Группа «Марко Поло» вот уже почти восемь лет является главным апроприатором эстетики Средневековья и эпохи Ренессанса на российской сцене. Каждый альбом коллектива — это путешествие в далекие от сегодняшнего дня миры времён великих открытий. И вот в начале февраля группа выпустила «Историю рыцаря» — самый большой релиз в дискографии «Марко Поло».
«История рыцаря» — очень литературный альбом, при этом вдохновлённый одноимённым фильмом. Половина треков, выступающих в роли эпиграфов к полноценным песням, складывается в аудиокнигу. Главная проблема такого формата — слишком сильная зависимость композиций друг от друга, из-за чего в отрыве друг от друга песни кажутся нелогичными и неполноценными. Таким недостатком обладают многие великие концептуальные альбомы, но «Марко Поло» с помощью как раз-таки отдельных эпиграфов разрешает эту проблему. Сами песни слушаются самодостаточно, будто это отдельные рассказы, а всё вместе сшивается в большое фэнтезийное полотно. И при этом сама «История рыцаря» в действительности является не обычной историей про героев, побеждающих плохих людей, а открытой к интерпретациям повести о неоднозначности добра и зла.
«Мне бы, на самом деле, хотелось, чтобы слушатели сами для себя выбирали основную мысль нашего альбома - ту, что окажется ближе и больше понравится, а я бы воздержалась от какой-то конкретики в данном случае».
Оставаясь на стыке барокко-рока и тяжелой музыки, группе удаётся сочинять красивые аранжировки, переходящие в ритмичные рок-гимны для больших залов, от которых тяжело держать стабильно голову. «Марко Поло» пошла на большие риски, записывая концептуальный альбом, да ещё и с денег на краудфандинг, но авантюра удалась — «История рыцаря» стала шагом вперёд для группы как музыкально, так и лирически. Возможно, это начало нового творческого витка для «Марко Поло», в котором подобные эксперименты станут обыденностью.
— Расскажите, о чём альбом «История рыцаря».
Леди Кэп: Как ни странно, довольно сложно ответить на этот вопрос обобщённо. Два основных персонажа «Истории рыцаря» — главный герой и его антипод — частично списаны с действующих лиц одноименного фильма, как и завязка сюжета, поэтому, кинув поверхностный взгляд, можно справедливо посчитать, что альбом написан по мотивам данной киноленты. Однако в нём есть существенные отличия — здесь введено несколько побочных линий, которые уводят слушателя от характерного для подобного жанра деления мира на абсолютные добро и зло, на «них» и «нас». Линия же Фейри частично основана на исторических и литературных сюжетах о противостоянии приверженцев «новой» власти древней магии или старой вере — этот довольно распространенный сюжет иногда появляется даже в артуриане. Таким образом, мне бы, на самом деле, хотелось, чтобы слушатели сами для себя выбирали основную мысль нашего альбома — ту, что окажется ближе и больше понравится, а я бы воздержалась от какой-то конкретики в данном случае. Скажу лишь, что однозначного в нём действительно мало и посоветую не искать в нём исторической точности или реальной основы, так как наши песни — это в первую очередь сказки, в которых есть намёки, аллегории и т.д.
Читайте также
— Ваши альбомы — полноценные истории в эстетике Средневековья. Расскажите, как вы придумываете сюжеты для альбомов.
Леди Кэп: Я с детства люблю путешествовать. Отец много и часто возил меня по разным уголкам мира, когда была такая возможность, а позже мы со Старпомом продолжили эту традицию — там, в путешествиях, я и напитывалась этой любовью к истории и к древней культуре и там же поняла, что есть сюжеты — времена, эпохи, исторические персонажи, которые трогают меня особенно сильно — вплоть до мурашек, до дрожи и даже какой-то щемящей нежности и тоски по прошлому, куда больше не доведется попасть. И вот я начала фантазировать, а позже — пытаться воспроизводить дух определённого времени или места на карте мира в своих песнях. Но, конечно же, не обходится и без эклектики, а также без параллелей с современностью.
— Почему вы выбрали именно средневековые мотивы для группы?
Леди Кэп: Во многом на меня оказало влияние творчество группы Blackmore's night — именно средневековые мотивы и мотивы Эпохи Ренессанса отчего-то трогали меня в подростковом возрасте сильнее и чаще прочих и продолжают трогать до сих пор. В каком-то смысле это стало для меня в свое время способом побега от реальности, как для многих им становятся компьютерные игры. А иногда, признаюсь откровенно, оказываясь в местах, где каким-то образом сохранился дух древности, я испытываю что-то невероятное — волнение, нервное возбуждение, я покрываюсь мурашками, а на глаза в прямом смысле иногда наворачиваются слезы и т.д.
