В июле этого года музыкант инди-группы «Со мною вот что» Матвей Сухов собрался с силами и «раскопал» архивные записи, которые он делал ещё в молодости. Так возникла идея создать сборник под названием «Что я наделал», который вышел 19 ноября. На пластинке Матвей не только погружается в добрую ностальгию по своему детству и юношеству, но и доказывает, что не так уж и страшно посмотреть на себя в прошлом со стороны.
«Что я наделал» — первая часть сборника. Вторая часть будет содержать песни с 2008 по 2024 год. Первая же часть состоит из 11-ти песен, которые Матвей написал с 1999 года, когда ему было 12 лет и он «по приколу» с другом начал делать музыку, по 2008 год, где он столкнулся с переломными событиями юношества: расставанием с девушкой, распадом своей первой группы, уходом близкого друга в армию на 2 года.
До этого релиза Матвей выпустил сингл «Тянется март», в котором он также поделился своими воспоминаниями о прошлом и рассказал о своём нелюбимом месяце года. Можно сказать, автор продолжает свой временной эксперимент и раскрывает его по-новому в своём сборнике.
Как легко догадаться в «Что я наделал» собраны песни в разных стилях. Они отражают определённые этапы музыкальной карьеры Матвея, эволюцию его музыкального вкуса и авторского мастерства. Тут музыкант демонстрирует нам и «бардовского Короля и Шута» в песне «Старик и дети», и свою любовь к динамичным ритмам группы «Кино» в «Вечернем крике», и стремление песней «Курск» создать инструментал в духе Pink Floyd.
Открывает альбом «Обратный отсчёт», который погружает нас в прошлое исполнителя. Песня «Старик и дети» рисует такую картину: Матвей только начинает писать стихи, неуверенно зажимает три аккорда, но всё же осмеливается играть музыку, а через 25 лет делится с нами результатом. Идеально отражает концепт пластинки композиция «Вечерний крик». В ней молодому 14-ти летнему мальчишке подпевает 37-ми летний бородатый дядька, и оба этих человека — Матвей Сухов. Один Матвей только ищет себя на музыкальном поприще, другой — уже наученный жизненными радостями и невзгодами взрослый артист. По-прежнему объединяют этих двоих Матвеев тяга к творчеству и любовь к музыке.
Читайте также
Пластинка «Что я наделал» интересна не только в метафизическом плане своим философским посылом о молодости и поиске себя, но и как нетипичный музыкальный эксперимент с разными стилями разных эпох. Ну а дальше сам Матвей ответит на наши вопросы и подробнее расскажет о своём творении.
— Трудно ли было собрать свои старые сочинения и решиться выпустить релиз с ними? Какие чувства испытали, вновь прослушивая их?
— Да, было трудно.
Во-первых, физически. Нужно было отыскать старые кассеты в подвале, а в июле у меня была операция по удалению аппендицита и тяжёлого нельзя было поднимать. Поэтому сам процесс добычи древностей растянулся.
Во-вторых, морально. То тут, то там меня поджидал кринж из 2024. То глупый голос, то странные слова, то плохо пою, то плохо играю.
Помимо кринжа, немножко гордости и много счастья, что столько всего сохранилось и можно спеть с самим собой дуэтом. Ну и весь этот сборник про чувства и про то, что их не надо бояться. Потом ты всё равно вырастешь и станешь скучным дядькой со счетами на оплату.
— Я так понимаю альбом во многом о вашем взрослении не только как музыканта, но и как человека. Поэтому хочется начать с истоков и задать пару вопросов про ваше детство. Как так вышло, что вы начали заниматься музыкой? Когда написали первый текст для песни? Каким вы себя помните в том возрасте?
— Я начал заниматься музыкой по приколу. Мы с другом сперва строили шалаш, потом пытались сколотить футбольную команду, а потом как-то шли по улице, и он говорит: «Ну, пора нам и группу сделать!» Первый текст тогда и написал — в 1999 году, в 12 лет. А текст пятый или шестой — это как раз «Старик и дети».
Как и любой родитель, я помню себя в этом возрасте любознательным, активным, общительным. Не то, что моя скучающая 11-летняя дочь (шутка) Её, кстати, прикольнула песня «Старик и дети» Но как бывший учитель я знаю, что все тинейджеры сумасшедшие и бесячие и наверняка я был точно таким же.
— В песне «Старик и дети» 1999 года чувствуются бардовские мелодии, а в следующих композициях можно услышать влияние группы Кино, Егора Летова и различных западных рок-музыкантов. Какие исполнители в первую очередь подвигли вас на творчество?
— В первую очередь, мне кажется, это был канал MTV-Россия. Там было много познавательных передач типа «Высшая проба» или документальные фильмы про Kiss, RCHP и других. И клип группы «Кирпичи» Плюю я.
Ну и ещё книга Алексея Рыбина «Кино с самого начала». Я её сразу дал своему другу почитать, как только он заикнулся про группу. Очень талантливо написано, как бы я сказал сейчас)
— Менялся ли ваш музыкальный вкус с годами?
— Конечно. Сперва я покупал кассеты «Дюны», потом кассеты «Кино», «Алисы» и раннего «Короля и Шута». Потом полез во времена пораньше — «Воскресенье». А уже к старшим классам сильно пропёрся по Pink Floyd.
