Прямо сейчас этот текст может читать кто угодно: инженер с судостроительного завода, преподаватель философии, пекарь в сетевом супермаркете, судья областного арбитражного суда, журналист «The New York Times», архивариус, менеджер по продажам, шаман, счастливый человек, несчастный человек, человек без селезёнки, человек с сердцем справа, мужчина, женщина, ребенок, собственной персоной — вы… Что? Кто-то выделяется? Шаман? А если я скажу, что шаман и пекарь — это один человек? А шаман без селезёнки? А шаман — вы? Вы шаман? А, может, уснувший в трактире Лунный господин, которому снятся эти буквы-буквы-буквы? Просыпайтесь, пора возвращать Луну на небо!
Сегодня «Субкультура» расскажет вам про реальных людей, которые не только создали свой полный приключений мир, но и приглашают каждого присоединиться к его изучению. Он как мировой океан — бесконечный и пугающий, изученный только на 5%. Кем бы ни был слушатель, он найдёт то, что искал; если не искал ничего — найдёт, что искать. А там — скрип досок на влажной палубе, запах солода, крики чаек под тяжёлыми дождевыми облаками, смех за соседним столом в придорожном трактире и мягкий свет старого маяка вдалеке. Сокровища — это не всегда золото, отмеченное на карте красным крестом. Мы не обещаем вам богатства в сундуках и мировую славу — только осязаемое ощущение свободы под шум волн и теплый ветер в волосах. В дорогу?
«Дамрава» — фолк-рок-группа из Калининграда. «Дамрава» — это песни, в которые сбегаешь, когда в своем «здесь» становится тесно; когда чувствуешь, что надоело НЕ отправляться в путь, не зная ни конечной точки, ни когда вновь окажешься дома. Вышедший в конце сентября альбом «Стены Бальги» погружает слушателя в уникальную атмосферу средневековья и фэнтезийных сюжетов — песня за песней, и ты уже не просто человек в наушниках, а путешественник с храбрым сердцем и бутылкой эля в левой руке. Двигаться вперед не страшно, пока «Маяк» и «В добрый путь» продолжают играть, пока Лунный господин из «Трактира» готов разделить с тобой пинту пива, а «Северный шаман» лечит душевные раны, приобретённые в пути и задолго до него.
Возможно, их тексты не имеют отношения к реальному окружающему миру. Возможно, только они и имеют. Зависит от того, у кого спрашивать. Мы спрашивали у них самих — и про мир, и про музыку, и про Калининград — «дом фолка».
— Расскажите историю названия. Что такое Дамрава? Кто такая Дамрава? Это одушевлённый предмет? Географическое название? Может, аббревиатура?
— Вспомните листву дубов в разгар лета. Она ведь не то чтобы прямо зелёненькая: такой глубокий, пыльный, зрелый, тёмный цвет. Кроны массивные, стволы широкие — мудрые, сильные деревья. Теперь представьте дубовый лес, дубраву. Она начинается резко, стоит стеной. Может быть, словно живая крепость, или Фангорн. Ветер над дубравой сильный, а внутри будто замедленный, солнце прорезает кроны и видимыми потоками освещает отдельные участки, а где-то темно и сыро. Совершенно не понятно, кто там обитает, что там происходит, какие тайны прячет этот зачарованный лес. Там точно есть замки, лес точно примыкает к морю, там точно живёт шаман и похоже, что и дракон. Вот это и есть Дамрава. И я её изучаю. Иногда такое найду — сама в шоке.
— Группа «Дамрава» состоит из семи человек. Расскажите, как формировался её состав, ведь найти шесть союзников гораздо сложнее, чем одного-двух.
— Особенно сложно найти именно одного. Постоянно пропадает! Творческий человек, ё-моё. Серьёзно теперь. На самом деле не из семи, конечно. Нас там много прячется в лесу. Семеро — полный состав, и пятеро — летучий отряд — это боевые команды, которые умеют показать именно НА СЦЕНЕ то, что мы годами творим. Раньше я категорически отрицала возможность изменения в этих командах, сейчас очевидно, что это подвижная достаточно форма существования, и мы то так, то так. Общее число людей, участвующих и помогающих, постоянно растёт. Народонаселение наше. Единомышленников мы особо и не ищем, как-то складывается само. Изначально нас трое было, а теперь вот: по официальным данным семеро, по факту… Конечно, для определенного звучания нам нужен определенный набор инструментов, и мы искали музыкантов. Но если я буду об этом рассказывать, будет сухо и неинтересно. Давайте договоримся на том, что я не скажу, сколько нас точно (у нас всё так удивительно бывает, что с меня «право неожиданности» требовать можно), но скажу, что всех, кто относится к этому МЫ/ОНИ, можно найти в наших соц.сетях. Мы всегда пишем поименно и никого не прячем. Вроде бы.
— Какие музыкальные инструменты вы используете? Какой из них самый неожиданный и непривычный для неподготовленной аудитории?
— В основе у нас рок-фундамент: барабаны, бас, электрогитара. Всю летающую красоту делают мелодисты: флейта, скрипка, альт, арфа, виолончель. Дальше интереснее, инструменты, которые добавляют вкусы и краски: варганы, бузуки, диджериду, шаманский бубен и укулеле. В любой момент может появится ещё кто-то ещё с чем-то. Но не думаю, что сейчас кого-то можно удивить каким-то из наших инструментов. Есть секретный ингредиент — звучки. Их можно найти в студийных альбомах. Они всегда разные, выскакивают, как чёрт из табакерки, и (меня уж точно) всегда радуют. Хотите яркий пример — послушайте «Трактирную» («Стены Бальги»).
— Ваше направление — фолк-рок. С позиции людей, очевидно увлечённых фольклором и фэнтези в музыке (и, наверное, не только в ней), поделитесь своим пониманием фолка. Что в нем особенного? Почему его нужно попробовать послушать даже тем, кто, казалось бы, далек от сюжетов про шаманов и мореплавателей?
— Для меня это сложный вопрос. Во-первых, потому, что в моём понимании, широкой линией проходит граница между фолком и фольклором. Всё что фольклор: народное творчество, прочная связь с историей и культурным кодом — сразу нет. Мы не про это. У фолка, на мой взгляд, гораздо меньше обязательств — историческая достоверность, соответствие материала временным отрезкам, вот это всё моему фолку не обязательно. История дарит нам сюжеты, народное творчество — мотивы, лады, созвучия. Фэнтези добавляет красок. Почему же его нужно попробовать? Если нет тяги к природе, к мистике, если в современной реальной жизни хватает всего абсолютно — то можно попробовать просто из интереса. А вот если иногда хочется моря или леса, чуда или там двух лун в небе, то уж вот тут — доктор прописал. Или шаман.
— Ваш основная аудитория — это люди, увлекающиеся фентези, или вас слушают вне зависимости от погружения в культуру? И если говорить про культуру — насколько узко это сообщество? Поправьте меня, если я не права, но, например, поп-музыка более доступна для общего прослушивания, потому что не подразумевает увлеченности определенной темой, чего не скажешь про фолк. Или скажешь?
— Поп-музыка более доступна для общего прослушивая — это так. Но, мне кажется, не потому что не подразумевает увлеченности темой, а потому что не подразумевает необходимости вслушиваться и вникать. Поп-музыка быстро, ловко и без обязательств создаёт нужное настроение и не создаёт ненужных мыслей. В одно ухо влетала, в другое вылетела, а веселее вроде стало. Фолк требует его распробовать, послушать инструментальные темы, обдумать текст, сообразить, что ты чувствуешь при прослушивании. И это не всегда простая эмоция — веселье или грусть-печаль. Послушайте «Бальгу». Что чувствуете? Что касается аудитории: не обязательно быть вгруженным и подготовленным, надо быть просто готовым. Готовым к путешествию.
— 24 сентября вышел альбом «Стены Бальги». Расскажите про него. Сколько заняла работа? С какими трудностями сталкивались в процессе? Чем гордитесь больше всего?
— Я даже не вспомню, когда мы начали писать материл для Стен. Записывали и сводили около года. Первый альбом «Дорога Неринги» — это мы сами впервые попали в нашу дубраву и пытались сообразить, что там и как. К моменту выхода «Стен Бальги» мы уже жители. Мы уже многое знаем о мире, который строится вокруг нас. Поэтому этот альбом я могу назвать более цельным, обдуманным, осмысленным. По звуку в «Дороге Неринги» перевешивал фолк, в «Стенах Бальги» — рок. Он драйвовый и сильный. Трудности, наверное, были. Как без них? Но сейчас уже не вспомню. Удач было больше. На самом старте нам пришлось искать звукорежиссёра. И вот это могло стать очень большой проблемой. До этого мы работали с очень талантливым человеком, который хорошо знает жанр. Ну прям лучшим в своём/нашем деле. Но тут судьба решила нас не ждать и очень быстро свела с молодым режиссером, который никогда не работал с фолком. И это оказался просто клад! Это одна из самых больших удач «Стен».
— Группа лоцируется в Калининграде, и я не могу не спросить про влияние региона, в котором вы живёте, на музыку, которую вы делаете. Например, песня «Бальга» — третья в альбоме. Бальга — это известный замок (точнее, то, что от него осталось) в Калининградской области. Или строчки из «Дождя» — «Он не на якоре – в матовом стекле/В книжной лавке Кёнигсберга». Как история города создаёт историю музыки?
— Кёниг оказался вообще достаточно крутым парнем. Начать надо с того, что мы из Сибири примерно в одно время приезжаем в Кёниг и именно тут начинается история Дамравы. Город нас свёл, подарил вдохновения и возможности. Сейчас я уже умею вытащить то, что мне нужно, из камня замковых стен, из солёной волны моря, поймать луч маяка. Я всё не могу понять, почему в Калининграде так мало фолка — это же прямо дом фолка. Тут всё для него есть!
— В текстах вы часто поднимаете тему пути. Расскажите про мотив дороги в фолке. Почему он трогает лично вас? Ведь «Маяк», «Дождь», «В добрый путь» и «Оберег» написаны не просто так.
— Я даже внимания не обращала на это, пока вы не спросили. Мы изучаем мир вокруг нас, стремимся всё больше увидеть и осмыслить. Показать слушателям, как видим его мы. Постоянно ищем какие-то наиболее яркие, «говорящие» места и явления. Вот и путь. Творчество — это же путешествие. Почему же мотив дороги трогает лично меня? Я, знаете ли, по долгу службы читаю очень много. Поэзии в том числе. Но сколько бы гениальных и сложных произведений не было прочитано, остаётся самым любимым один простенький стишок:
Бежит дорога все вперед,
Куда она зовет?
Какой готовит поворот?
Какой узор совьет?
Сольются тысячи дорог
В один единый путь.
Начало знаю, а итог
Узнаю как-нибудь.
Вот вам и ответ.
— Есть песня, которой вы гордитесь больше всего? Может, та, от которой отталкивались при написании альбома?
— У меня нет выраженного чувства гордости относительно творчества. Нет такого, чтобы я гордилась песней. Я просто радуюсь, что песни получаются, что звучим, как есть, что идем дальше. Думаю, что однажды настанет день, когда мы выйдем в обычный подлунный мир и просто останемся жить. И вот если наша Дамрава растает, как мираж, спустя некоторое время, то это будет красивая, немного грустная сказка. А если останется, населённая другими мечтателями — это, пожалуй, будет повод для гордости.
— Что нужно увидеть в Калининградской области, чтобы почувствовать ваши песни так, как чувствуете их вы?
1. Нужно увидеть наш живой концерт. Обещаю, сразу после этого на карту лягут маршруты, и вопрос «куда бы съездить» не встанет.
2. Море, конечно. Куршскую косу, Филинскую бухту, форт Западный.
3. Деревню викингов КАУП и парк-музей Ушкуй. Желательно в дни мероприятий, чтобы занырнуть.
4. Замки? Ммм… Если просто интерес, то замки — да. Если же вас действительно завораживают и манят средневековые ЗА-А-А-АМКИ! То не надо, посетите лучше Форт Дёнхофф. Это моё личное мнение, не надо меня слушать. Смотрите всё.
5. Моя новая любовь — Маяк Rinderort.
6. Есть ещё ряд секретных мест, но про них я рассказываю только на концерте. Хи-хи-хи.
Читайте также
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.