Шёл 2023 год, и на клавиатуре особенно западали клавиши, на которые нужно нажимать для составления словосочетания «пандемийный альбом». За три года мы успели отслушать десятки релизов, созданных во время Великого Всемирного Затворничества. Однако сегодня речь пойдёт не об очередном из них. Мы поговорим о целом пандемийном проекте, который из изоляции вырос в настоящую «камерную» семью.
«Я не люблю, когда работу называют семьёй, — делится вокалистка Nella Musica Orchestra Мария Гредникова. — И если ты приходишь в коллектив, где звучит фраза „Мы одна семья“, оттуда надо бежать. Здесь я тоже открещивалась как могла, но пришлось сдаться: мне хорошо с этими людьми, они меня понимают и принимают такой, какая я есть. Поржут надо мной, если нужно, а если нужно, поддержат».
Я задаю тот же вопрос, об атмосфере в коллективе, всем своим собеседникам из оркестра, и отвечают они примерно то же самое, а основательница Nella Musica Orchestra Екатерина Кочеткова расписывает иерархию: «Мои музыканты — тоже же дети, они даже называют меня мамой. По сути, как в школе: кто-то вот платье забыл, кто-то переживает перед выступлением. А техническими моментами у нас занимается бабушка Настя, так как она на год старше меня. Она зашивает платья и вечно что-нибудь чинит. А ещё я иногда посылаю её поорать на кого-нибудь на площадке».
Передо мной дирижёр и автор проекта Nella Musica Orchestra Екатерина Кочеткова. За три года она успела стать бизнес-леди, выполняя обязанности предпринимателя, художественного руководителя и продюсера. А началось всё в 2020 году, когда она во время изоляции со скуки пересматривала мультфильмы Хаяо Миядзаки и делала инструментовки музыкальных произведений Дзё Хисаиси в качестве домашнего задания для консерватории.
«Когда мы играли свой первый концерт, уверенности, что всё это зайдёт, не было. Но были уверены друзья, они прям заворожённо смотрели. А мне, наоборот, казалось, что я плохо всё сделала. Но поддержка близких сильно помогла. Я вообще живу по принципу: если чего-то боюсь, то делаю это, даже если считаю, что выйдет плохо. Может получиться, а может не получиться. Но если ты не попробуешь, то не узнаешь».
Читайте также
Претензии к Nella Musica Orchestra действительно иногда прилетают. Причём самые непредсказуемые. Например, один господин негодовал, почему в оркестре одни девчонки. А другой возмущался, что вместо диснеевских песен лучше бы играли русские народные. Екатерина по-доброму называет такие случаи «весенними обострениями». В остальном зрители реагируют максимально положительно, ведь оркестр помогает заново пережить самые светлые ностальгические эмоции, связанные с любимыми произведениями нашего детства, в таких программах, как «От Disney до Marvel» или, к примеру, «Итальянская пицца». А дебютировал оркестр, как вы могли догадаться, с программой «Миры Миядзаки».
Кстати, специально для наших читателей при покупке билетов на концерты Nella Musica Orchestra действует промокод СУБКУЛЬТУРА, который даёт скидку 15%.
К конструктивной же критике в Nella Musica Orchestra относятся серьёзно: «Конечно, у нас проходит работа над ошибками. И слёзы над ошибками. Я сама могу рыдать, даже если был очень хороший концерт, а я умудрилась зациклиться на каком-то моменте и потом страдать. Потому что мне всегда нужно, чтобы было лучше, лучше, лучше. Это такое вот качество дирижёра».
Есть, кстати, среди программ ещё одна, которая, в отличие от уже перечисленных, направлена на то, чтобы пострадал и зритель (представляете?). Это последняя программа «Аниме. Постапокалипсис».
«Сейчас эта программа у меня любимая, — рассказывает Екатерина. — Потому что она невероятно масштабная и очень тяжёлая. Если везде я дирижирую в платье, то на ней приходится делать это в костюме, так как и физически, и эмоционально сложно. Я давно хотела создать программу, после которой людям будет именно тяжко. Чтобы, когда они уходят, были неприятные ощущения, приятно неприятные. Эта программа позволяет задуматься. Она об отношениях человека и природы через произведения постапокалиптического аниме, где человек стал причиной какой-либо глобальной катастрофы. Главное произведение там поётся на ля-ля-ля, мы изображаем хор детей, которые стоят на руинах того, что разрушили их родители. Все зрители замирают, когда это слушают».
«А какая ваша любимая программа?» — спрашиваю я у вокалиста Алексея Макшанцева. «Та, в которой я „Арабскую ночь“ пою», — улыбается он. Ведь именно с неё и началось сотрудничество оркестра с Алексеем — он пришёл в Nella Musica Orchestra по следам Марии, с которой поёт дуэтом с пяти лет. И я понимаю, что выбрала нужную программу, ведь пришла именно на «Геркулес против Рапунцель».
«Я считаю, что артист не должен заостряться на чём-то одном. Если душа чего-то просит, нужно делать. Мне действительно очень сильно нравится здесь. Кстати, в театре выступать проще, чем с оркестром, так как твой герой живёт там три часа. А здесь у тебя есть три минуты на одну песню, три минуты на другую, и ты должен по-разному их прожить».
