какой-то мотив. Тогда наиболее велики шансы, что получится написать вокруг этого хит.

– Ваши тексты чаще всего – результат вдохновения, импульса (грубо говоря – шел, увидел падающий лист, написал на коленке песню) или все же рабочего процесса (увидел лист, порефлексировал, написал по строчке в течение недели, поработал над рифмой)?

– На одном вдохновении далеко не уедешь. Скорее, второй вариант из Вами предложенных. Но профессионал должен уметь в сжатые сроки написать одну-две песни, так и не дождавшись падающего с дерева листа. Творчество группы нужно пополнять новыми релизами, иначе забудут. И вообще, автор должен всегда находиться в тонусе, почти как спортсмен. Без постоянной практики вдохновения можно ждать целую вечность.

– В одном из интервью Вы говорили, что «писать и петь нужно на родном языке», но последние два сингла – англоязычные. Что побудило писать на английском?

– Я от своих слов не отказываюсь. Действительно, в нашей стране английский язык знают плохо и подпевать могут только на русском. С англоязычным репертуаром ты оказываешься на обочине. Вроде всё качественно, но на Западе есть свои звёзды, и на радио возьмут их проверенные хиты. Что касается последних двух синглов, то я их по-русски просто не слышу. Бывает такое, что напишешь мелодию и понимаешь – прозвучит только на английском. Конечно, сделать перевод можно, но это будет уже российская попса. Такое направление мне не очень интересно.

– В конце 2019 года вашей группе исполняется 10 лет. Солидная дата. Уже придумали, как будете отмечать? Планируются особые концерты, релизы?

– Да, я думаю, что мы выпустим несколько новых песен. Уже сейчас к этому готовимся и после питерского концерта засядем в студии на некоторое время. Конечно же, будет большой праздничный концерт. Скорее всего, в декабре. Дата настолько солидная, что испытываю гордость за команду. Хотя в июне я иду на 50-летие «Машины времени». Бывает и так!

– За эти годы Вы успели в чем-нибудь разочароваться в музыкальной сфере?

– Конечно. Из года в год набирают обороты социальные сети, и популярнее становится тот, кто сделал большее количество постов, а не тот, у кого музыка лучше и интереснее. Эта тенденция уже не имеет никакого отношения к творчеству. Но реальность такова, что не играть по этим правилам сложно – есть риск навсегда остаться на обочине музыкальной жизни.

– И наоборот – случилось ли какое-то позитивное откровение во время продолжительного профессионального занятия музыкой?

– Не знаю насчёт откровения, но чем профессиональнее становились мои занятия музыкой, тем больше я убеждался, что добиться успехов можно только пройдя обучение. Десять лет назад я толком не умел ни играть на гитаре, ни петь. Сначала я несколько лет занимался с преподавателем по электрогитаре и подтянул навыки до допустимого уровня. А три года назад стал постоянно ходить на занятия по вокалу и останавливаться не планирую. Это тоже можно сравнить со спортом – связки должны быть в тонусе.

Porto Moris открывают десятый концертный сезон в Санкт-Петербурге

– Вы часто выступаете как в клубах, так и на фестивалях, мероприятиях. Какое выступление было самым запоминающимся или необычным?

– Однажды мы выступали на частном мероприятии для каких-то итальянцев. Всё было бы отлично, но они забыли привезти нам ударную установку. Электрическая программа без установки прозвучала бы крайне скверно! Мы вышли из положения интересным образом. В гитарном процессоре нашего гитариста была «зашита» простенькая драм-машина. И всю программу мы отыграли под абсолютно одинаковый ритм «тунц-тунц», а барабанщик лишь иногда менял темп, нажимая на кнопочки. Поначалу мы чувствовали себя неуютно. Конечно, мы могли просто отказаться от выступления, но пошли на риск. И он себя оправдал – итальянцы веселились так, будто для них приехал играть сам Челентано! Навсегда запомню этот концерт.

– В 2017 году группа Porto Moris участвовала в проекте «Музыка в метро». Был ли полезен такой опыт? 

– Этот опыт я полезным не назову. Формат мероприятия и его организация подходят, скорее, для одного-двух людей с лёгкими акустическими инструментами. Приехал на метро – отыграл – уехал на метро. У нас же слишком много оборудования, машину парковать негде, каждый раз нужно платить за вход в метро и так далее. Ну и акустика на станции не очень. В общем, мы один раз отыграли на Курской и решили не повторять. Хотя сама по себе идея неплохая. Просто не наш формат.

– Кстати, как обстоят дела с поклонницами? Не поджидают в переулках? Есть какие-нибудь интересные истории?

– Поклонницы есть, но в переулках не поджидают. Сейчас для этого есть соцсети. В нашем случае они интеллигентно приходят на концерт и берут автограф, фотографируются с кем-то из музыкантов. Историй много, но все они либо не очень интересные, либо не для печати! :-)

– Какая у группы самая смелая композиция? 

– Самая смелая песня, безусловно, «Песенка про жуликов и воров». Если бы мы успели её качественно записать в 2011 году, она собрала бы не десятки, а сотни тысяч просмотров. Тогда было совершенно другое время, в обществе зарождались сильные оппозиционные настроения. Мне в то время только исполнилось двадцать шесть лет, и это как раз наиболее восприимчивый возраст в плане социальной активности. Ты понимаешь, что уже не школьник, начал зарабатывать деньги и хочешь высказывать своё мнение. И, сам того не замечая, становишься жертвой политтехнологов со стороны оппозиции. Самое интересное, что лет в сорок пять те же самые люди могут стать такими же жертвами, но уже «провластных» технологий. У меня ещё всё впереди в этом плане. Лет через десять посмотрим, может, я буду петь про «Русь-Матушку» и выступать на инаугурации. И прежде, чем осудить меня или поддержать, подумайте – на чьей инаугурации?

– 7 февраля Porto Moris выступает в Петербурге. Вы уже играли здесь? Многие музыканты утверждают, что северная публика более суровая и тяжелая «в раскачке». 

– В Петербурге мы играли уже дважды. Один раз это был отборочный тур какого-то фестиваля, а второй – совместный концерт с группой «Топливо». Мне, кстати, публика понравилась в обоих случаях. После каждого выступления появляются люди, которые собираются к нам на предстоящий концерт. Так что, возможно, это наш город по атмосфере. Кстати, и вас я тоже жду 7 февраля в Клубе MOD.