11 сентября минские альтернативщики Weesp выпустили акустический альбом, который получил название «Crystal Clean Waters».
Возникнув в 2008 году в Минске, Weesp начали заниматься тем, чего нынче очень сильно не хватает в музыкальной индустрии – играть ту музыку, которая нравится музыкантам, вместо того, чтобы гнаться за трендами. Решив изначально сфокусироваться на альтернативе, вобравшей в себя настрой рок-музыки и метала с приставками «пост-», Weesp выбрали не самый распространенной в постсоветском пространстве способ доносить до аудитории свои мысли – петь на английском. Однако, пальнуло.
С первого крупного релиза – дебютного EP «Taste of Steel», парни заинтересовали европейские радиостанции, попали в ротацию и получили внимание от критиков местных изданий.
Дальше – больше. С новыми релизами Weesp продолжают эксперименты с мелодикой и саунд-дизайном, забавляются с электроникой в тяжелой музыке – словом, делают то, что и нужно делать с музыкой. Ищут, не зацикливаясь на чем-то одном. И «Crystal Clean Waters» – еще один этап поиска.
«Crystal Clean Waters» – не новый альбом в привычном понимании этого выражения. Это акустический релиз, в который вошло девять песен: семь из них – перезаписанные акустические версии старых треков, а еще два – записи лайвов с крайней пластинки «Black Sails». Только вместо тяжелых рычащих гитар и канонады барабанов – чистый гитарный звук и немного синтезатора для вкуса. И при этом «Crystal Clean Waters» – это та же ощутимая энергетика Weesp, та же эстетика. А этого в акустике обычно добиться сложно.
«Портал Субкультура» поговорил о «Crystal Clean Waters», «Очень странных делах», английском языке и культурном коде с фронтменом Weesp Алексеем «Лексом» Фалько и Станиславом «Стаком» Будько, отвечающим за электронику.
– Ваш новый альбом ведь на самом деле не совсем новый, верно? «Crystal Clean Waters» – 7 новых версий ваших старых треков и два лайва с альбома «Black Sails». Как вам пришла идея выпустить такой релиз?
Лекс: В последнем европейском туре мы решили исполнять несколько треков в подобной, акустической обработке прямо на улице днем перед концертом. Ну знаете, как уличные музыканты. И публика очень хорошо приняла такой формат. Таким образом мы привлекали новых людей, прохожих на каждый концерт и даже на этом что-то зарабатывали. В общем нам понравилось: и как воспринимает такой формат наших песен слушатель, и самим исполнять. В итоге, немного подумав, решили – почему бы не записать и выпустить такой релиз.
– Почему для «Crystal Clean Waters» вы выбрали именно эти треки? Интерес таких релизов всегда еще и в трек-листе. Обычно это действительно значимые песни – для группы, для аудитории.
Лекс: На самом деле тема подбора треков даже для сет-листа на концерт или тур для нас чаще всего достаточно сложная. С одной стороны, треки должны быть разные, чтобы не получилось однообразно, а с другой стороны, они должны сочетаться друг с другом, создавая цельную картину восприятия. А ещё есть всякие субъективные “хочется”. Подбирая песни для «Crystal Clean Waters» мы в первую очередь задавали себе вопрос: «А какие из треков мы сможем сыграть действительно по-новому, чтобы они звучали самостоятельно, полноценно и по-другому?». Мы действительно не хотели сыграть то же самое, только без «перегруза».
– Кстати, а что с названием? Почему «Crystal Clean Waters»?
Стак: Наш самый свежий релиз – альбом «Black Sails», то есть «Черные паруса». И «Crystal Clean Waters» – отсылка к морской тематике. Когда заканчивается шторм, вода чистая и прозрачная. Также «Clean» означает «чистый», не перегруженный звук гитары. В нашем случае акустическая гитара подходит еще лучше.
– В чем принципиальное отличие в работе над музыкой, которую вы делаете с 2008 года, и записью строго акустического альбома?