Эти слова я вспоминаю, когда Алексей торжественно исполняет заветную «Арабскую ночь», а потом феерично переключается на партию Себастьяна из «Русалочки». Они с Марией то подтрунивают друг над другом, то очень нежно отыгрывают влюблённых. Всё это время по коже стадами бегают мурашки, так как одна любимая песня сменяется другой, звучат мелодии, навечно отпечатавшиеся на подкорке, а музыканты на сцене кайфуют от происходящего так же, как и ты.
«Мне кажется, уникальность нашего оркестра в подаче, — рассказывает Мария. — Когда ты приходишь на концерт классической музыки, даже если это тоже саундтреки, музыканты на сцене кажутся отрешёнными — они там, ты здесь. Играют классно, но холодно. А у нас за счёт свечей, какой-то камерности, представления каждого артиста атмосфера совсем другая. Мы здесь вместе с вами. Ещё мы вечно переглядываемся и угораем друг над другом, если кто-то лажанул. Мы живые, оркестр дышит. Сейчас холода и так много, люди друг друга не любят, все злобные и одинокие, хочется тепла».
Кстати, Nella Musica Orchestra появился в жизни Марии в один из самых сложных периодов, связанных с одиночеством и профессиональной неопределённостью. Но рассказывает она эту историю бодро, так как она, как и диснеевские, закончилась хэппи эндом.
«2020 год, я сижу дома с смс-кой „Поздравляю, ты окончил консерваторию“, всё закрыто, и дирижёром, на которого я отучилась, я себя не вижу. Вот он — взрослый мир. С академистки я начала переучиваться на эстраду, меня не брали на работу, а тут ещё и развод. И вот я сижу на кафеле в ванной, вся в слезах. А Катя выставляет историю, что им в оркестр нужен человек, который мог бы красиво почитать стихи. Я, естественно, пишу, что сама готова за такое заплатить деньги, только позовите. И Катя сразу пригласила меня, хотя ни разу не слышала, как я пою сольно! После первого концерта появилась куча седых волос, было переживательно, но круто, а Катя мне ещё и заплатила. Так пошли концерты, и я стала развиваться как эстрадная певица, сейчас прохожу кучу обучений и преподаю сама».
Мария сидит передо мной в красивом платье, в её волосах бант, как у настоящей принцессы, а через полчаса она выходит на сцену, чтобы исполнять песни из «Красавицы и чудовища» и «Мулан». Это ли не мечта каждой девочки родом из девяностых? Я спрашиваю, переживает ли она сейчас так же, как в первый раз.
«Да, мне каждый раз перед выступлением волнительно. Ты не знаешь, какой там зритель, не знаешь, получится ли у тебя эта высокая нота. Есть в „Отпусти и забудь“ из „Холодного сердца“ строчка: „Пусть бушует ШТООООРМ“. Безумно неудобная нота. Но, мне кажется, пока ты переживаешь, ты живёшь».
Когда звучат первые аккорды из «Холодного сердца», вся детская часть аудитории заметно оживляется и сосредотачивается на сцене. Ох уж это молодое поколение, не ценит настоящую классику! Я с замиранием сердца жду «бушующий шторм», чтобы радостно выдохнуть, что у Марии всё получилось превосходно. Никогда бы не подумала, что она волнуется, на сцене на это нет ни намёка.
Последнее же, что я выпытываю у Екатерины в этот вечер, это каким образом создаются аранжировки и чем они отличаются от оригинальных композиций.
«Мы делаем инструментовки либо по слуху, либо покупаем ноты по фортепиано, а всё остальное уже дописываем сами. Можно одно произведение и за несколько дней сделать, а можно мучиться месяца два, зависит от вдохновения и от масштаба. Вот всеми любимая „Песенка Олафа про лето“ родилась за один день.
Аранжировка же зависит от настроения композитора и настроения картины. Мы всегда стараемся передать вайб самого произведения, используем актерские приёмы, а также какие-то фишки, чтобы посмеяться. А ещё особенность нашего оркестра в том, что мы каждый раз разрешаем ребятам импровизировать. Да, у нас есть прописанная основа, но на этом фоне музыканты постоянно придумывают что-нибудь новенькое. Особенно любит импровизировать наша флейтистка Полина. Так и жить интереснее».
На финальной композиции «Аллилуя» Екатерина дирижирует свечкой. Такого я точно ещё не видела.
Напоследок я решаю поболтать со зрителями и пристаю к семье из мамы, бабушки и ребёнка. Любопытно, что программа этого вечера умудрилась охватить как композиции из детства мамы, так и песенки, которым сегодня подпевал мальчик, и даже бабушка словила приятную ностальгию по старым мультфильмам, все остались в восторге. А вот другим двум подружкам так понравилось, что они пожаловались, что концерта в час двадцать минут им не хватило и хотелось бы подольше. Они также отметили, что с удовольствием послушали бы оркестр в более подходящем зале: сегодня мы были на 58-м этаже башни «Империя», но вообще, конечно, Nella Musica Orchestra лучше слушать на масштабных площадках.
«Самая главная удача — это то, что нас пригласили выступать в Светлановском зале Московского международного дома музыки, это огромный зал и невероятный успех. Мы будем выступать там с большим оркестром», — как раз похвасталась Екатерина.
Выхожу из башни, напевая «Отпусти и забудь». Тьфу ты, всё-таки цепляет. Иду домой с чётким желанием в сотый раз пересмотреть один из любимых мультиков. И сходить на следующий концерт Nella Musica Orchestra.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!