В начале весны лейбл Content Chaos, известный своими контекстными музыкальными сборниками, запустил новую серию — Event Horizon. Композиции в контекстных сборниках от Content Chaos объединены общими темами. Например, у лейбла есть большая линейка компиляций, посвящённых международным праздникам — 14 Февраля, 8 Марта, Дню космонавтики и Дню джаза. При этом сборник International Jazz Day: Russia можно считать ещё и жанровым, так как он всецело посвящён джазу. Event Horizon, Vol. I — тоже жанровый контекстный сборник, где материал сконцентрирован на самой неуловимой музыке — эмбиент. Эта музыка витает вокруг человека, слово ambient так и переводится — «окружающий». У эмбиента может не быть ритма и внятной мелодии, но есть «атмосферность», потому он стал популярнейшей музыкой для озвучки кино, телепередач, компьютерных игр, общественных пространств и арт-инсталляций.
Концепция жанра эмбиент сформировалась в конце 70-х, когда британский музыкант, художник и экспериментатор Брайан Ино выпустил альбом Ambient 1: Music for Airports. Эта работа действительно предназначалась для трансляции в аэропортах, а её презентация прошла в терминале Нью-Йоркского LaGuardia Airport. Предыдущий альбом Ино Music for Films тоже был «функциональным» — его демо-версия намеренно распространялась среди кинематографистов. В результате этой акции музыка композитора прозвучала как минимум в шести фильмах, в том числе в «Школе рок-н-ролла» с участием Ramones. Что символично, Event Horizon, Vol. I задуман создателями как саундтрек фантастического сериала и представлен в профессиональной библиотеке музыки для кино — LSM.
Вселенная эмбиента представлена здесь во всей красе. Медитативный звон сменяется тревожным гудением, аморфная музыка вступает в симбиоз с ритмичной, а электронная — с инструментальной. Event Horizon открывает горизонт музыкальных событий от записи первозданных шумов и переосмысления классики до семплирования индустриальных и компьютерных звуков. Треки скомпонованы, будто в диджейском сете, переходы между ними едва уловимы.
Сборник потенциальной киномузыки начинается с уверенных «Шагов Командора» AMELCHENKO. Клавишный марш выдаёт в нём эдакого Штирлица, а переход с монументального «аналогового» ритма на электронный бит выглядит кратким экскурсом по творческим методам группы Laibach. Твёрдо и неторопливо наш герой подступает к трамплину космопорта, подготовленного проектом Skytracks. Эта дёрганая, чисто эмбиентная, притом не лишённая мелодичности композиция — ожившая картина: сама Земля провожает своего сына в полёт к неизведанному. Он стартует прямо с залитого солнцем луга, где мирно щебечут птички и стрекочут насекомые. Уверен, после таких проводов с командором будет всё в порядке, однако приключений без трудностей не бывает, тем более фантастических.
Как выясняется, техническое обеспечение поражено вирусом coma.exe, запущенным Blvck Sonar Dream. Тревожный пульсирующий дарк-эмбиент напополам с коченеющим индустриальным дабом нагоняет жути, затем подозрительно утихает. И это какая-то чёртова игра, которую ещё предстоит пройти. Причём на хардкорном уровне сложности — именно на этот стиль намекает бочка в эмбиентно-ритмик-нойзовом треке Wicked Game — Metaphorus.
Nickolay Fedorenko в Misty Morning буквально сигнализирует об ухудшении погодных условий громогласным боевым битом, тревожными гудками и синтами, преисполненными пафосом неоклассики. Ему вторит трубящий «Хэликон» проекта «Кабул» — ещё одна бескомпромиссная эмбиентная композиция, не нуждающаяся в ритме. Снизить напряжение призван Dialogue — SHINE DIA трип-хоповая вариация на тему эмбиента с царапанным битом, задушевными джазовыми клавишами и умиротворяющим рожком.
Летать в космос и бога не видеть — уже история. Космонавты новейшего времени обустраивают на МКС целые иконостасы. Религиозные и околорелигиозные мотивы прослеживаются почти всю вторую половину релиза, начиная с White Goddess — Mitra. Вместе со звоном колоколов и колокольчиков здесь разливается звук журчащей воды, видимо, символизирующий омовение. Затем нашего героя ждёт спуск в ад, катарсис, и возвращение. Нисхождение происходит под эмбиентно-построковую V / N / L Утерянный корабль — Descend. Хоть в этом треке и зашифровано какое-то нарочито режущее уши послание, его можно с интересом и удовольствием дослушать до конца. Так уж совпало, Catharsis от NISTRIA и по сюжету, и по звучанию перекликается с Descend. Это тоже гитарно-электронная композиция, разве что музыка тут менее абстрактна и более басовита, — не в упрёк предыдущему проекту. После испытаний раем и адом командор космического корабля, минуя таинственное «межпалубное» пространство — лимб, отправляется назад. Несмотря на инструментальную минималистичность преимущественно клавишная композиция mal0 и Pure Violet «Покидая лимб» динамична и выразительна. Слушая её, ярко представляешь себе томительное пребывание героя в невесомости между двумя религиозными стихиями, а затем и прорыв в безоблачное звёздное пространство.
Небеса содрогаются под Universalis — Shudders of the Sky — захватывающее неоклассическое произведение, будто бы вдохновлённое советским авангардом и в частности сюитой «Время, вперёд!» Георгия Свиридова, ставшей символом известной телепрограммы. А под занавес мы встречаем Последнего Хранителя Света. Aleksey Chistilin представляет красивую и лиричную космическую симфонию The Last Sentinel of the Light, под которую можно спокойно посмотреть титры .
Что ещё происходило в этой фантастической вселенной, вы обязательно додумаете сами. Прямо как смотритель маяка в далеком космосе с позывным Midgarddancer, который создал по мотивам Event Horizon, Vol. I отдельный фантастический рассказ. Получившееся произведение уже озвучил в формате подкаста «Голос из будущего» постоянный участник сборников Content Chaos — Angelo Taylor, осталось лишь дождаться экранизации.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.