О том, как подготовиться к апокалипсису, а точнее к прослушиванию программы «Аниме. Постапокалипсис» в исполнении Nella Musica Orchestra, мы уже рассказали. Там же доводы о том, почему к концерту, который призван развлекать, вообще следует готовиться. Но также и утешение, что удовольствие от музыки гарантировано в любом случае, будь вы отличник или двоечник.
Сегодня же речь пойдёт о новой программе оркестра Nella Jazz, погружающей слушателя в мир джазовых композиций, которые украсили культовые киноленты прошлого и продолжают пополнять саундтреки современных фильмов. В отличие от классической музыки, которую понять труднее всего, джаз воспринимается телом инстинктивно. Билл Эванс, чьи цитаты возглавляют все подборки высказываний о джазе, говорил так: «Меня раздражает, когда люди пытаются анализировать джаз как интеллектуальную теорему. Это не так. Это чувство». Постараемся не раздражать Билла Эванса, не занудствовать и посоветовать только самые чувственные материалы!
Кстати, специально для наших читателей при покупке билетов на концерты Nella Musica Orchestra действует промокод СУБКУЛЬТУРА, который даёт скидку 15%.
Если вы настроены серьёзно разобраться в истории джаза, его корнях, поджанрах и самой сути этой музыки — начать следует с документального сериала «Джаз» Кена Бёрнса, который снимался на протяжении шести лет. От Нового Орлеана до Нью-Йорка, из подпольных баров до лучших площадок, сериал рассказывает о том, как джаз покорил мир своей искренностью и духом свободы. Если готовы к более тщательному погружению, на сайте ИМИ вы найдёте большую подборку книг о джазе и музыке в целом. А если вы открыли этот текст за 15 минут до начала концерта — пробегитесь по статье «Ножа» о том, как «сойти за своего». Тем, кто предпочитает учиться «у улиц», советуем провести пару вечеров в баре The Hat, который есть как в Петербурге, так и в Москве — там каждый вечер играет джаз всевозможных видов и собираются знатоки и любители, один из которых наверняка сможет поведать вам больше, чем любая книга.
В программе Nella Jazz звучит порядка 23 джазовых стандартов, и далее мы расскажем интересные истории, связанные с некоторыми из них.
Читайте также
Autumn Leaves
Песня, известная нам на английском языке, изначально была написана на французском Жозефом Косма на стихи Жака Превера и называлась Les Feuilles mortes, что переводится как «опавшие листья», а дословно — мёртвые. В 1946 году песню в фильме Марселя Карне «Врата ночи» небрежно напевает актёр Ив Монтан, а после провала ленты напрочь забывает о ней до тех пор, пока красоту композиции не открывает ему Эдит Пиаф, после чего Монтан записывает её отдельно. Английская версия песни появилась годом позже, а русская — в 1956-м. Кстати, соло на аккордеоне, которое слышно в композиции, — это отсылка к русской песне «Полюшко-поле» как дань уважения советским солдатам за помощь в ходе войны.
You Don’t Own Me
Написанная американскими композиторами Джоном Мадарой и Дэвидом Уайтом и исполненная в 1963 году Лесли Гор, You Don’t Own Me была задумана как забавная и лишь слегка дерзкая песенка о капризной девчонке, а стала настоящим символом эмансипации женщин. Позже исполнительницу даже стали критиковать за другие её, совсем не феминистские, работы. Кажется, это тот самый случай, когда песня переросла создателя и зажила своей жизнью. Композицию можно услышать в фильме «Грязные танцы» и даже в «Отряде самоубийц», также сэмпл You Don’t Own Me звучит в треке Эминема Untitled.
Love Me Tender
Несмотря на то, что авторами песни указаны её исполнитель Элвис Пресли и Вера Мэтсон, на самом деле Love Me Tender написана супругом Веры Кеном Дарби на основе сентиментальной баллады 1861 года Aura Lee. Король рок-н-ролла поёт песню в одноименной картине 1957 года, однако любопытен тот факт, что известной она стала годом ранее, ещё до выхода ленты, благодаря выступлению Пресли на «Шоу Эда Салливана». Более того, фильм даже переименовали в честь композиции, хотя называться он должен был «Братья Рино». Сегодня трек входит в «500 величайших песен» по версии журнала Rolling Stone.
Summertime
Эта культовая композиция является настоящей арией, написанной для оперы 1935 года «Порги и Бесс» Джорджем Гершвином. Авторами текста выступили брат композитора Айра Гершвин и ДюБоз Хейворд. Пьеса «Порги» Хейворда, на основе которой и родилась опера, рассказывает о жизни афроамериканского рыбацкого поселка в 1920-е годы. Summertime является лейтмотивом оперы и звучит в ней четыре раза. Она вобрала в себя черты афроамериканского фольклора, но также, по легенде, была вдохновлена украинской колыбельной. И опера, и отдельно композиция полюбились широкой публике далеко не сразу. Ария стала популярной только после записи кавера Луи Армстронгом и Эллой Фитцджеральд в 1950-х годах, зато сейчас известна каждому.
Fly Me to the Moon
Песню с грамматически странным названием в 1954 году написал Барт Ховард по просьбе звукозаписывающей компании сделать что-то лирическое и лёгкое. Тогда она ещё называлась In Other Words, но уже цепляла заглавной фразой, где вместо Take Me to the Moon звучит Fly, что переводится как-то так: «Полети меня на Луну». За 20-летнюю музыкальную карьеру песня стала первым настоящим хитом Ховарда, а потом и вовсе вошла в историю, когда Эдвин «Базз» Олдрин включил версию Фрэнка Синатры во время высадки в 1969 году на настоящую Луну.
Moon River
Песня была написана в 1961 году Генри Манчини на слова Джонни Мерсера — причём сразу для Одри Хепбёрн, которая исполняет её в легендарной картине «Завтрак у Тиффани». Из-за слишком длинного хронометража фильма сцену с исполнением композиции планировали вырезать, но актриса пригрозила, что сделать это смогут только через её труп. Так, Moon River стала обладательницей двух «Грэмми» и «Оскара» за лучшую песню к фильму.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!