Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
«Я не дома»: Руслан Актемиров о первом альбоме проекта «Вирлиця»

14 сентября киевский музыкальный проект «Вирлиця» представил свой дебютный полноформатный альбом, получивший название «Я не дома».

«Вирлиця» – проект одного человека, Руслана Актемирова. Руслана вы можете знать по группе Yoga for Wine Lovers («ЙФВЛ») – будучи сооснователем команды, музыкант долгое время рубил там на гитаре, пока множество обстоятельств не привели его к сольному творчеству. Насколько это решение было удачным, разумеется, покажет время, однако прямо сейчас «Вирлиця» кажется как минимум любопытной и уверенно стильной музыкальной единицей.

Всегда подкупает, когда творчество – это именно творчество, цель которого – высказаться, отрефлексировать накопленное, а не запрыгнуть в чарты и ютиться там среди десятка хайповых треков, которые не всегда получается друг от друга отличить. Когда творчество – это истории и мысли, которыми хочется поделиться. Подкупает еще сильнее, когда итоговый результат еще и завязан на необычные решения в звуке – как в музыке самой по себе, так и в саунд-дизайне материала. «Я не дома» подходит под это описание.

В пластинку вошло восемь треков, которые так или иначе заставят вас вспомнить свой дом. И это хорошо. Мотив долгой дороги домой – один из древнейших устоявшихся мотивов в искусстве, связанном со словесностью. И реализовывать его, разумеется, можно совершенно по-разному: можно рассказать историю возвращения Одиссея на Итаку, можно сделать коллаб с «Би-2» и наконец-то застелить под тяжелые гитары. А можно уютно и чуть ли не робко прокручивать в памяти какие-то эпизоды из прошлого. Того прошлого, в котором был дом – метафизический, разумеется. Не важно, сколько в нем комнат, и выплачена ли уже за него ипотека – там нас любили и ждали. Семья, друзья. Любимый человек, с которым не обязательно носить маски. Кошка, которая в глубине души все равно нас любит. Собака, с которой по вечерам можно было гулять по загаженному мусором хмурому парку.

Все это вертится в калейдоскопе воспоминаний, какие-то фрагменты стираются, некоторые картинки выцветают, начинают граничить с фантазией и иллюзиями – а было ли это? Было. Хорошее держит нас, и мы должны отвечать ему тем же – иначе оно не станет реальностью. «Я не дома» – отчасти про это. А отчасти – про многое другое. Важно, что это «другое» еще и может оказаться своим у каждого, кто возьмется послушать альбом – дом-то у всех свой.

Восприятию тем хорошо помогает музыка – действительно удачный и необычный эксперимент. Мы не возьмемся охарактеризовать «Я не дома» жанрово – где-то это синт-поп, где-то – чуть ли не блюз, где-то – что-то еще. В первом альбоме «Вирлици» соединилось то, что совмещать как-то даже и не принято: незамысловатые ритмы драм-машины, старомодные синты откуда-то из нулевых, еще более архаичные блюзовые и рок-н-ролльные гитарные соло – ненавязчивые, без акцента, вкрадчивые. И все это рисует цельное полотно в пастельных тонах – в самый раз для картинок из памяти.

«Портал Субкультура» поговорил с Русланом Актемировым об альбоме, дистрибуции, ощущении дома и DIY.

– Почему свой проект вы назвали «Вирлиця»?

– Я долго искал слово, которое попало бы в мое видение этого проекта, и сперва ничего не казалось подходящим. Пока я работал над альбомом, я перекопал в себе много чувств и воспоминаний из детства, и я думаю, это сильно повлияло на выбор. Вирлиця – это озеро рядом с моим домом в Киеве. Грязный пляж, камыши, мусоросжигательный завод. Это не самое живописное место, но для меня оно важно. Наверное, это картинки из детства, которые впечатались в память – иногда они возвращаются и напоминают о себе. А теперь и я вернулся в Киев после многих лет жизни в Москве, и снова живу там же, где и в детстве. Как ни крути, место, где мы проводим свою жизнь, остается с нами навсегда и определяет нас. Пусть это спальный район на окраине, пусть повсюду раздолбанные дороги и недовольные люди – но это часть нас, и от этого не убежать. Я называю свою музыку в честь неказистого озера, и это часть принятия себя таким, как есть. Отчасти идея здесь – найти прекрасное в обыденном, и немножко подбодрить людей.

– «Вирлиця» – это еще и станция метро, причем построенная в кратчайшие сроки. Как долго вы шли к своей «Вирлице»?

