«Портал Субкультура» однажды уже писал о таинственном иркутском гитаристе, чьи вокальные возможности отражены в названии его проекта. Продуктивный автор демо-релиза «Провинциальные мозги», мини-альбома «Дела сердечные», сборника «Старые песни» и лонгплея «Компромат» представляет «Сказки ночного леса».
Если это реально сказки (а я читаю названия песен, и это, похоже, они), то забавно, что именно мне достался этот релиз. Человеку, у которого всегда были очень натянутые отношения с фэнтези и разного рода мифологией, особенно в музыке. Но я уже пробовал быть предвзятым ко всему на свете — сейчас мне нравится жить с открытым сердцем. И, может, даже хорошо, что я не искушён в данном вопросе. Слушаем.
«Приключения Масо»: сказка первая. Я так скажу: если артист заостряет внимание на своём ограниченном диапазоне, то ему незачем прятать вокал в музыке, как это сделано в «Приключениях». Причём я пока не могу понять, специально это или просто — сведение для слабаков. Узнаем об этом дальше.
Кстати, возвращаясь к диапазону, опыт показывает, что при должном внимании к вопросу практики: где пол-октавы, там и — вся, и даже полторы. Так что к чему это кокетство, Пол? Если что-то талантливо, ему необходимо постоянное развитие. Хотя бы для того, чтобы кто-то однажды сказал: «А мне их раннее творчество больше нравится. Аутентично», — и утёр мне нос. Жаль, не удалось разобрать, в чём суть истории Масо.
«Албынжи». Композиция, которая примечательна прежде всего тем, что уже одним названием начинает расширять мне кругозор. Вики сообщает, что это хакасский героический эпос оригинальной формы. Драматургию «Албынжи» удаётся расслышать лучше, но заканчивается история через полторы минуты. Какая-то песня уже могла бы успеть проводить меня вглубь мини-альбома, ведь его треть позади.
Кажется, вот она. Заразительные риффы, которые так прикольно сыграны, что хочется надеть «диси» и сделать кикфлип. Наконец меня цепляет, но, прикиньте, заслуга гитар тут второстепенна. Дело в атмосфере, которую по щелчку создаёт обаятельный голосовой интершум на третьей секунде трека. Эта нано-деталь погружает меня в эффект присутствия на репетиции панк-банды, музыканты которой все на одно лицо.
Такое андеграундное прочтение «Ширли-Мырли». Забирайте идею для клипа. Но, возможно, я её украл. Занятно, что здесь мне уже не так важен текст, потому что закачало. Но главный панчлайн запоминается без усилий: «Человек сильнее всех, ведь у него есть деньги».
Фольклорные мотивы альбома продолжает композиция с труднопроизносимым названием, отсылающим нас на этот раз к эпосу карело-финскому. В «Вяйнемёйнен онлайн» впервые представляется возможность уловить каждое слово остроумного и вполне злободневного текста. Здесь я ощущаю некоторую досаду от мысли, что в предыдущих песнях тоже могло быть весело, но эквалайзер проигрывателя не сумел помочь.
В «Моём лотосе» ещё на первом куплете у меня поворачивается язык назвать это великолепной балладой без обиняков. Песенку открывают уместный крайне-азиатский флёр и красивая мелодия приятного женского тембра — очевидно, одно из обещанных обложкой камео. Скорее всего, это не Эраст Ахметгалеев. В конце композиции я соглашаюсь с автором — пусть этому произведению густо рукоплещут аудитории.
«Пара слов о полку Игореве» — короткая психоделическая рапсодия, в которой я вообще перестаю думать о словах. Говорят, девушка, что скрывается за псевдонимом Травикус, в свободное от сказок время занимается электроникой и прог-металом. Здесь её оригинальный голос вновь резонирует с моей сердечной частотой и разливается во мне упоительной мукой. Мне нельзя ставить такие редкие тембры, ребята, у меня сильно разыгрывается фантазия. Хорошо, что мужчина периодически отвлекает манифестом. Эраст? Я вспоминаю звуковой беспредел «Аквариума». «2-12-85-06». И решаю, что «Пол-октавы» пошло бы выпуститься на виниле фирмы «Мелодия».
Кажется, я понял, в чём прикол этой музыки. Она ненавязчиво исцелила меня от духоты рецензента ближе к концу альбома. В данном случае, это, кстати, почти немедленно. Кудесник.
В моей голове всплывает сцена из «Лета» Серебрянникова, где молодой и пока ещё не легендарный Витя искренне сокрушается о качестве звука на студии персонажа, известного как Бог. Майк Васильевич, стряхивая пепел в трёхлитровую банку, замечает, что это красивая проблема. К чему я это? Знаете, для «Пол-октавы» — это вообще не проблема. Это я вам, как один из 19 зрителей видео «Харьков – Хабаровск» на YouTube-канале проекта, говорю.
Кто-то из комментаторов предыдущих альбомов «Пол-октавы» нарёк производимый им жанр депрессивным панком. Наверное, без сибирской хтони не было бы и «Сказок», но, кажется, депрессия иссякла и перешла в стадию принятия.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!