Осмысление 2022 года вылилось в огромное количество разнообразного творчества, которому ещё суждено получить название от критиков будущего. И чем, на наш взгляд, прекрасна современная эпоха, так это тем, что пределов этому осмыслению нет никаких. Как и по мотивам исторических событий можно снять печальный документальный фильм или жёсткую сатиру (привет таким шедеврам, как, например, «Бесславные ублюдки» и «Кролик Джоджо»), события за окном сейчас описываются всеми возможными способами. От забавных мемов и колких стихов до песен, которые признают экстремистскими, и четырёхчасовых интервью.
Новый альбом «Сальто-мортале» русско-итальянского проекта Hortenzia — ещё одно такое осмысление, причём не из самых очевидных, как раз как мы любим. Если послушать пластинку без слов или заменить их, положим, теми же итальянскими, можно подумать, что это саундтрек к жаркому кабаре-представлению или эмоциональному испанскому ретро-фильму. Впрочем, даже если оставить слова, придётся в них (о боже!) вслушиваться, чтобы понять что к чему. Однако не следует относиться к прослушиванию этой работы так серьёзно. Сначала советуем как следует насладиться её музыкальной насыщенностью: обилием ярких духовых, гитарным звуком из вестернов и аранжировочными приёмчиками из нулевых. А текст спустя время сам начнёт проникать в подкорку, раскрываясь то одной, то другой меткой строчкой — а таких там очень много.
Похожее принятие происходило с альбомом-осмыслением «Ничего больше нет» от СБПЧ, который вначале воспринимался как очередной сборник гимнов наивности и детства, а потом обнажил всю свою боль, так что сердечку в обнимку с песнями пришлось порыдать вдоволь. Построен он, правда, таким образом, что сначала ты рыдаешь, а потом всё же постепенно вспоминаешь про добро и радость. Пластинка «Сальто-мортале», как и её говорящее название, делает несколько солнышек на эмоциональных качелях то успокаивая и подбадривая бодрыми этническими мотивами, то окуная в холодный омут наедине с правдивой гитарой. Заканчивается альбом весьма драматичной акустикой, после которой чувствуешь небольшое опустошение. Но не стоит забывать, что опустошение — это шанс заполнить себя чем-то новым — добрым, важным, счастливым.
Больше о новом альбоме и русско-итальянской жизни мы узнали у вокалистки и основательницы проекта Hortenzia — Ксении Резвой.
— Как и когда появился проект Hortenzia?
— Именно в таком виде, как сейчас, проект появился в 2019 году с выпуском альбома «Скерцо». Ранее всё существовало несколько в иных формах, с другими названиями, составами, звучанием.
— Какой до него у вас был творческий бэкграунд?
— Я с детства писала песни, закончила музыкальную школу и колледж по фортепиано и теории музыки. Первая группа, которую я собрала во время учёбы в университете, называлась «Озеро стерхов». Помню, мы выступали на каких-то студенческих фестивалях и получили даже диплом за «патриотизм в творчестве» (смеётся — прим. ред.)
Читайте также
— Кто, помимо вас, сейчас работает над проектом?
— Конечно, у меня есть саунд-продюсер, с которым я работаю удалённо. Сейчас мы ещё вместе с ним сняли клипы, для этого удалось организовать встречу. Каждый трек нового альбома «Сальто-мортале» сопровождается мини-клипом, все они связаны между собой. Кроме этого, есть ещё гитарист и барабанщик, сейчас мы все разбросаны по миру.
— Как давно вы живете за границей? Влияет ли физический отрыв от родины на творчество?
— Постоянно я живу в Италии более трёх лет, но до этого ещё несколько лет я жила между двух стран, проводя по полгода в Италии. На творчество влияет не столько отрыв от родины (для меня в принципе понятие родины очень относительное, какую-то ностальгию по берёзкам я точно не чувствую), сколько, конечно, итальянская культура и всё, что меня здесь окружает.
— Какой совет по ассимиляции вы могли бы дать «свежим» эмигрантам?
— Конечно, делать всё лучше вовремя, а не в последний момент, когда уже остаётся только бежать без оглядки. У меня не было прямо такой ассимиляции резкой, которую бы я почувствовала. Я достаточно давно представляла, что нужно свою жизнь перестраивать в другой стране. Правда, сначала я хотела во Францию, но в процессе так получилось, что до Франции я немного не добралась.
На протяжении нескольких лет я учила язык, приезжая в Италию периодически, обзаводилась связями, знакомствами. У меня не было острой необходимости всё бросать и уезжать, был запас времени. Поэтому всё происходило плавно и гармонично. И второй важный момент: я точно знала, что мне нравится Италия и мне комфортно среди итальянцев, какой-то разницы существенной в менталитете я не замечала. Такого я не могла сказать, например, о Швеции. Единственное, я очень скучаю по друзьям, но надеюсь, что времена изменятся и когда-нибудь они смогут ко мне свободно приезжать.
— Ваш новый альбом «Сальто-мортале» — о наболевшем. Как работа над ним отличалась от записи предыдущих релизов?
— Работа над ним происходила в условиях жесточайшего стресса от происходящих событий: как и у многих, депрессия сменялась отчаянием, весь мир рухнул. После начала СВО я вообще ничего не хотела, просто было не до музыки, но потом как-то собралась и записала альбом. Думаю, это мне помогло более-менее справиться со своим состоянием, ну или хотя бы начать с ним справляться.
В практическом плане работа над «Сальто-мортале» не отличалась от работы над предыдущими релизами, взаимодействие с саунд-продюсером и музыкантами также протекало удалённо, вокал я записывала в Италии.
— Ваша музыка порождает много визуальных ассоциаций из других сфер творчества. Если забыть, что «Сальто-мортале» — это музыкальный альбом, какая первая ассоциация приходит вам в голову?
— На моё творчество в первую очередь влияет кино. Многие из песен были вдохновлены фильмами. Кроме этого, думаю, в альбоме чувствуется бэкграунд из русской культуры и влияние итальянской, как в и прошлых моих релизах.
— Какие новогодние обещания дали себе на 2023-й?
— Я не даю никогда новогодних обещаний, не начинаю новую жизнь с понедельников… Если я чего-то хочу, то добиваюсь этого, не ожидая нового года, новой недели или какой-то ещё даты.
— Какая ваша главная музыкальная амбиция?
— На данный момент я просто хочу, чтобы мой новый альбом помог кому-то ещё справиться с переосмыслением и принятием нового мира, в котором мы все вдруг проснулись год назад.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.