– В 2018 году я начал писать песни снова после долгого перерыва. На этот раз я чувствовал, что они достаточно хороши, и мне есть что сказать, и твердо решил, что донесу их до публики. Я очень хотел сделать все сам, а не собирать группу, и начал кропотливо осваивать музыкальный софт и собирать скромную домашнюю студию. Где-то через полгода начало получаться, и примерно в августе 2018 я начал работу над материалом, которой в итоге стал альбомом «Я не дома». Для меня было в новинку смотреть на музыку глазами не просто гитариста, а продюсера, видеть целостную картину и принимать решения о том, как все будет в итоге выглядеть. Но думаю, путь к сольному проекту начался гораздо раньше. Я писал песни с 14 лет, некоторые были неплохими, но большую часть я никогда никому не показывал, не считал их достаточно хорошими. Так что это годы творческой работы, исписанных блокнотов и сердечных ран.

– А что с участием в группе «ЙФВЛ»? Может быть это и не слишком корректный вопрос по отношению к коллегам, но прямо сейчас что для вас важнее и интереснее?

– В «ЙФВЛ» я был одним из основателей группы, и принимал самое деятельное участие, пока не решил уехать из России. В 2017 я уехал жить в Черногорию, и с тех пор в группе мое участие было эпизодическим. Это было очень тяжелое решение для меня, потому что я очень люблю ребят и обожаю музыку, которую мы делали вместе, но оставаться в Москве я больше не мог. Я украинец, и для меня невыносимо жить в стране, которая ведет агрессивную войну против Украины. Когда я оказался в Черногории, я все так же хотел делать музыку, но уже не мог репетировать с группой. Это сподвигло меня учиться писать музыку в домашней студии на компьютере. Можно сказать, изоляция меня вдохновила на сольный проект. Было сложно, потому что поначалу я ничего не умел! Но внезапно я осознал, что у меня огромный опыт в создании аранжировок, множество идей и текстов, и желание петь, и было бы преступлением не выпустить это в мир. Я загорелся идеей своего проекта, и «ЙФВЛ» практически не уделял внимания.

– А почему альбом получил название «Я не дома?»

– Банально, но дом – это не место, это ощущение. Когда я писал альбом, я осознавал, что теряю чувство «дома» и уюта. У меня хроническая депрессия, и отправной точкой для борьбы с ней стал момент, когда я осознал, что я в депрессии. Чтобы начать движение к «дому», нужно осознать и принять, что прямо сейчас что-то не в порядке. Мне это придало сил бороться и жить, кто-то назовет это «оттолкнуться от дна». Для меня писать песни – в каком-то смысле терапевтичный процесс, и я стараюсь передать в них эту позитивную энергию. Я не дома – но я не унываю, все будет хорошо.

– Как по-вашему, когда наступает тот момент, когда можно честно сказать: «Я дома»? Каким этот дом должен быть, чтобы больше не чувствовать себя вечно в гостях?

– Честно, мне трудно ответить! «Дома» – это с близкими друзьями, с любимым человеком, с семьей. Когда вы на одной волне и доверяете друг другу достаточно, чтобы не бояться показать свою уязвимость. Но вообще, это все равно, что гуглить, счастлив ли ты. Если тебе нужно это гуглить – сорян, ты не счастлив. Так что, когда ты знаешь – ты знаешь, это глубоко внутри.

– Это ваш дебютный альбом. Какие чувства вы испытывали, когда первый лонгплей оказался в сети?

– Мне было очень страшно! Я провел с этими песнями наедине почти год, показывал их только очень близким людям. И поэтому страшнее всего для меня было, что люди не поймут или засмеют. Когда ты пишешь песню, ты кладешь туда самое драгоценное, что у тебя есть внутри. Поэтому показать ее кому-то всегда испытание на прочность. Так что я внимательно следил за лайками и фидбеком, для меня это было супер-важно. Сильно много времени на рефлексию в этот момент у меня не было, поскольку вопросами пиара и дистрибьюции я занимаюсь сам. В то же время, сложно писать посты и договариваться о рекламе, когда в душе все переворачивается, куришь одну за другой и думаешь, не обсирает ли кто-то сейчас твой альбом.

– Какую песню вы бы могли назвать центральной на пластинке? Почему?

Трудно выбрать! Наверное, «Момент» можно назвать центральной. Она о том, что все однажды пройдет, но мы все равно будем цепляться за моменты счастья и эйфории. Безнадежная и прекрасная попытка продлить радость жизни – я пою ей свой неуклюжий гимн. Может это звучит пессимистично, но я оптимист, на самом деле. Некоторые моменты стоят лет жизни.

Еще «Момент» – одна из самых удачных в смысле цельности звучания песен на альбоме. Я очень доволен аранжировкой и гитарным соло, мне кажется, мне удалось сохранить изначальную простоту песни и не испортить ее.

– Ваша музыка весьма и весьма необычна – как вы искали свое звучание?