Стак: Мы всегда много экспериментировали со звуком, для нас всегда было крайне важным добиться узнаваемости звучания. На этом во много строилась структура песен и подход в написании партий. Тем интереснее нам было работать с акустикой. Нам действительно было интересно, что получится, если оставить только самое главное – гармонию, мелодию, посыл. В акустическом альбоме при записи сложно сделать звучание необычным. Мы добавили звук синтезатора, чтобы немного сгладить эту особенность и сохранить фирменное звучание Weesp.
– Вы говорили, что аналоговый синтезатор дополнил звучание «Crystal Clean Waters» под впечатлением от первого сезона «Очень странных дел», верно? Речь о саундтреке сезона, или о его стилистике в целом?
Лекс: На самом деле сначала наш электронщик Стак купил синтезатор DSI OB-6, когда был проездом в Кельне. В первую очередь под впечатлением от всей этой Synthwave-движухи, которая набрала такую популярность последнее время. Тогда же начал выходить сериал «Очень странные» дела, который тоже наверняка пытался уловить все это помешательство современной культуры на звучании синт-поп музыки 80-х и всех визуальных составляющих. Так вот, очарованный крутейшим звучанием синта, Стак настоял на том, чтобы добавить к акустическому звучанию еще и звук аналогового синтезатора прямиком из того времени. И мы подумали – почему бы и нет, винтажный аналоговый звук синтезатора хорошо сочетается со звучанием акустики.
– Как вам сам сериал, кстати?
Стак: Сериал – пушка! Очень нравится.
– А можете припомнить еще примеры, когда какие-то действительно классные явления в популярной (или не очень) культуре наталкивали вас на новые идеи и решения в вашей музыке?
Стак: Ну, скажем, если брать музыкальные явления – то все музыканты так или иначе пытаются придерживаться трендов культуры. Вот вспомнить хотя бы популярность дабстепа. Да все – и рок-, и метал-, и рэп-исполнители начали вставлять дабстеп в свои треки, пока это уже не начало утомлять. Мы тоже экспериментировали с этим в свое время, но решили все же не делать такой мейнстрим и не жалеем. Вот сейчас наблюдается тренд на звучание ретро. Все хотят ретро-гитары, ретро-синты. Выглядеть как персонажи 70-х – начала 80х, чтобы в клипах был неон и телочки с начесами. Далеко ходить не надо – взгляните на последний альбом Muse и их стилистику. Ну вот и у нас в релизе немного получается тренд этот задет.
– Если мы возвращаемся к чему-то и вновь это повторяем – пусть и немного по-другому, то зачастую это помогает выяснить что-то про самих себя. Можно ли считать «Crystal Clean Waters» своеобразной попыткой оглянуться, посмотреть в зеркало?
Лекс: Вообще так работает не только когда обрабатываешь что-то уже знакомое. Все наше творчество, каждый новый трек – это в любом случае возвращение и пересмотр старого материала, переосмысление взглядов на то, как должна звучать музыка Weesp. Вот и тут – написать акустические треки, даже с учетом того, что они уже существуют в метал-версии – это почти тоже, что и написать трек с нуля. Мы вложили не меньше усилий и внутренних стремлений, переживаний, эмоций в эти треки, чем если бы они были написаны совсем с нуля. Мы оглядывались не только на версии треков в электричестве, но и на все звучание Weesp, когда работали над этим релизом.
– Давайте поговорим о языке. Хочу разобраться. Вы – из Минска. Ваша музыка – на английском. Официальный сайт – на английском. Страница в «Фейсбуке» – на русском. «Твиттер» и «Инстаграм» – то на одном языке, то на другом. Сами себя вы все-таки как позиционируете?
Лекс: Это очень актуальный вопрос. Еще недавно «Фейсбук» мы вели только на английском языке, как и «Инстаграм». Но оглянувшись вокруг, мы видим, что большая часть наших слушателей здесь. И мы понимаем, что хотим разговаривать с ними на родном языке. Мы никогда не пытались притворится, что мы не из Беларуси. Все наши слушателе в Европе прекрасно знают, что мы говорим по-русски, возможно им даже это «прикольно». По этой же причине сейчас мы работаем над релизом, где будут песни на русском. Посмотрим, что из этого выйдет.