В общем, средневековые мотивы, музыка народов мира, музыка Ренессанса, Барокко и т.д. — это то, что я люблю всей душой.
— Дух приключения ощущается даже в названии группы. Чем вы вдохновляетесь при создании своих историй?
Леди Кэп: Путешествиями, хорошими книгами и кино и, конечно же, друг другом. В мире столько всего прекрасного, сильного и удивительного, как и в людях, его населяющих. Достаточно просто приглядеться получше, и тогда не нужно чем-то отдельно вдохновляться. Впрочем, когда нет возможности выбраться куда-то на природу или поближе к старинной архитектуре, я с удовольствием смотрю свои любимые приключенческие фильмы — меня ужасно вдохновляет видеть шикарные работы, снятые «заряженной» командой профессионалов, которые любят снимать кино и имеют достаточно средств, чтобы воплощать свои самые смелые творческие идеи.
— Самые известные фолк-рассказчики в российской музыке уже как девять лет распавшиеся «Король и Шут». Как вы относитесь к их творчеству?
Паша: Я думаю, абсолютное большинство наших коллег-ровесников пришло в музыку благодаря «КиШ». Конечно, могу и ошибаться, но про себя я могу сказать так с полной уверенностью! Ещё в детстве я собирал все кассеты, учил слова, смотрел видеозаписи, и даже свои первые песни я начинал писать в похожей стилистике. Сейчас я уже реже включаю их композиции в плеере, но след на моём музыкальном восприятии они оставили огромный!
— На «Историю рыцаря» вы собирали деньги с помощью краудфандинга. Вы переживали о том, что компания может провалиться?
Леди Кэп: В этот непростой период нам действительно нужна была поддержка и помощь слушателей, и они не подкачали, за что мы безумно благодарны каждому, кто вложился в будущий релиз — это очень мотивирует и воодушевляет.
Я лично как автор больше переживала о том, что люди будут разочарованы итогом нашего труда, ведь «История Рыцаря» — это очередной творческий эксперимент, творческие поиски. Но сейчас мы получаем огромное количество положительных отзывов об альбоме, и статистика прослушиваний растет, а это говорит о том, что в целом нашу работу оценили хорошо, и творческая задумка оказалась понятна и близка большинству наших маркополовцев в целом.
— Как пандемия повлияла на вашу группу?
Паша: Безусловно, это было очень непросто. Первое время работа группы и её развитие были фактически заморожены почти на полгода, отменилось множество концертов, но в дальнейшем… Мне кажется, пройдя через все эти трудности, мы стали сильнее как коллектив, как единое целое, стали больше ценить и понимать друг друга.
— Вы много выступали на множестве разных фестивалей: от «Нашествия» до локальных фолк-ивентов. Какие фестивали вам больше нравятся?
Леди Кэп: Безусловно, все мероприятия хороши по-своему: и опен-эйры со множеством участвующих коллективов, и сольные концерты. Меня всегда особенно цепляет и трогает, когда многие зрители, а не только артисты, надевают характерные исторические костюмы, а на территории фестиваля различные мастера выставляют на продажу свои работы — украшения, доспехи, когда есть мастер-классы и показательные выступления участников ролевого движения — это всегда очень атмосферно и интересно. Но самое трогательное — это когда наши маркополовцы устраивают особенные флешмобы для нас на сольных концертах — раздают зрителям вырезанные из бумаги облака, листья клевера, кораблики, зажигают фонарики и даже устраивают показательные самурайские бои или театрализованное шоу под определенные песни — это просто потрясающе и остается в памяти и в сердце на всю жизнь!
— Раньше у вас часто менялся состав участников группы. Какая сейчас обстановка в коллективе?
Паша: Честно говоря, последнее изменение в нашей команде, да и то вынужденное, было в самом начале 2017 года, целых 5 лет назад. Не думаю, что это утверждение о частой смене музыкантов можно применить к «Марко Поло». Так что мы действительно КОМАНДА и этим гордимся!
— В интервью «Субкультуре» 2019 года вы рассказывали, что мечтаете о большом концерте с симфоническим оркестром на десятилетие группы. Вы еще думаете об этом?
Леди Кэп: Безусловно! Я не уверена насчёт именно десятилетия группы, но в планах нечто подобное точно есть. Правда, меня как композитора, как ни странно, больше интересует струнный квартет — у него более камерное и аутентичное звучание.
Источник фото: Юлия Хриптан
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!