Ну а с появлением у меня в 2002 интернета я просто стал слушать кучу рок-музыки XX века. Сейчас просто люблю музыку XX века — джаз, эстраду, рок, андеграунд.
— Альбом называется «Что я наделал». Это сожаление и тоска о прошлом, о безрассудных поступках, или же ироническое название в стиле: «Вот, смотрите, какие у меня были песни?
— Как раз двойственность этого названия мне и нравится. Я и стесняюсь, и горжусь всем этим. Но призываю всех и каждого не обесценивать того, что сделали. Если этот сборник вдохновит кого-то вернуться к забытому творчеству — он ударит точно в цель.
— Расскажите о своей первой группе The Wright и инструментале «Курск». Какие у вас были тогда музыкальные амбиции?
— Самые грандиозные. Мы грезили мировой славой и рассчитывали сразить всех тем, что не хуже Pink Floyd.
Группа была прекрасная. Мы проводили всё время вместе, курили, пили, но в основном сочиняли и записывали музыку в комнате барабанщика. Лето, каникулы, ах! И много чего осталось.
Я ещё в 11 классе понял, что раз у нас есть первый альбом, то уже не страшно и помирать. И все четверо верили в это и в нас безоговорочно.
— Вы говорили, что в The Wright объединились академизм музыкальной школы и звучание ваших ранних песен. У музыкантов бытует мнение, что академическое музыкальное образование может помешать сочинению оригинальной и необычной музыки. Ваше образование помогло вам раскрыться как автору или загнало в определённые рамки?
— Если сравнивать ранние песни на сборнике с поздними, то, на мой взгляд, ответ очевиден: конечно, помогло!
Так бы я не знал, как сыграть четвёртый аккорд, обходясь тремя. Но у меня был отличный учитель музыки. Он был прежде всего учитель и уж после — музыки. И он правильные общечеловеческие ценности привил. Мерабий Гогиевич Начкебия. Хотя по нотам я с тех пор так и не играл никогда.
— Два трека «Тревога» и «Ты не поверишь», записанные в студии в 2006 году, на момент почти распада группы, будто символизируют закрытие очередной главы в жизни. Был ли этот этап для вас сложным?
— Да, этот этап был сложным. Я расстался с девушкой, потом группа раскололась на две части. А уж когда барабанщика забрали в армию на 2 года, наступил совсем крах! До его ухода мы очень энергично репетировали вдвоём и много придумывали. Но с этой его армией закончилось моё тинейджерство и первая группа. Столько всего переменилось для меня за один 2006 год! В этом и ценность этих двух записей. Тем более они были несведенными почти 20 лет.
— Можете ли вы выделить одну или две песни, которые стали для вас особенно важными в этом альбоме? Что они для вас значат?
— Значат они для меня очень много и очень разное. Ранние я вспомнил и подивился, что сочинил их я. Это так странно — не помнить целую песню! Представьте, сколько мы всего забыли из 7-8-9 классов? Они помогли мне стать тем, кто я есть. Взрослым Матвеем Суховым, не предавшим любимого дела — сочинения песен) Здесь они ступеньки к счастью. А счастье — это творить, простите за пафос.
— Весной у вас выходил сингл под названием «Март», но её нет в сборнике. Вы изначально не хотели включать сюда ни одной новой песни?
— Дело в том, что это лишь первая часть сборника. Вторая выйдет позже и будет включать записи 2009-2024 годов! Там будет и «Со мною вот что», и группа «Стол-стул-стены», и мои дуэты с PK Jazz Collective, короче все, что принесло мне какую-то известность в узких кругах и попадания в плейлисты, книжки и сериалы.
Просто мне было жалко не включать самые старые записи! Всё-таки я же решаю, что включать, а что — нет) Поэтому этот сборник может быть тяжеловато слушать. Но я разбавил как мог — много новых миксов, разброс жанровый довольно большой — от неоклассики до чуть ли не ню-металла. Его и не обязательно слушать полностью. Но эффект для прослушавшего всё целиком ожидается ошеломительный.
Мало того, для тех кто заинтересуется каким-то проектом — его можно будет отыскать на стримингах в полном размере — альбомы 2000-х годов я, скрепя сердце, сейчас там разместил!
— Альбом «Что я наделал» — это завершение очередного этапа в жизни перед чем-то новым? Есть ли какие-то творческие планы в рамках сольного проекта или с группой «Со мною вот что»?
— Да. Сперва будет полноценный альбом Матвея Сухова. Потом альбом «Со мною вот что». Потом ещё альбом «Со мною вот что» и ещё альбом Матвея Сухова, а потом… ну вы поняли.
— Хотели бы вы хоть ненадолго вернуться в своё детство?
— Я бы хотел вернуться не в детство, а в те времена. И этот сборник я задумывал как путешествие в те годы. А что бы я сделал? Прогулялся бы по солнечным Кузьминкам, покатался по закрытым трамвайным линиям, поел бы какого-нибудь стародавнего фастфуда или шоколадок с мороженым.
— Какую песню вы посоветовали бы сочинить юному Матвею Сухову?
— Никому бы никаких песен не советовал сочинять. Тем более себе. Я все такие советы всегда отвергал и ненавидел. Я бы посоветовал всем, кто хочет сочинять только одного — сочинять! И плевать, кто и что по этому поводу скажет. А в назидание всем — вот этот сборник от человека, не слушающего советы.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!