– Кстати про соцсети – я удачно заглянул в паблик в «ВК» и увидел там ровно 9000 подписчиков. Вы как-то отмечаете такие моменты?
Стак: Вообще говоря, нет. Думаю, если там будет 100, 200 и больше тысяч – можно будет и отметить. Отметка в 9000 – это только повод для того, чтобы начать работать еще усерднее. Хотя просмотры наших клипов, когда подбираются к 100 или 200 тысячам – очень радуют.
– Как долго вы учили английский?
Стак: У нас все в группе знают английский на высоком уровне. Все учили с самого детства. И я вам скажу – это абсолютно бесценный навык. Это помогает в работе, в путешествиях, в получении самой разнообразной информации из различных источников. Учите, дети, английский – и никогда не пожалеете об этом.
– Наступил уже тот момент, когда исходно чужой язык и чужое, скажем, поле смыслов подчинились вам полностью? Объясню, что я имею в виду. У меня так или иначе филологическое образование. Все, что я пишу, говорю и делаю, так или иначе завязано на то, что принято называть культурным кодом. И я не представляю, как я мог бы делать что-то такое же на другом языке. Как с этим обстоят дела у вас?
Лекс: В эпоху цифровой информации не приходится говорить только про белорусский культурный код. Все мы с детства смотрим телевизор, YouTube, сериалы и фильмы, читаем статьи, книги и «Википедию». Будь то американские, английские, европейские или азиатские произведения. А если вы читаете или смотрите ещё и в оригинале или с субтитрами – очень быстро появляется способность использовать сленг, языковые приемы и вот это вот все. Касательно текстов песен – мы иногда обращаемся за помощью нативно говорящих на английском знакомых, чтобы убедиться, что там всё окей. Нам всегда помогают, перечитывают, оставляют замечания или комментарии, если что-то можно улучшить или сделать более нативно для слушателя.
– «Вся рок-музыка была придумана на английском языке, и какого черта нам исполнять её по- другому?» – говорили вы в одном из интервью. Пожалуй, справедливо. Но если какое-то явление в искусстве начинает гулять по свету и обрастать там своей спецификой, то разве это не обогащает его?
Лекс: Конечно мы совершенно точно согласны, что только привнося что-то новое имеет смысл делать музыку. Мир очень сильно изменился за последнее время, и сложно себе представить такое явление, как постепенное внутреннее совершенствование – слишком много информации, слишком много контента, трендов. Люди из разных стран всё чаще общаются, обмениваясь опытом и идеями. Насчет языка, скажем по-другому: у нас есть мнение, что звучание самого языка сильно влияет на звучание песни в целом – фонетически, абстрагируясь от содержания. И тут мы не хотим сказать, что что-то плохо, а что-то хорошо – просто музыка получается другой. Между прочим, следующий наш эксперимент как раз песни на русском, и мы задаемся вопросом: насколько измениться наше звучание?
– Что конкретно с планами на следующий релиз?
Стак: «Crystal Clean Waters» выходит 11-го сентября. Вместе с этим мы выпустим небольшое видео в поддержку релиза. А дальше у нас в планах, как мы уже упоминали, выпустить какое-то количество треков на русском языке. Возможно, мы сделаем два релиза по три или три релиза по два трека, объединённых одной тематикой – это все еще обсуждается. Конечно, снимем парочку бомбических видео для новых треков. Работа кипит во всю, потому нас всех ждет очень много интересного!
– Когда Weesp снова побывают в России?
Стак: Думаю, в ближайшее время, возможно даже в 2019 году заедем – ведем разговоры с некоторыми агентствами. Но пока конкретных дат нет.
– Что должно случиться, чтобы вы сказали: «У нас все получилось?».
Лекс: У нас уже все получилось. Мы делаем музыку такой, какой хотим ее видеть. А дальше будет получаться только лучше. А предела совершенства или успеха не существует.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.