– Спасибо, я приму это за комплимент! Я в первую очередь гитарист, и это оставляет свой след на моей музыке. Я вырос как музыкант на рок-н-ролле, блюзе и Led Zeppelin. Но на этом альбоме я старался идти от обратного, я хотел сделать звучание более электронным. Как человеку, который всю жизнь работал с живыми группами, мне очень интересно работать с синтезаторами, драм-машинами и сэмплами, это целый новый мир! Меня очень вдохновляют идеи из техно и хауса, и, хотя я абсолютный дилетант в этой истории, я загорелся идеей совместить танцевальную электронику с около-блюзовыми гитарами. Так что, когда дело дошло до того, что нужно прицепить к альбому ярлычок жанра, я оказался в затруднительном положении. Но поиск своего звучания не заканчивается никогда. Я стремлюсь издавать из инструментов такие звуки, которые бы точно выражали, что у меня на душе, и при этом не повторяли того, что уже написано. По-моему, очень важно следить за тем, что происходит сегодня в музыке – не чтобы впрыгнуть на hype train, а чтобы черпать вдохновение. Самая вдохновляющая мысль, которая может прийти, когда я слушаю музыку: «а что, так тоже можно было?». Сразу хочется взять гитару и обработать эту идею по-своему.

– Вам хотелось бы оставить такое звучание на следующих релизах, или вы возьметесь за другие эксперименты?

– У меня уже есть материал ко второму альбому, и я думаю, в целом концепция останется похожей: электроника, гитара, голос. Но я думаю, что песни будут более минималистичными и мрачными. Возможно, будет рэпчик и песни на украинском. Без экспериментов никак, только они и двигают нас вперед! Самым большим вызовом для меня будет пустить других музыкантов в свои песни, и я очень хочу устроить коллабы с кем-то из своих друзей.

– Последняя история, которую вы прочитали в интернете, и подумали, что мир действительно прекрасен?

– Знание о том, что мир прекрасен, всегда со мной, но вот истории в интернете обычно об этом не напоминают. Зато об этом напоминают друзья, любимая музыка и кофе.

– В комментариях к посту с «Я не дома» вы сказали, что альбома не будет Apple Music, потому что дистрибьютор не размещает русскоязычный контент на этой платформе. Как так вышло?

– Я выбрал в качестве дистрибьютора платформу Distrokid. Это просто удобно, музыкант платит им 20 баксов в год, а они размещают музыку на всех стриминг-ресурсах. К сожалению, они предупредили, что не размещают русскоязычное на iTunes/Apple Music в тот момент, когда менять дистрибьютора было уже поздно. И я такой типа: «Вот это поворот!» На самом деле, я уверен, что на моем этапе это не самая критичная проблема, я работаю в целом над тем, чтобы «Вирлиця» стала более узнаваемой. Возможно, через год мои треки появятся и на Apple Music.

– Bedroom-студия – это в смысле в просто в комнате, дома?

– Да, сейчас у меня очень простой набор: компьютер, аудиоинтерфейс, миди-клавиатура и наушники. Последнее время я часто переезжал, так что решил ограничиться минимальным сетапом. Иронично, потому что раньше я был ярым поборником «настоящих» студий, аналогового оборудования и винтажных гитарных комбиков. Теперь мне важнее свобода, которую дает домашняя студия - разрыв между появлением идеи и ее записью можно сократить до минимума.

Другой вопрос, что когда твоя студия стоит у тебя дома, тебе трудно настроить себя на нужный лад. Ты не платишь почасовую аренду, и возникает ложное чувство, что можно растянуть работу на бесконечно долго. Нет, к сожалению, нельзя. Когда появляется песня, надо над ней работать, пока она не надоела тебе самому.

– Как вы думаете, стоит ли владельцам солидных студий звукозаписи переживать, что домашние музыканты рано или поздно оставят их без работы с учетом развития цифровых технологий в звуке, которые позволяют добиваться отличных результатов, и все большей любовью аудитории к DIY?

– Студии никуда не денутся, конечно, это часть многомиллионной индустрии. И ближайшие десять лет без работы их не оставит никто, особенно, как вы забавно выразились, домашние музыканты. Кайф студии не в том, что там «тот самый звук», а в том, что это намоленное место, куда приходят именно работать. Вопрос здесь в том, относится музыкант к музыке как к работе, или как к хобби. Суровая правда: невозможно добиться успеха в том, чему ты посвящаешь 2-3 часа пару раз в неделю, на какой студии бы ты не писался.

– 17 октября вы презентуете «Я не дома» в московском Punk Fiction. Почему именно там?

– Это первый концерт проекта, так что я искал небольшую площадку, куда ходят молодые и модные. Друзья порекомендовали Punk Fiction, мол душевно-классно. И мне понравились ребята по общению, мы делаем в целом одно большое дело.

– К чему должна привести вас ваша музыка, чтобы вы сказали: «У меня всё получилось»?

– Это чувство «у меня всё получилось» у меня есть каждый раз, когда я знаю, что написал классную песню, отыграл душевный концерт, закончил качевый трек или сыграл красивое соло. Это лучше, чем наркотики. Каждый такой момент – как ступенька, и я стараюсь изо всех сил, чтобы в следующий раз прыгнуть выше.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика