Обрывается последний девятый трек нового альбома MASSFACE Inequable — в голове рой мыслей о прослушанном, об эстетике группы, о связи с реальностью. Этот рой хаотичен, взвинчен и никак не хочет упорядочиться «на бумаге». Такое часто в последнее время с мыслями — и легче всего оставить лист чистым. Но Inequable заслуживает, чтобы о нём написали, и мы включаем альбом заново, чтобы собраться.
Кстати говоря, пластинка этому процессу совсем не способствует. Вы посмотрите на название — неравномерный, неуравниваемый — очень точно о том, что творится внутри и снаружи. Это называется «уловить дух времени». Inequable — совсем не терапевтическая работа, она надрывает и щекочет и без того натянутые нервы. Но всё это в итоге выливается в какое-то мазохистское удовольствие, как плач навзрыд или боль в мышцах после тренировки.
MASSFACE — петербургская команда, выводящая альтернативный метал в России на новый уровень. Честно говоря, встречая предыдущие релизы коллектива в Сети, не возникало даже подозрения, что музыканты где-то рядом (прямо как и истина) и что на их концерт запросто можно сходить в самое ближайшее время. Кстати, можно. 20 октября в клубе «Ласточка».
Почему же MASSFACE кажется зарубежным проектом? Причин как минимум две. Во-первых, группе присуще потрясающее чувство стиля. Это касается как визуала — никаких языков пламени, пошлых виньеток и театральной агрессивности: от логотипа до клипов — всего ровно столько, чтобы зацепить, заинтриговать, но не переборщить. Так и в звучании пластинки, несмотря на её жёсткость и мрачность, ни нотки лишнего, пошлого или клишированного. Ограничиваясь одним нашим любимым словом — красиво.
Вторая причина кроется в непримиримой дотошности к качеству. Хотя все участники коллектива, помимо музыкальной деятельности, ходят на «человеческую» работу, к своему проекту они относятся отнюдь не как к хобби. А потому перезаписывают и дорабатывают ровно столько, сколько нужно — даже если на это уходит семь лет (а именно столько прошло времени от первой демки до релиза).
Читайте также
На Inequable слушатель обнаружит эксперименты с ритмом и акустическую гитару, переживания на тему экологии и судьбы человечества, а также вольные инструментальные композиции, гроул и мелодичный вокал, пугающие образы и тяжесть переживаний, но, несмотря на всё это, воздух. Который даёт отдышаться, осмыслить, загнаться, ещё раз отдышаться и идти дальше. Ну вы поняли, сложно, но интересно, как и в жизни.
Мы пообщались с участниками MASSFACE о судьбе коллектива, новом альбоме и принципах группы.
— С момента возникновения в 2013 (или 2011, как считать) году ваша группа претерпевала значительные изменения в составе, включая смену двух вокалистов. Как коллективу удалось пережить существенные трансформации?
— У MASSFACE всегда были свои ориентиры, свой вектор движения, которому мы следовали и продолжаем следовать — и при потребности в новом человеке мы всегда терпеливо ищем такого, который не только соответствовал бы нашим высоким требованиям как музыкант, но и резонировал с нами на одной частоте: начиная с общих музыкальных предпочтений и заканчивая похожим взглядом на мир и чувством юмора. Наверное, в этом и секрет.
— Качество вашей музыки требует значительных сил и вложений, однако, насколько я понимаю, группа не занимает всё ваше рабочее время. Кто участники MASSFACE вне сцены?
— Вне MASSFACE мы все работаем на «обычных» работах: среди нас инженеры, дизайнеры, айтишники, врачи — в общем, специалисты в абсолютно разных сферах.
— Когда речь впервые зашла о выпуске нового альбома Inequable? Как много времени у вас ушло на создание этой работы, и какие трудности, возможно, пришлось преодолеть?
— Инструментальные демо-записи для Inequable были готовы давно — например, отрывок Bystander можно услышать на одном из наших промо-видео, датированном аж 2015 годом! Поиски нового вокалиста сильно затормозили написание песен, но когда летом 2020 года в группу пришел Саша [вокалист], мы начали превращать инструментальные демки в песни, накидывая множество вариантов вокальных партий и текстов — и в итоге рабочие версии песен были написаны уже к декабрю. Однако запись и сведение заняли ещё полтора года, ведь даже в процессе мы переслушивали материал, много чего дополняли, меняли, дорабатывали максимально тщательно каждую деталь и в инструментале, и в вокальных партиях. Для Dunes, например, было решено дописать ещё несколько моментов уже после получения даже не первого рабочего микса.
— Уже в названии альбома раскрывается его главная фишка – разнородность. Это задуманный концепт, или вы просто решили не препятствовать тому, что каждая композиция получается уникальной?
— Наш басист Лёша, гитарист Ваня и барабанщик Денис — авторы исходных демок, которые затем совместно дорабатывались в песни. Несмотря на то, что их музыкальные вкусы во многом схожи, у каждого из трёх свой почерк при сочинении. Когда мы собрали единую картину, стало ясно, что альбом получился разноплановым по жанрам, настроениям, эстетике, но вместе с тем песни звучат интересно и дополняют друг друга. Нас зацепила эта «неравномерность», «неуравновешенность», и название пришло само собой.
— Связано ли утяжеление и умрачнение вашей музыки с тем, что последние три года творится вокруг?
— Как уже упоминалось выше — инструментально все было готово довольно давно, а вот в паре текстов происходящее всё же нашло своё отражение. Хотя по большей части лирика песен вдохновлена нашими любимыми книгами, фильмами и музыкой, а также переживаниями личного характера.
— Мы привыкли оценивать метал по звуку, а насколько важна роль текстов в новом альбоме?
— К написанию текстов мы подходили скрупулезно — как правило, всё начиналось с одной идеи, от которой можно бы было оттолкнуться дальше. Исходная идея для Aftermath, например, основывалась на проблеме ужасных лесных пожаров, бушевавших в Австралии и Сибири. Но по мере работы над песней и её развития стало ясно, что смыслов получается куда больше. Что человечество делает с планетой? Что люди творят друг с другом? Есть ли возможность исправить хоть что-то или хотя бы искупить вину за сделанное?
— Группа окончательно ушла от русского языка?
— Ещё в 2016 году мы сознательно ушли от сочинения песен на русском, чтобы иметь возможность быть услышанными и понятыми более широким кругом слушателей по всему миру. Но возможных языковых экспериментов в будущем мы не исключаем, хоть на данный момент и не планируем.
— Если с источниками вдохновения в тяжёлой музыке все понятно, интересно узнать, кто впечатляет вас в мире более массовой музыки?
Ваня: John Mayer, Amy Winehouse, Seal, Katy Perry, Sting.
Сема: Dua Lipa
Лёша: Nirvana
Саша [гитарист]: Michael Jackson, Madonna, Joe Cocker, Elton John, Christina Aguilera, The Weeknd.
Денис: Sam Fender, SEREBRO, Bob Marley, Red Hot Chili Peppers, Rihanna.
Саша [вокалист]: Charlie Puth, Sam Smith, Emarosa, Robbie Williams, Craig David...
— На вашем счету немало впечатляющих достижений: ротация на больших каналах, победа на российском этапе Emergenza, упоминание в зарубежных СМИ. Какое из них греет душу больше всего?
— На данный момент, наверное, это выступление на большом опен-эйре Taubertal Festival в Германии — но очень хочется верить, что главные достижения MASSFACE ещё впереди!
— Что ещё планируете в поддержку нового альбома?
— 20 октября 2022 мы отыграем концерт-презентацию Inequable в питерском клубе «Ласточка», к которому приурочим партию крутого эксклюзивного мерча.
Планируем выпустить ещё один-два клипа, lyric video для каждого трека на альбоме, а также попробуем себя в жанре playthrough.
— Наш традиционный вопрос — какая ваша главная творческая амбиция?
— Не подстраиваться под тренды и продолжать делать музыку так, как нравится нам самим.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!